Статья:

ИГРА НА УРОКЕ БИОЛОГИИ: «ЖИВОТНЫЙ МИР И ЕГО МНОГООБРАЗИЕ»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(184)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Смелая Т.П. ИГРА НА УРОКЕ БИОЛОГИИ: «ЖИВОТНЫЙ МИР И ЕГО МНОГООБРАЗИЕ» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 5(184). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/184/105610 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИГРА НА УРОКЕ БИОЛОГИИ: «ЖИВОТНЫЙ МИР И ЕГО МНОГООБРАЗИЕ»

Смелая Татьяна Павловна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Игра является неотъемлемой частью жизни каждого человека. В первые годы жизни, игра является для ребёнка ведущим видом деятельности, через который он познаёт окружающий мир и формирует определённые модели поведения. В современной школе, обучающей школьников по программе ФГОС, среди всех технологий, присущих данному стандарту, особо выделяют игровые технологии.

На первый взгляд, всё достаточно легко и понятно, ведь само слово «игра» пробуждает в человеке трогательные детские воспоминания. Но на самом деле учителя зачастую отказываются использовать в своей деятельности игровые технологии. Проблема состоит в том, что учителя биологии не достаточно осведомлены в результативности данной формы работы. Но в связи с этим большинство уроков проходят для учеников не интересно, а как следствие, нерезультативно.

Игровые технологии и их место в образовательно процессе изучались многими известными педагогами, такими как Л.С. Выготский, Г.К. Селевко, А.Н. Леонтьев  и многими другими. Г.К. Селевко разработал классификации педагогических игр по различным критериям игровых технологий. Также Г.К. Селевко дал наиболее полное определение понятию игра. Он пишет: «Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». Таким образом, мы видим, что отечественные учёные внесли весомый вклад в развитие игровых технологий в педагогической сфере.

Таким образом, исходя из вышесказанного, в данном исследовании мы ответим на вопрос: « Является ли применение игровой технологии на уроках биологии необходимым и продуктивным?»

Биология является одной из самых интересных школьных дисциплин.  Изучение данного предмета не ограничиваются только заучиванием определений, законов, закономерностей и отличительных видовых особенностей. Особенностью данной дисциплины является изучение особых, присущих определённому объекту признаков, свойств и стереотипов поведения, которые учащиеся, при создании учителем определённых условий работы на уроке,  могут выделить и сформулировать самостоятельно, что вызовет  больший интерес к получаемой информации и способствует её запоминанию [3, c. 267].

Игровая технология поможет учителю биологии сделать работу на уроке увлекательной и творческой, но в то же время познавательной и научно-обоснованной. Игра способствует выполнению главной задачи учителя на уроке – повышению интереса учащихся к учебному предмету «Биология».

Основными функциями учебной игры являются:

  1. Обучающая – знакомит с учебным материалом, помогает глубже понять суть вопроса.
  2. Воспитательная – развивает кругозор, мышление; формирует мировоззрение ребёнка; воспитывает определённые качества.
  3. Ориентационная – учит применять теоретические знания на практике; знакомит с определёнными моделями поведения в предоставленных ситуациях.
  4. Мотивационно-побудительная – мотивирует к изучению дисциплины, получению новых, дополнительных знаний [4, c.76].

Одним из самых распространённых видов игр на уроке биологии является дидактическая игра. По определению В.Н. Кругликова: «Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения».

Главной особенностью дидактической игры является то, что учитель может организовывать её на любых этапах урока: изучение нового материала, актуализация знаний, закрепление. При проведении дидактической игры учебная задача ставится перед учащимися как игровая задача, дальнейшая деятельность подчиняется установленным правилам игры, а насколько успешным будет выполнение задания, зависит от результатов дидактической игры [4, c. 56].

Дидактическая игра может носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Но самыми результативными считаются те игры, в которых участвуют все учащиеся класса, или даже нескольких классов. В таком случае у детей появляется критерий соперничества, что позволяет им с большим энтузиазмом выполнять задачи дидактической игры [1, c.33].

На уроках биологии из всего многообразия видов дидактических игр самыми эффективными являются:

  1. Игры – путешествия, к ним относят: дискуссии, творческие задания, мини – проекты.
  2. Игры – упражнения, к ним относятся: ребусы, викторины, шарады, кроссворды.
  3. Игры – соревнования – в их основу могут быть положены любые виды дидактических игр.
  4. Сюжетные игры – строятся на основе распределения ролей и разыгрывания заданной ситуации [1, c.27].

В школьной программе по дисциплине «Биология» имеется ряд тем, для изучения которых рекомендуется использовать игровые технологии. Одним из таких уроков, может выступать изучение темы «Животный мир и его многообразие». Каждый учитель самостоятельно планирует и составляет игровую технологию по вышеуказанной теме, но в данной статье мы хотим привести собственный план подобной дидактической игры, предназначенной для учащихся 6-7 классов.

В первую очередь необходимо поставить цель, которую учитель будет реализовывать в ходе урока – игры. В нашем случае цель игры: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Животный мир и его многообразие».

Задачи дидактической игры:

  1. Научить школьников систематизировать животных по определённым признакам;
  2. Познакомить школьников с вымершими и вымирающими видами животными;
  3. Сформировать умение применять полученные ранее знания на практике [2,c.112].

Игра «Животный мир и его многообразие» предполагает разделение класса на 3 команды. Каждая команда должна придумать себе название, связанное с темой урока. Ход игры будет сопровождаться применением мультимедийного оборудования, все задания и необходимые материалы будут отображены на слайдах презентации. Игра подразделяется на 3 тура.

Первый тур будет называться «Фауна различных континентов мира». Каждой команде будет задан вопрос, касающейся характеристики определённого животного, один из членов команды должен будет ответить, какое животное представлено и на какой континенте оно обитает. В том случае, если команда не отвечает на свой вопрос, то право ответа переходит к следующей команде и т.д. Баллы за ответы каждой команды суммируются и заносятся в специальную таблицу.

Второй тур будет называться «Вымершие и вымирающие животные нашей планеты». Командам будет представлен ряд изображений животных, которых им необходимо распределить на 2 группы: вымершие и вымирающие. Команда, которая быстрее других справится с заданием, получает определённое количество балов.

Третий тур будет называться «Чёрный ящик». На экран выведена развёрнутая характеристика животного. Командам необходимо быстрее других ответить, какое животное подразумевается. Баллы получает одна  только команда. После завершения третьего тура, учитель подводит итоги игры, подсчитывает баллы, объявляет команду победителя и награждает участников призами, отличными отметками или другими средствами поощрения, на усмотрение учителя. Кроме того, учителю необходимо провести с учащимися беседу о том, что было наиболее интересным и запомнилось им на уроке.

Таким образом, мы видим, что сделать урок биологии интересным и увлекательным для школьников возможно с помощью применения любой из форм дидактической игры: игра-путешествие, игра-соревнование, сюжетная игра, игра-упражнение. Данные игровые формы могут выполнять все важнейшие функции урока: обучающая, воспитательная, ориентационная, мотивационно-побудительная.  Если нет возможности уделить данному виду деятельности всё занятие, учитель может провести один из этапов урока на основе игровых технологий, ведь это не займёт много времени на подготовку и проведение. Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что применение игровой технологии на уроках биологии необходимо в связи с особой результативностью. Вводя урок-игру в работу со школьниками, учитель в большей мере заинтересовывает учеников в изучении биологии. Учителям следует больше внимания уделять игровым формам работы и возможным результатам, которых можно достичь с их помощью.

 

Список литературы:
1. Баякина, З.В. Познавательные игры на уроке биологии: методические рекомендации для учителей по руководству игровой познавательной деятельностью школьников / З.В. Баякина – Новокузнецк: ГИУУ,1993. – 55 с.
2. Букатов, В.М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых  приёмов обучения: книга для учителя / В.М. Баякина – Москва: Первое сентября, 2002. – 224 с.
3. Кукушкин, В.С. Современные педагогические технологии. Пособие для учителя / В.С. Кукушкин  – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 438 с.
4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К.Селевко – Москва: Народное образование, 1998. – 256 с.