МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(284)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(284)
МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Аннотация. В данной статье рассматриваются методы, приемы и средства формирования краеведческих знаний у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью в процессе коррекционной работы. Авторами статьи обосновывается, что краеведческие знания имеют важное значение для формирования общего культурного уровня личности, а также ее восприятия окружающего мира. При работе с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, важно использовать такие методы, приемы и средства, которые учитывают их специфику и особенности интеллектуального развития.
Ключевые слова: метод, прием, средства, краеведческие знания, младший школьный возраст, интеллектуальная недостаточность, коррекционная работа.
Постановка проблемы. Интеллектуальная недостаточность является одной из наиболее распространенных детских неврологических патологий, которая возникает из-за нарушений нормального развития мозга. Дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают трудности в обучении и формировании знаний по различным предметам, включая краеведческие знания.
Краеведческие знания имеют большое значение для формирования понимания и уважения к своей родной местности, интереса к ее истории, культуре и природе. Кроме того, изучение окружающего мира и родной природы способствует развитию познавательных способностей ребенка. Однако, дети с интеллектуальной недостаточностью сталкиваются с трудностями в усвоении информации, сложными образами мышления и абстрактным мышлением. В результате, формирование краеведческих знаний у таких детей может быть затруднено и требует особого подхода и методик обучения.
Проблемой формирования краеведческий знаний в разные годы занимались А.Н. Гамаюнова, A.M. Данилова, С.В. Ковшов, Т.М. Лифанова, Л.Ф. Мельчаков, Г.В. Мурашов, Е.В. Подвальная, Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырёва и др. В своих работах эти авторы подтверждают огромное значение краеведения для общего развития, формирования познавательного интереса, и социальной адаптации умственно отсталых учащихся.
Однако современные исследования не так часто затрагивают проблему формирования краеведческих знаний у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Именно поэтому исследование специфики формирования краеведческих знаний у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью является актуальным и необходимым.
Цель статьи: обосновать методы, приемы и средства формирования краеведческих знаний у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью в процессе коррекционной работы.
Основная часть. По мнению многих ученых, главными «деталями» механизма обучения и воспитания являются формы, методы и приемы воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся. От их правильного выбора во многом зависит успешность педагогического влияния на процесс становления личности школьника, на формирование всех существенных сфер ребенка.
Коррекционная работа по формированию краеведческих знаний у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью требует особого подхода и методик.
А.И. Капустиным выделены следующие приемы и формы организации учебного процесса, направленные на формирование краеведческих знаний младших школьников:
– стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего используются на уроках сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады школьников, разнообразные викторины;
– развитие творческого мышления учащихся начальных классов, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности людей, для чего привлекаются методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-cледственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа, наблюдение – традиционные методы;
– формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания – проблемный подход к процессу краеведческого воспитания;
– вовлечение школьников в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов растений, животных, насекомых, организация экологической тропы, защита природы – восстановление парка, леса, пропаганда краеведческих знаний: лекции, беседы, плакаты) [3].
Приемы и формы формирования краеведческих представлений на уроке возможны самые разнообразные.
При отборе краеведческих сведений необходимо придерживаться следующих правил: события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся; факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными; предоставлять учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту, например, улице, где находиться их дом или школа; формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом; вызывать интерес к родным местам (улице, дому, школе), содействовать формированию патриотических чувств [5].
Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали и размышляли. Этому помогают такие методические приёмы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приёмы и т.д. нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное или услышанное, делать выводы.
Специфика процесса формирования краеведческих знаний у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью с помощью словесных, наглядных и практических методов диктуется особенностями познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.
К словесным методам отнесены объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут. Они позволяют расширить знания детей о социальной действительности и родном крае, природе, способствуют систематизации и обобщению их.
Непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов имеет важное значение для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления и воображения.
Наблюдение лучше всего проводить на экскурсиях. Однако педагог должен уметь использовать для организации наблюдения и любую незапланированную ситуацию, если она дает возможность обогатить детей яркими представлениями, вызвать у них гамму чувств (удивление, восхищение, наслаждение красотой и т.д. [6].
Экскурсии представляют собой особый вид уроков, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых. Во время экскурсий школьники начинают познавать социальную действительность и мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь явлений.
Экскурсии – одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Они являются одним из основных видов уроков и особой формой организации работы по краеведению в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Целью организации экскурсий может быть изучение конкретных предметов, явлений, объектов в естественной обстановке или же закрепление и обобщение знаний после изучения соответствующих тем на уроках в условиях класса [2].
Экскурсии представляют собой особый вид уроков, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых. Во время экскурсий школьники начинают познавать социальную действительность и мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь явлений.
Экскурсии – одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Они являются одним из основных видов уроков и особой формой организации работы по краеведению в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Целью организации экскурсий может быть изучение конкретных предметов, явлений, объектов в естественной обстановке или же закрепление и обобщение знаний после изучения соответствующих тем на уроках в условиях класса [1].
В обучении школьников с умственной отсталостью наблюдение развивается по двум направлениям. Прежде всего, постепенно расширяется круг наблюдаемых объектов: наблюдение в классной комнате, а затем в других помещениях образовательного учреждения (столовая, медицинский кабинет и т.д.), на участке и, наконец, за его пределами: в сквере, в парке, у реки и др. Соблюдается и концентричность наблюдения, когда при знакомстве с одними и теми же объектами детей ведут от узнавания объекта при первом знакомстве, при повторных наблюдениях – к сравнению с другими объектами и, наконец – к обобщению.
При обучении учащихся с умственной отсталостью используются различные типы методов наблюдения, включая долгосрочные, краткосрочные и сравнительные наблюдения. Существуют особые дидактические требования к использованию наблюдения в качестве метода обучения в педагогике:
1. Объект наблюдения должен быть интересен детям, поскольку интерес помогает формировать четкие ментальные представления.
2. Наблюдение в идеале должно проходить в условиях, позволяющих наблюдать характерные черты объекта в естественной обстановке.
3. Учитель определяет цель наблюдения, определяет новые знания, которые необходимо получить, и планирует, как связать эти новые знания с существующим опытом детей.
4. Детям предоставляется конкретная цель или направленность их наблюдения, чтобы способствовать более полному пониманию.
5. Знания, приобретенные в результате наблюдения, а также чувства и отношение к наблюдаемому объекту должны быть дополнительно развиты с помощью таких видов деятельности, как пересказ, рисование, игра или художественная работа.
6. Последовательность и регулярность в наблюдении должны поддерживаться в соответствии с задачами и характеристиками наблюдаемых объектов.
7. Наблюдение должно включать точную и специфическую речь, включая наименования объектов, описание их характеристик и идентифицирующие действия.
Следуя этим дидактическим требованиям к наблюдению как методу обучения, педагоги могут эффективно вовлекать учащихся с умственной отсталостью в процесс обучения и улучшать их понимание окружающего мира [4].
Использование наглядных пособий, таких как картины, репродукции, диафильмы, видео, мультимедийные презентации, слайды и другие визуальные материалы, является важнейшим методом обучения учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями. Наглядные пособия обеспечивают конкретное представление различных концепций и объектов, делая обучение более доступным для этих учащихся. Статичные визуальные образы, такие как картины и диаграммы, помогают формировать мысленные представления о различных объектах и идеях, в то время как динамические изображения могут быть созданы с помощью технических средств обучения (TCO) для улучшения процесса обучения. Эти наглядные пособия могут помочь учащимся с умственной отсталостью усвоить сложные концепции, улучшить их понимание и эффективно вовлечь их в процесс обучения [3].
Работа с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью требует особого подхода и использования соответствующих методов, приемов и средств. Вот несколько из них:
1. Игры и игровые ситуации. Игра является естественным способом обучения для детей младшего возраста. В игровых ситуациях можно использовать различные краеведческие элементы, чтобы дети учились ориентироваться на карте, узнавали символы и флаги региона, а также изучали основные достопримечательности и культурные особенности местности.
2. Визуальные материалы. Изображения, фотографии и иллюстрации могут быть использованы для знакомства детей с краеведческими объектами и явлениями. Например, можно использовать коллекцию фотографий ярких зданий, местных праздников или природных достопримечательностей для обсуждения с детьми.
3. Экскурсии и выезды. Организация экскурсий и выездов в местные музеи, парки, исторические места помогает детям непосредственно исследовать свою местность и узнавать новую информацию о ней. В процессе экскурсии педагог может рассказывать интересные факты о местности и проводить интерактивные игры, чтобы углубить знания детей.
4. Интерактивные задания и задачи. Для детей с интеллектуальной недостаточностью, важно использовать задания, которые активно вовлекают детей в процесс обучения и развивают их умственные способности. Например, ребенку можно предложить построить модель достопримечательности из конструктора, составить пазл с изображением замка или решить кроссворд с названиями местных географических объектов.
5. Социальные проекты и мероприятия. Организация социальных проектов, таких как выставки или спектакли, на которых дети будут представлять свои знания о местности и показывать свои наработки, помогает им не только закрепить краеведческие знания, но и развить коммуникативные навыки и самооценку [5].
Важно помнить, что каждый ребенок уникален и может иметь свои особенности в обучении и развитии. Педагог должен адаптировать методы, приемы и средства в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями каждого ребенка [3].
Работа по формированию краеведческих знаний у детей с интеллектуальной недостаточностью требует терпения, творческого подхода и постоянного взаимодействия с ребенком. Она может значительно обогатить их представление о мире, а также способствовать развитию когнитивных, коммуникативных и социальных навыков.
Выводы. Таким образом, для формирования краеведческих знаний у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью необходимы индивидуальный подход, адаптация материалов к специфическим потребностям, визуальная поддержка, работа с жизненными ситуациями, игровой подход, развитие коммуникативных навыков. Важно использовать сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады, методы анализа, синтеза, создавать проблемные ситуации, вовлекать в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды. Необходимо включать интересные и понятные факты, развивать умение наблюдать и вызывать интерес к родным местам. Такой подход способствует развитию когнитивных, коммуникативных и социальных навыков детей.