Статья:

Опыт формирования экокультуры школьников (на примере МО «Боханский район»)

Конференция: XXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Соловьева Д.С. Опыт формирования экокультуры школьников (на примере МО «Боханский район») // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(21). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/10(21).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 6 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Опыт формирования экокультуры школьников (на примере МО «Боханский район»)

Соловьева Дарья Сергеевна
студент, Иркутский государственный университет, Институт социальных наук, РФ, г. Иркутск
Грицких Надежда Викторовна
научный руководитель, доцент кафедры социальной философии и социологии, канд. социол. наук Иркутский государственный университет, Институт социальных наук, РФ, г. Иркутск

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме низкой экологической культуры школьников. В качестве решения представлен практический опыт образовательных учреждений МО «Боханский район» по формированию экокультуры обучающихся.

 

Ключевые слова: экологическая культура, экология, школьники.

 

Справедливо полагать, что история развития человеческого общества тесно связано с  историей природы. В настоящее время возросла серьёзная экологическая проблема, вызванная тесным взаимодействием между человечеством и природной средой. Такое положение дел требует серьёзных и решительных мер, иначе люди погубят себя. Чтобы минимизировать возрастающие риски, необходимо воспитывать экологические ценности. Важно понимать, что делать это нужно со школьного возраста, поскольку именно в это время полученные установки послужат прочной основой экологической ответственности в дальнейшем. Только образованный человек сможет здраво оценить свои поступки, а бережное отношение к природным благам станет его убеждением.  При этом особое место занимает грамотно подобранные педагогом материалы и подходы, ориентированные на воспитание экологически развитой личности [1]. Таким образом, изучение практического опыта по  формированию экокультуры подрастающего поколения становится всё более значимыми.

На сегодняшний день система экологического образования и воспитания в МО «Боханский район» развивается в следующих направлениях:

  • Включение учебных предметов «Байкаловедение», «Экология» в общеобразовательный курс;
  • Деятельность школьных объединений (например, школьное лесничество «Тополёк» на базе Олонской СОШ, «Родник» на базе Боханской СОШ №1);
  • Проектная научно-исследовательская деятельность;
  • Организация массовых мероприятий экологического, развивающего, воспитательного характера.
  • Экологическое воспитание на уроках сельскохозяйственного труда на пришкольных участках.

Изучение школьного курса «Экология» даёт обучающимся комплекс знаний о взаимосвязях человека с природой. Курс направлен главным образом на формирование адекватных представлений о том, как сберечь природные богатства, улучшить состояние окружающей среды и минимизировать воздействие негативных факторов на здоровье населения.

С целью воспитания ответственного отношения к природе родного края в школах введён курс «Байкаловедение». В рамках данного курса дети изучают и анализируют актуальные экологические проблемы Байкала и Прибайкалья, решают экологические задачи.

На территории МО «Боханский район» ведётся активная работа детского экологического объединения «Школьное лесничество «Тополёк» на базе Олонской СОШ. Деятельность объединения строится на проведении занятий теоретического и практического характера. «Лесная школа» - это курс теоретических занятий, освоив который, ребята принимают непосредственное участие в мероприятиях практического характера: осуществляют высадку деревьев, уборку лесных участков от мусора, делятся своим опытом с жителями посёлка. Данный кружок позволяет школьникам ощутить собственную значимость в решении экологических проблем района, способствует раскрытию творческого потенциала и лидерских качеств.

Деятельность школьного экобиологического объединения «Родник» также нацелена на формирование экологических ценностей детей. Являясь членами объединения, ребята принимают участие в ежегодном патрулировании улиц посёлка с целью выявления и ликвидации стихийных свалок, проведении тематических акций, флешмобов и агитаций. Работа проводятся при поддержке местной администрации, результаты мероприятий публикуются в местной газете «Сельская правда».

Особое место занимает проектная научно-исследовательская деятельность детей, которая развивает навыки научного исследования: умение наблюдать и анализировать. Кроме того, общественная деятельность способствует развитию коммуникативных качеств, учит выстраивать работу в коллективе. Принимая непосредственное участие в реализации социально-значимых экологических проектов, школьники попадают в реальное социальное и природное окружение, в мир важных жизненных проблем, требующих решения. За последние несколько лет проводилась работа над такими проектами, как «Нет – лесным пожарам!», «Сделаем посёлок чистым», «Поможем птицам зимой», «Антиклещ», «Чистый берег – чистая река». В реализации социально-значимых проектов экологического характера принимают участие не только школьники, но и родители, жители МО «Боханский район», а также представители различных общественных структур. Научная деятельность освещается  СМИ на уровне района и региона.  Надо отметить, что исследования ребят оценены на самом высоком уровне. В 2012 году пять воспитанников были удостоены премии Президента РФ. Кроме того, ребята являются участниками научного форума «Шаг в будущее, Юниор», в рамках которого делятся собственными исследованиями в области экологии. Результаты исследований ребята под руководством учителей публикуют в научных журналах и сборниках. Участие в проектах подобного рода дарит положительный опыт и условия для всестороннего развития и самоопределения обучающихся.

Массовые экологические мероприятия и акции развивающего характера направлены на активное формирование системы экологических представлений у школьников, а также на получение практических навыков в экологических исследованиях.

В 2016-2017 учебном году в школах МО «Боханский район» была проведена игра «Чистый мир». В рамках игры учащиеся поэтапно выполняли тематические задания, сочиняли стихи и песни о родной природе, занимались уборкой парковой и лесной зон. Такая внеклассная работа способствует тому, что у детей складывается экологически грамотное поведение, развивается экологическое мышление.

Уроки сельскохозяйственного труда являются неотъемлемой частью учебного процесса. Пришкольный участок становится своеобразной площадкой, на которой разворачивается учебно-исследовательская деятельность. Ребята в данном случае выступают в роли субъектов, воздействующих на природу и преобразующих её компоненты. Это выражается в активной трудовой деятельности ребят. Они ухаживают за школьным двором, выращивают овощи и рассаду, высаживают саженцы, деревья и кустарники, изготавливают клумбы для цветов и многое другое. Данный подход, подразумевающий практико-ориентированные занятия, обогащает эстетическое отношение к природе и помогает школьникам стать более подготовленными к самостоятельной жизни в обществе.

Таким образом, экологическое образование на сегодняшний день является важной составляющей системы образования в целом. Оно направлено на воспитание полноценной личности с четким осознанием экологических установок и ценностей. В связи с этим исследование практического опыта по формированию экокультуры подрастающего поколения видится перспективным для дальнейшего изучения.

 

Список литературы:
1. Рубанова Е. В. Проблемы современного экологического образования  / Е.В. Рубанова // Известия ТПУ. –  2009. –   №6. – С. 150 – 155. 
2. Официальный сайт Администрации МО «Боханский райн» [Электронный ресурс]. – URL: http://bohan.irkobl.ru/ (дата обращения: 10.10.2019).