Опыт формирования экокультуры школьников (на примере МО «Боханский район»)
Конференция: XXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Опыт формирования экокультуры школьников (на примере МО «Боханский район»)
Аннотация. Статья посвящена проблеме низкой экологической культуры школьников. В качестве решения представлен практический опыт образовательных учреждений МО «Боханский район» по формированию экокультуры обучающихся.
Ключевые слова: экологическая культура, экология, школьники.
Справедливо полагать, что история развития человеческого общества тесно связано с историей природы. В настоящее время возросла серьёзная экологическая проблема, вызванная тесным взаимодействием между человечеством и природной средой. Такое положение дел требует серьёзных и решительных мер, иначе люди погубят себя. Чтобы минимизировать возрастающие риски, необходимо воспитывать экологические ценности. Важно понимать, что делать это нужно со школьного возраста, поскольку именно в это время полученные установки послужат прочной основой экологической ответственности в дальнейшем. Только образованный человек сможет здраво оценить свои поступки, а бережное отношение к природным благам станет его убеждением. При этом особое место занимает грамотно подобранные педагогом материалы и подходы, ориентированные на воспитание экологически развитой личности [1]. Таким образом, изучение практического опыта по формированию экокультуры подрастающего поколения становится всё более значимыми.
На сегодняшний день система экологического образования и воспитания в МО «Боханский район» развивается в следующих направлениях:
- Включение учебных предметов «Байкаловедение», «Экология» в общеобразовательный курс;
- Деятельность школьных объединений (например, школьное лесничество «Тополёк» на базе Олонской СОШ, «Родник» на базе Боханской СОШ №1);
- Проектная научно-исследовательская деятельность;
- Организация массовых мероприятий экологического, развивающего, воспитательного характера.
- Экологическое воспитание на уроках сельскохозяйственного труда на пришкольных участках.
Изучение школьного курса «Экология» даёт обучающимся комплекс знаний о взаимосвязях человека с природой. Курс направлен главным образом на формирование адекватных представлений о том, как сберечь природные богатства, улучшить состояние окружающей среды и минимизировать воздействие негативных факторов на здоровье населения.
С целью воспитания ответственного отношения к природе родного края в школах введён курс «Байкаловедение». В рамках данного курса дети изучают и анализируют актуальные экологические проблемы Байкала и Прибайкалья, решают экологические задачи.
На территории МО «Боханский район» ведётся активная работа детского экологического объединения «Школьное лесничество «Тополёк» на базе Олонской СОШ. Деятельность объединения строится на проведении занятий теоретического и практического характера. «Лесная школа» - это курс теоретических занятий, освоив который, ребята принимают непосредственное участие в мероприятиях практического характера: осуществляют высадку деревьев, уборку лесных участков от мусора, делятся своим опытом с жителями посёлка. Данный кружок позволяет школьникам ощутить собственную значимость в решении экологических проблем района, способствует раскрытию творческого потенциала и лидерских качеств.
Деятельность школьного экобиологического объединения «Родник» также нацелена на формирование экологических ценностей детей. Являясь членами объединения, ребята принимают участие в ежегодном патрулировании улиц посёлка с целью выявления и ликвидации стихийных свалок, проведении тематических акций, флешмобов и агитаций. Работа проводятся при поддержке местной администрации, результаты мероприятий публикуются в местной газете «Сельская правда».
Особое место занимает проектная научно-исследовательская деятельность детей, которая развивает навыки научного исследования: умение наблюдать и анализировать. Кроме того, общественная деятельность способствует развитию коммуникативных качеств, учит выстраивать работу в коллективе. Принимая непосредственное участие в реализации социально-значимых экологических проектов, школьники попадают в реальное социальное и природное окружение, в мир важных жизненных проблем, требующих решения. За последние несколько лет проводилась работа над такими проектами, как «Нет – лесным пожарам!», «Сделаем посёлок чистым», «Поможем птицам зимой», «Антиклещ», «Чистый берег – чистая река». В реализации социально-значимых проектов экологического характера принимают участие не только школьники, но и родители, жители МО «Боханский район», а также представители различных общественных структур. Научная деятельность освещается СМИ на уровне района и региона. Надо отметить, что исследования ребят оценены на самом высоком уровне. В 2012 году пять воспитанников были удостоены премии Президента РФ. Кроме того, ребята являются участниками научного форума «Шаг в будущее, Юниор», в рамках которого делятся собственными исследованиями в области экологии. Результаты исследований ребята под руководством учителей публикуют в научных журналах и сборниках. Участие в проектах подобного рода дарит положительный опыт и условия для всестороннего развития и самоопределения обучающихся.
Массовые экологические мероприятия и акции развивающего характера направлены на активное формирование системы экологических представлений у школьников, а также на получение практических навыков в экологических исследованиях.
В 2016-2017 учебном году в школах МО «Боханский район» была проведена игра «Чистый мир». В рамках игры учащиеся поэтапно выполняли тематические задания, сочиняли стихи и песни о родной природе, занимались уборкой парковой и лесной зон. Такая внеклассная работа способствует тому, что у детей складывается экологически грамотное поведение, развивается экологическое мышление.
Уроки сельскохозяйственного труда являются неотъемлемой частью учебного процесса. Пришкольный участок становится своеобразной площадкой, на которой разворачивается учебно-исследовательская деятельность. Ребята в данном случае выступают в роли субъектов, воздействующих на природу и преобразующих её компоненты. Это выражается в активной трудовой деятельности ребят. Они ухаживают за школьным двором, выращивают овощи и рассаду, высаживают саженцы, деревья и кустарники, изготавливают клумбы для цветов и многое другое. Данный подход, подразумевающий практико-ориентированные занятия, обогащает эстетическое отношение к природе и помогает школьникам стать более подготовленными к самостоятельной жизни в обществе.
Таким образом, экологическое образование на сегодняшний день является важной составляющей системы образования в целом. Оно направлено на воспитание полноценной личности с четким осознанием экологических установок и ценностей. В связи с этим исследование практического опыта по формированию экокультуры подрастающего поколения видится перспективным для дальнейшего изучения.