Статья:

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(177)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Мазниченко С.А. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 41(177). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/177/102351 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Мазниченко Светлана Алексеевна
магистрант, ГБОУВО РК Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, РФ, Симферополь

 

В эпоху информационных технологий большинство учебных заведений мира практикуют обучение в дистанционном либо смешанном формате, в связи с чем проблема организации самостоятельной работы обучающихся является одним из важнейших вопросов дидактики. Данной проблеме были посвящены труды многих педагогов-исследователей, среди них А.В. Черная, А.И.Зимняя,  Ю.А. Гончарова, С.Н. Поздняк, Е.И. Белокоз, Н.А. Морозов и др., однако и на сегодняшний день эта проблема не утратила своей актуальности [1].

С целью определения путей оптимизации самостоятельной работы обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий  было проведено анкетирование, по результатам которого было выявлено мнение респондентов относительно организации самостоятельной работы. В анкетировании приняли участие 145 респондентов, педагогов и будущих педагогов, обучающихся образовательных учреждений высшего образования в возрасте  от 22 до 48 лет. Первый вопрос анкеты касался отношения респондентов к дистанционной форме обучения. На вопрос «Нравится ли Вам обучение в дистанционном формате?» 89 респондентов ответили положительно, однако отметили наличие небольших затруднений в процессе выполнения отдельных заданий, для 56 опрашиваемых данная форма обучения оказалась неприемлимой. Среди основных затруднений, 47 респондентов выделяют плохое качество Интернет соединения, 36 отмечают сложность выполнения заданий и 62 сталкиваются с недостаточным объёмом учебно-методических материалов.

Обучение в дистанционном формате предполагает самостоятельное изучение отдельных тем или вопросов, выбор которых является ключевой проблемой организации эффективной работы обучающихся по овладению учебным материалом [2]. На вопрос «При помощи каких инструментов дистанционного обучения осуществляется самостоятельная работа в Вашем учебном заведении?», около 98 респондентов используют образовательную платформу Moodle, 32 слушают Online лекции на YouTube и лишь 15 выполняют самостоятельную работу при помощи презентационного материала.

Следующий вопрос анкеты показал наличие главного стимула для качественного выполнения самостоятельной работы, для 50 респондентов таким стимулом является возможность проявить активность и самостоятельность, 65 выполняют самостоятельную работу ради хорошей оценки, 30 проверяют свои знания по конкретной теме или вопросу. Выполнение самостоятельной работы при помощи дистанционных образовательных технологий требует применение компьютерных средств и программ обучения. На вопрос открытого типа «Какие средства и программы обучения Вы используете при выполнении самостоятельной работы по дисциплине «История костюма»?» респонденты представили свои ответы, среди которых были: электронные учебники, диагностические программы, программы презентационной графики, программы для работы с текстом. Самостоятельная работа может быть представлена в различных вариациях, каждая из которых преследует определённые цели и задачи. На вопрос «Какой вид самостоятельной работы вызывает у Вас наибольший интерес?» 58 респондентов отдали голос за выполнение творческих заданий, второе место занимает подготовка докладов или рефератов – 44 голоса, последнее место, но не по значимости отводится работе с литературными источниками – 43 голоса. При организации самостоятельной работы педагогу необходимо продумать комплекс методического и дидактического обеспечения. На вопрос «Предоставляют ли Вам педагоги учебно-методические материалы?» 96 респондентов ответили положительно, 32 респондентам не предоставляют, только указывают ссылки на учебно-методический материал, 17 респондентов выполняют задания без учебно-методических материалов. Выполнение самостоятельной работы предполагает совместное участие обучающегося и педагога. На открытый вопрос «Какую функцию педагога Вы считаете необходимой при выполнении самостоятельной работы?» респонденты дали следующие ответы: объяснение заданий, корректировка выполнения самостоятельной работы, проверка и оценивание результатов. В процессе дистанционного обучения также имеются проблемы с получением ответа от педагога. На последний вопрос анкеты «Как бы Вы оценили «обратную связь» с педагогом и оценивание выполненных работ?» 76 респондента отмечают быстрое реагирование на вопросы и быструю оценку работ, 42 респондента сталкиваются с долгим оцениванием работ, 27  столкнулись с отсутствием «обратной связи» со стороны педагога.

Выводы. По результатам проведенного анкетирования можно сделать вывод, что организация самостоятельной работы обучающихся колледжа с применением дистанционных образовательных технологий требует от педагога разработки и применения новых средств, технологий и методов обучения. Оптимизировать процесс выполнения самостоятельной работы можно при соблюдении следующих условий: корректный подбор цели и задач предстоящей самостоятельной работы, обеспечение обучающихся достаточным количеством методических и дидактических материалов, отведение большего количества часов на выполнение самостоятельной работы, а также обеспечение своевременного контроля и корректировки процесса выполнения самостоятельной работы.

 

Список литературы:
1. Попова, С. Н. Активизация самостоятельной работы студентов технического вуза при обучении профессиональному иностранному языку / С. Н. Попова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 13 (93). – С. 685-687. 
2. Щербакова, Е. В. Самостоятельная работа студентов как важнейшая составляющая организации учебного процесса в вузе / Е. В. Щербакова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2010. – № 8 (19). – Т. 2. – С. 188-190.