Статья:

Сущность мониторинга образовательных достижений обучающихся

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Царькова Ю.А. Сущность мониторинга образовательных достижений обучающихся // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 19(112). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/112/71754 (дата обращения: 21.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Сущность мониторинга образовательных достижений обучающихся

Царькова Юлия Алексеевна
магистрант Тверского Государственного университета, РФ, г. Тверь

 

Аннотация. Статья посвящена изучению понятий  «педагогический мониторинг», «мониторинг образовательных достижений обучающихся». В статье рассматривается история возникновения понятия «мониторинг», его  сущность с целью дальнейшей разработки на основе теоретического анализа и экспериментальной проверки модели мониторинга образовательных достижений обучающихся.

 

Ключевые слова: мониторинг, мониторинг образовательных достижений обучающихся.

 

В настоящее время большое внимание уделяется вопросу качества образования. Новые методы, средства и технологии обучения детерминируют необходимость уточнения целей, содержания образования и требований к оценке качества образования.

Формирование системы оценки качества образования направлено на получение объективной и достоверной информации о состоянии образовательных организаций, образовательных программ, образовательных достижений обучающихся с целью принятия своевременных управленческих решений. Инструментом управления и контроля качества образования может быть мониторинг образовательных достижений обучающихся.

Термин «мониторинг» был заимствован из экологии и социологии и в дальнейшем стал использоваться в других областях науки, таких как медицина, психология, педагогика. Этот термин происходит от латинского monitor, что означает «предостерегающий».  Понятие «Монитор» в педагогике появилось в конце 16 века в Индии, затем в Великобритании. «Монитор» - так называли пользующихся доверием учителя старших школьников, которым учитель передавал свои знания, а каждый из них вёл свою группу обучающихся. Преимущество такого обучения заключалось в том, что учитель одновременно охватывал большое количество обучающихся [4].

Такой способ обучения был предложен независимо друг от друга английскими педагогами Э. Беллом и Дж. Ланкастером. В начале 19 века метод получил широкое распространение в России, Франции, США, Дании. Таким образом, именно со времён Белл–Ланкастерской системы в педагогический оборот вошло слово «монитор».

Со временем в педагогической науке появились понятия «мониторинг», «педагогический мониторинг», которые коренным образом отличаются от первоначального значения «монитор», рассмотренного выше.  Эти вопросы разрабатывались в трудах А.С. Белкина, Ю.А. Конаржевского, В.А. Кальней, А.Н. Майорова, А.Б. Сахарчука, Т.А. Стефановской, А.В. Сытова и других авторов [5].

Понятие мониторинга возникло на почве того, что люди издавна вели наблюдения за различными природными явлениями, за социально-экономическими процессами, происходящими во многих сферах деятельности. Со временем эти наблюдения приобрели характер целенаправленности и планомерности.

Во всём мире, в том числе и в отечественной педагогике, мониторинг развивался на протяжении длительного периода времени.  На рубеже 20–21 веков усилилось внимание к качеству образования и поиску наиболее эффективных способов управления качеством через контроль процесса обучения и его результатов. Это привело к развитию мониторинговых исследований в педагогике, к которым всё чаще стали проявлять интерес учёные–исследователи.

В толковом словаре «Основы педагогических технологий» под редакцией А.С. Белкина понятию «педагогический мониторинг» дано следующее определение: «Мониторинг образовательный – есть процесс непрерывного научно-обоснованного, диагностико–прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения» [3].

Мониторинг образовательных достижений обучающихся способствует тому, что в соответствии с ФГОС в области образования одной из задач является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности обучающихся, которая основана на систематическом контроле качества учебно-воспитательной деятельности. Федеральные образовательные стандарты второго поколения ориентированы на достижение планируемых результатов образования . Чтобы выявить, насколько успешно формируются УУД у каждого ребёнка, как идёт его личностное развитие, была создана система оценки достижений планируемых результатов. Данная система оценки включает в себя текущую и итоговую оценку результатов деятельности школьников, педагогов и школы, результатов деятельности системы образования. Анализ оценки способствует внесению коррективов для повышения качества образования в целом и уровня образовательных достижений каждого обучающегося [2].

Особое значение повышение качества образования имеет в начальной школе, которая служит созданию прочного фундамента для последующего обучения, закладывает основы функциональной грамотности обучающихся, вооружает их основными умениями и навыками общения и учебного труда, приобщает к отечественной и мировой культуре, создавая тем самым базу для последующего освоения образовательных программ основной школы.

Повышение качества начального образования требует решения целого ряда сложных научных и организационных вопросов, в числе которых создание инструментария диагностики, позволяющего отследить динамику образовательных достижений обучающихся. Иными словами проведение мониторинга образовательных достижений младших школьников в образовательных учреждениях. Обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, - это участники образовательных отношений. Для согласованности их действий и успешного достижения образовательных целей необходимо совершенствовать управление образовательной деятельностью. Одним из звеньев управления является организация внутришкольного мониторинга. Мониторинг позволяет проводить непрерывный контроль знаний учащихся и диагностику профессионального мастерства педагогов. Он позволяет накопить данные о результатах педагогического процесса, увидеть наметившиеся отклонения от запланированных целей, выявить творчески работающих учителей и учителей, имеющих серьезные проблемы в организации педагогического процесса, требующих оперативной помощи [1].

Таким образом, внутренний контроль способствует внесению изменений в школьную политику, то есть  принятию верного управленческого решения. Это позволяет своевременно осуществить методическую поддержку учителей, внести требуемые коррективы в учебно-воспитательный процесс, что приводит к повышению качества образовательного и воспитательного процесса в школе.

Рассмотрев сущность мониторинга образовательных достижений обучающихся, мы выяснили, что он играет существенную роль в повышении качества образования и должен проводиться в соответствии с нормативными  документами федерального, регионального, муниципального и внутришкольного уровня.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»: текст с изменениями и дополнениями на 2019 г. – М.: Эксмо, 2019. – 224с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/
Дата обращения: 17.05.2020
3. Белкин, А.С. Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь / А. С. Белкин. - Екатеринбург, 1995. 
4. Красношлыкова О.Г., Васильева Т.В., Шефер И.В. Региональная система информационного обеспечения процессов управления качеством образования концепции уровневой оценки компетенций учителя //О.Г. Красношлыкова, Т.В. Васильева, И.В. Шефер//Отечественная и зарубежная педагогика. -2018. - Т.2, № 2(49).- С.55-66.
5. Кузнецова М.И. Современная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников: пособие для учителя/М.И. Кузнецова.- М.:Вентана-Граф, 2014. – 432с.