Сущность мониторинга образовательных достижений обучающихся
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)
Сущность мониторинга образовательных достижений обучающихся
Аннотация. Статья посвящена изучению понятий «педагогический мониторинг», «мониторинг образовательных достижений обучающихся». В статье рассматривается история возникновения понятия «мониторинг», его сущность с целью дальнейшей разработки на основе теоретического анализа и экспериментальной проверки модели мониторинга образовательных достижений обучающихся.
Ключевые слова: мониторинг, мониторинг образовательных достижений обучающихся.
В настоящее время большое внимание уделяется вопросу качества образования. Новые методы, средства и технологии обучения детерминируют необходимость уточнения целей, содержания образования и требований к оценке качества образования.
Формирование системы оценки качества образования направлено на получение объективной и достоверной информации о состоянии образовательных организаций, образовательных программ, образовательных достижений обучающихся с целью принятия своевременных управленческих решений. Инструментом управления и контроля качества образования может быть мониторинг образовательных достижений обучающихся.
Термин «мониторинг» был заимствован из экологии и социологии и в дальнейшем стал использоваться в других областях науки, таких как медицина, психология, педагогика. Этот термин происходит от латинского monitor, что означает «предостерегающий». Понятие «Монитор» в педагогике появилось в конце 16 века в Индии, затем в Великобритании. «Монитор» - так называли пользующихся доверием учителя старших школьников, которым учитель передавал свои знания, а каждый из них вёл свою группу обучающихся. Преимущество такого обучения заключалось в том, что учитель одновременно охватывал большое количество обучающихся [4].
Такой способ обучения был предложен независимо друг от друга английскими педагогами Э. Беллом и Дж. Ланкастером. В начале 19 века метод получил широкое распространение в России, Франции, США, Дании. Таким образом, именно со времён Белл–Ланкастерской системы в педагогический оборот вошло слово «монитор».
Со временем в педагогической науке появились понятия «мониторинг», «педагогический мониторинг», которые коренным образом отличаются от первоначального значения «монитор», рассмотренного выше. Эти вопросы разрабатывались в трудах А.С. Белкина, Ю.А. Конаржевского, В.А. Кальней, А.Н. Майорова, А.Б. Сахарчука, Т.А. Стефановской, А.В. Сытова и других авторов [5].
Понятие мониторинга возникло на почве того, что люди издавна вели наблюдения за различными природными явлениями, за социально-экономическими процессами, происходящими во многих сферах деятельности. Со временем эти наблюдения приобрели характер целенаправленности и планомерности.
Во всём мире, в том числе и в отечественной педагогике, мониторинг развивался на протяжении длительного периода времени. На рубеже 20–21 веков усилилось внимание к качеству образования и поиску наиболее эффективных способов управления качеством через контроль процесса обучения и его результатов. Это привело к развитию мониторинговых исследований в педагогике, к которым всё чаще стали проявлять интерес учёные–исследователи.
В толковом словаре «Основы педагогических технологий» под редакцией А.С. Белкина понятию «педагогический мониторинг» дано следующее определение: «Мониторинг образовательный – есть процесс непрерывного научно-обоснованного, диагностико–прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения» [3].
Мониторинг образовательных достижений обучающихся способствует тому, что в соответствии с ФГОС в области образования одной из задач является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности обучающихся, которая основана на систематическом контроле качества учебно-воспитательной деятельности. Федеральные образовательные стандарты второго поколения ориентированы на достижение планируемых результатов образования . Чтобы выявить, насколько успешно формируются УУД у каждого ребёнка, как идёт его личностное развитие, была создана система оценки достижений планируемых результатов. Данная система оценки включает в себя текущую и итоговую оценку результатов деятельности школьников, педагогов и школы, результатов деятельности системы образования. Анализ оценки способствует внесению коррективов для повышения качества образования в целом и уровня образовательных достижений каждого обучающегося [2].
Особое значение повышение качества образования имеет в начальной школе, которая служит созданию прочного фундамента для последующего обучения, закладывает основы функциональной грамотности обучающихся, вооружает их основными умениями и навыками общения и учебного труда, приобщает к отечественной и мировой культуре, создавая тем самым базу для последующего освоения образовательных программ основной школы.
Повышение качества начального образования требует решения целого ряда сложных научных и организационных вопросов, в числе которых создание инструментария диагностики, позволяющего отследить динамику образовательных достижений обучающихся. Иными словами проведение мониторинга образовательных достижений младших школьников в образовательных учреждениях. Обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, - это участники образовательных отношений. Для согласованности их действий и успешного достижения образовательных целей необходимо совершенствовать управление образовательной деятельностью. Одним из звеньев управления является организация внутришкольного мониторинга. Мониторинг позволяет проводить непрерывный контроль знаний учащихся и диагностику профессионального мастерства педагогов. Он позволяет накопить данные о результатах педагогического процесса, увидеть наметившиеся отклонения от запланированных целей, выявить творчески работающих учителей и учителей, имеющих серьезные проблемы в организации педагогического процесса, требующих оперативной помощи [1].
Таким образом, внутренний контроль способствует внесению изменений в школьную политику, то есть принятию верного управленческого решения. Это позволяет своевременно осуществить методическую поддержку учителей, внести требуемые коррективы в учебно-воспитательный процесс, что приводит к повышению качества образовательного и воспитательного процесса в школе.
Рассмотрев сущность мониторинга образовательных достижений обучающихся, мы выяснили, что он играет существенную роль в повышении качества образования и должен проводиться в соответствии с нормативными документами федерального, регионального, муниципального и внутришкольного уровня.