КАК СДЕЛАТЬ ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ УВЛЕКАТЕЛЬНЫМИ: РОЛЬ КОЛЛЕКТИВНЫХ ИГР ДЛЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(303)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(303)
КАК СДЕЛАТЬ ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ УВЛЕКАТЕЛЬНЫМИ: РОЛЬ КОЛЛЕКТИВНЫХ ИГР ДЛЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. Статья посвящена исследованию роли коллективных игр в формировании привычки к физкультурно-оздоровительным мероприятиям у младших подростков. Рассматриваются особенности подросткового возраста, включая изменения на физиологическом и психологическом уровнях, а также значимость общения с ровесниками. Описываются преимущества проведения коллективных игр, важность командного духа, стимуляция соревновательности, привлечение интереса и поддержка социального взаимодействия между подростками. Особое внимание уделяется развитию навыков социального взаимодействия и самопонимания, которые играют ключевую роль в здоровом психологическом и эмоциональном развитии подростков. Представлены рекомендации по развитию этих навыков, включая групповые занятия, обсуждение и рефлексию, моделирование поведения и обучение навыкам саморегуляции.
Ключевые слова: коллективные игры, младшие подростки.
Младший подростковый возраст (12-13 лет) представляет собой период значительных изменений, противоречий и контрастов. В этом возрасте особое значение приобретает общение с ровесниками, их мнения и ценности. Ведущей деятельностью младших подростков становится именно общение. Развитие навыков социального взаимодействия и самопонимания является критически важным в данном периоде. Психолог Гэри Чепмен в своей книге «5 языков любви подростка» отмечал, что осознание и признание важности социальных связей помогает подросткам ощущать свою ценность и принятие.
Особенности младшего подросткового возраста
У младших подростков наблюдается ориентация на сверстников и отказ от ценностей взрослых. Их самооценка неустойчива, а представления о себе расплывчаты, что усугубляется бурным физическим развитием и физиологическими изменениями. Возраст 12-13 лет отличается значительными изменениями как на физиологическом, так и на психологическом уровнях. Подростки часто испытывают сильные эмоции и могут проявлять эмоциональную нестабильность из-за гормональных изменений [1, с.22]. Развивая навыки саморегуляции и приобщаясь к регулярной физической активности, они могут справиться с эмоциональными всплесками. В этом возрасте подростки становятся особенно восприимчивыми к мнению сверстников, оценивая себя сквозь призму социальных взаимодействий [4, с.75]. Поэтому важно правильно организовать и внедрить в практику физкультурных занятий коллективные игры. Для младших подростков необходимо сформировать привычку регулярно заниматься физкультурой. Один из наиболее действенных методов сделать эти занятия привлекательными и мотивирующими заключается в проведении коллективных игр. Рассмотрим, каким образом коллективные игры способствуют формированию полезных привычек у детей:
1. Формирование командного духа
Коллективные игры эффективно формируют командный дух среди участников. Разделившись на команды, младшие подростки начинают ощущать себя частью коллектива, работают вместе ради достижения общих целей и поддерживают друг друга.
2. Стимулирование соревновательного духа
Элемент соревнования в играх побуждает детей прикладывать усилия для достижения наилучших результатов. Возможность победить стимулирует младших подростков активно участвовать в физкультурных мероприятиях и совершенствовать свои спортивные навыки [3, с.32].
3. Привлекательность и разнообразие физической активности
Коллективные игры делают занятия физкультурой более интересными и разнообразными. Разнообразие игр позволяет детям испытывать новые ощущения, развивать разные навыки и сохранять интерес к занятиям длительное время.
4. Поддержание социального взаимодействия
Участие в коллективных играх развивает у младших подростков навыки социального взаимодействия. Они учатся работать в команде, разрешать конфликты, уважать мнения других участников и развивать эмпатию.
Развитие навыков социального взаимодействия играет важную роль в формировании здоровой и успешной личности. Во-первых, эти навыки помогают подросткам строить и поддерживать здоровые отношения с друзьями, семьёй и учителями [3, с.11]. По словам психолога Джона Готтмана, умение выстраивать положительные и устойчивые отношения является важным фактором психологического благополучия.
Во-вторых, понимание себя и других способствует развитию эмпатии — способности понимать и чувствовать эмоции других людей. Даниэль Гоулман подчёркивал, что эмпатия является ключевым элементом эмоционального интеллекта и способствует успешному социальному взаимодействию.
В-третьих, навыки самопонимания и саморегуляции помогают подросткам развиваться уверенными в себе личностями, что является важным аспектом личностного роста. Карл Роджерс отмечал, что принятие себя и своих эмоций способствует развитию самоуважения и самооценки.
Наконец, навыки социального взаимодействия помогают подросткам эффективнее справляться с конфликтами. Психолог Томас Гордон в своих работах по родительскому и подростковому тренингам подчёркивал важность умения вести переговоры и разрешать конфликты для гармоничного развития личности. Эти навыки не только облегчают повседневное общение, но и закладывают основу для успешных межличностных отношений в будущем. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей [2, с.517].
Привнесение новизны в занятия физкультурой посредством коллективных игр может значительно повысить интерес и вовлечённость. Вот несколько идей, которые можно использовать, организуя физкультурные занятия для подростков:
- Использование фитнес-трекеров и приложений: интеграция современных технологий для отслеживания активности. Это добавляет элемент соревнования, что дополнительно мотивирует. Подростки смогут отслеживать свои успехи, сравнивать результаты с одноклассниками и ставить личные рекорды.
- Тематические дни: организация тематических дней, когда коллективные игры проводятся в определённой стилистике (например, пиратская вечеринка, супергерои, средневековый турнир). Это добавляет элемент веселья и неожиданности.
- Ролевые игры: подростков можно разделить на команды, каждая из которых будет представлять определённую страну, команду или организацию. Игры будут проходить в контексте этих ролей, что сделает их более увлекательными и запоминающимися. Особый эффект будут носить метапредметные коллаборации.
- Тренинги на доверие и сотрудничество: внедрение элементов тимбилдинга, таких как совместные задания, требующие доверия и координации действий, поможет укрепить сплочённость группы и улучшить навыки сотрудничества.
- Создание проектов: совместное планирование и реализация спортивных мероприятий или турниров, где подростки сами разрабатывают правила, организуют события и участвуют в них.
- Спортивные экологические акции: организация совместных акций, направленных на улучшение окружающей среды (например, уборка территории парка после игры или посадка деревьев).
- Занятия под музыку: использование музыки во время тренировок и игр может создать позитивную атмосферу и поднять настроение. Можно проводить танцевальные разминки перед основными играми или включать музыкальные паузы для отдыха.
- Музыкально-двигательные конкурсы: например, танцы с элементами спортивных движений или соревнования по созданию самых креативных движений под популярные песни.
- Смешивание разных видов спорта: комбинация элементов из разных видов спорта в одной игре. Например, футбол с элементами баскетбола или волейбола.
Эти идеи помогут сделать занятия физкультурой более увлекательными, современными и полезными для подростков. Важно помнить, что ключ к успеху — это гибкость и готовность экспериментировать, учитывая интересы и потребности конкретной группы учащихся.