Статья:

КАК СДЕЛАТЬ ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ УВЛЕКАТЕЛЬНЫМИ: РОЛЬ КОЛЛЕКТИВНЫХ ИГР ДЛЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(303)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Ваганова А.А. КАК СДЕЛАТЬ ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ УВЛЕКАТЕЛЬНЫМИ: РОЛЬ КОЛЛЕКТИВНЫХ ИГР ДЛЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 36(303). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/303/154585 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КАК СДЕЛАТЬ ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ УВЛЕКАТЕЛЬНЫМИ: РОЛЬ КОЛЛЕКТИВНЫХ ИГР ДЛЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Ваганова Арина Александровна
студент, Тихоокеанский государственный университет, РФ, г. Хабаровск
Власенко Светлана Юрьевна
научный руководитель, магистр, старший преподаватель, Тихоокеанский государственный университет, РФ, г. Хабаровск

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию роли коллективных игр в формировании привычки к физкультурно-оздоровительным мероприятиям у младших подростков. Рассматриваются особенности подросткового возраста, включая изменения на физиологическом и психологическом уровнях, а также значимость общения с ровесниками. Описываются преимущества проведения коллективных игр, важность командного духа, стимуляция соревновательности, привлечение интереса и поддержка социального взаимодействия между подростками. Особое внимание уделяется развитию навыков социального взаимодействия и самопонимания, которые играют ключевую роль в здоровом психологическом и эмоциональном развитии подростков. Представлены рекомендации по развитию этих навыков, включая групповые занятия, обсуждение и рефлексию, моделирование поведения и обучение навыкам саморегуляции.

 

Ключевые слова: коллективные игры, младшие подростки.

 

Младший подростковый возраст (12-13 лет) представляет собой период значительных изменений, противоречий и контрастов. В этом возрасте особое значение приобретает общение с ровесниками, их мнения и ценности. Ведущей деятельностью младших подростков становится именно общение. Развитие навыков социального взаимодействия и самопонимания является критически важным в данном периоде. Психолог Гэри Чепмен в своей книге «5 языков любви подростка» отмечал, что осознание и признание важности социальных связей помогает подросткам ощущать свою ценность и принятие.

Особенности младшего подросткового возраста

У младших подростков наблюдается ориентация на сверстников и отказ от ценностей взрослых. Их самооценка неустойчива, а представления о себе расплывчаты, что усугубляется бурным физическим развитием и физиологическими изменениями. Возраст 12-13 лет отличается значительными изменениями как на физиологическом, так и на психологическом уровнях. Подростки часто испытывают сильные эмоции и могут проявлять эмоциональную нестабильность из-за гормональных изменений [1, с.22]. Развивая навыки саморегуляции и приобщаясь к регулярной физической активности, они могут справиться с эмоциональными всплесками. В этом возрасте подростки становятся особенно восприимчивыми к мнению сверстников, оценивая себя сквозь призму социальных взаимодействий [4, с.75]. Поэтому важно правильно организовать и внедрить в практику физкультурных занятий коллективные игры. Для младших подростков необходимо сформировать привычку регулярно заниматься физкультурой. Один из наиболее действенных методов сделать эти занятия привлекательными и мотивирующими заключается в проведении коллективных игр. Рассмотрим, каким образом коллективные игры способствуют формированию полезных привычек у детей:

1. Формирование командного духа

Коллективные игры эффективно формируют командный дух среди участников. Разделившись на команды, младшие подростки начинают ощущать себя частью коллектива, работают вместе ради достижения общих целей и поддерживают друг друга.

2. Стимулирование соревновательного духа

Элемент соревнования в играх побуждает детей прикладывать усилия для достижения наилучших результатов. Возможность победить стимулирует младших подростков активно участвовать в физкультурных мероприятиях и совершенствовать свои спортивные навыки [3, с.32].

3. Привлекательность и разнообразие физической активности

Коллективные игры делают занятия физкультурой более интересными и разнообразными. Разнообразие игр позволяет детям испытывать новые ощущения, развивать разные навыки и сохранять интерес к занятиям длительное время.

4. Поддержание социального взаимодействия

Участие в коллективных играх развивает у младших подростков навыки социального взаимодействия. Они учатся работать в команде, разрешать конфликты, уважать мнения других участников и развивать эмпатию.

Развитие навыков социального взаимодействия играет важную роль в формировании здоровой и успешной личности. Во-первых, эти навыки помогают подросткам строить и поддерживать здоровые отношения с друзьями, семьёй и учителями [3, с.11]. По словам психолога Джона Готтмана, умение выстраивать положительные и устойчивые отношения является важным фактором психологического благополучия.

Во-вторых, понимание себя и других способствует развитию эмпатии — способности понимать и чувствовать эмоции других людей. Даниэль Гоулман подчёркивал, что эмпатия является ключевым элементом эмоционального интеллекта и способствует успешному социальному взаимодействию.

В-третьих, навыки самопонимания и саморегуляции помогают подросткам развиваться уверенными в себе личностями, что является важным аспектом личностного роста. Карл Роджерс отмечал, что принятие себя и своих эмоций способствует развитию самоуважения и самооценки.

Наконец, навыки социального взаимодействия помогают подросткам эффективнее справляться с конфликтами. Психолог Томас Гордон в своих работах по родительскому и подростковому тренингам подчёркивал важность умения вести переговоры и разрешать конфликты для гармоничного развития личности. Эти навыки не только облегчают повседневное общение, но и закладывают основу для успешных межличностных отношений в будущем. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей [2, с.517].

Привнесение новизны в занятия физкультурой посредством коллективных игр может значительно повысить интерес и вовлечённость. Вот несколько идей, которые можно использовать, организуя физкультурные занятия для подростков:

  • Использование фитнес-трекеров и приложений: интеграция современных технологий для отслеживания активности. Это добавляет элемент соревнования, что дополнительно мотивирует. Подростки смогут отслеживать свои успехи, сравнивать результаты с одноклассниками и ставить личные рекорды.
  • Тематические дни: организация тематических дней, когда коллективные игры проводятся в определённой стилистике (например, пиратская вечеринка, супергерои, средневековый турнир). Это добавляет элемент веселья и неожиданности.
  • Ролевые игры: подростков можно разделить на команды, каждая из которых будет представлять определённую страну, команду или организацию. Игры будут проходить в контексте этих ролей, что сделает их более увлекательными и запоминающимися. Особый эффект будут носить метапредметные коллаборации.
  • Тренинги на доверие и сотрудничество: внедрение элементов тимбилдинга, таких как совместные задания, требующие доверия и координации действий, поможет укрепить сплочённость группы и улучшить навыки сотрудничества.
  • Создание проектов: совместное планирование и реализация спортивных мероприятий или турниров, где подростки сами разрабатывают правила, организуют события и участвуют в них.
  • Спортивные экологические акции: организация совместных акций, направленных на улучшение окружающей среды (например, уборка территории парка после игры или посадка деревьев).
  • Занятия под музыку: использование музыки во время тренировок и игр может создать позитивную атмосферу и поднять настроение. Можно проводить танцевальные разминки перед основными играми или включать музыкальные паузы для отдыха.
  • Музыкально-двигательные конкурсы: например, танцы с элементами спортивных движений или соревнования по созданию самых креативных движений под популярные песни.
  • Смешивание разных видов спорта: комбинация элементов из разных видов спорта в одной игре. Например, футбол с элементами баскетбола или волейбола.

Эти идеи помогут сделать занятия физкультурой более увлекательными, современными и полезными для подростков. Важно помнить, что ключ к успеху — это гибкость и готовность экспериментировать, учитывая интересы и потребности конкретной группы учащихся.

 

Список литературы:
1. Лощенкова, Н. А. Возрастная психология : шпаргалка : учебное пособие : [16+] / Н. А. Лощенкова ; Научная книга. – 2-е изд. – Саратов : Научная книга, 2020. – 32 с. : табл. – ISBN 978-5-9758-1990-1. – Текст : электронный.
2. Немов, Р. С. Психология : учебник : в 3 книгах : [16+] / Р. С. Немов. – Москва : Владос, 2023. – Книга 1. Общие основы психологии. – 689 с. : табл., схем. – ISBN 978-5-907482-19-7 (Kн. 1). – ISBN 978-5-907433-98-4. – Текст : электронный.
3. Подвижные игры : учебное пособие : [16+] / В. Ф. Мишенькина, Ю. Н. Эртман, Е. Ю. Ковыршина, О. С. Шалаев ; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. – Омск : Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2019. – 159 с. : табл., ил. – Библиогр.: с. 86. – ISBN 978-5-91930-122-6. – Текст : электронный.
4. Социальная психология развития : книга для учителя : учебник : [16+] / под общ. ред. Е. И. Рогова ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону : Южный федеральный университет, 2016. – 452 с. : схем., табл. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-9275-1994-1. – Текст : электронный.