Статья:

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(225)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Новикова Н.Д. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 2(225). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/225/122671 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Новикова Наталья Дмитриевна
студент, ФГБОУ ВО Тульский государственный педагогический университет им.Л.Н.Толстого, РФ, г. Тула

 

Аннотация. В данной статье изучаются задачи по формированию изобразительной деятельности дошкольников в образовательных программах детского дошкольного образования. Содержание образовательной деятельности по совершенствованию изобразительной деятельности дошкольников младшего возраста исследуется на примере обучения рисованию.

 

Ключевые слова: дошкольники младшего возраста, изобразительные умения, методы, развитие, дошкольное образование.

 

В образовательной сфере «Художественно-эстетическое развитие» общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» определяются задачи совершенствования изобразительной деятельности дошкольников младшего возраста [2]:

1. Формировать у дошкольников желание принимать участие в образовательных ситуациях, а также играх эстетической направленности, лепить и рисовать вместе  со взрослым, а также самостоятельно.

2.Развивать сенсорный опыт и совершенствовать положительный эмоциональный отклик дошкольников на отдельные эстетические качества и свойства предметов, на эстетическую сторону различных явлений природы, а также некоторых социальных явлений.

3.В ходе ознакомления с некоторыми произведениями прикладного искусства (народные игрушки), а также графики (иллюстрации) развивать умения внимательно изучать картинку или народную игрушку, узнавать в нарисованном знакомые предметы, определять связь между предметами, а также их изображением в лепке, рисунке, эмоционально откликаться, понимать сюжет, реагировать, сопереживать персонажам; привлекать внимание к каким-либо средствам выразительности (цветовой ритм, цвет, форма).

4. Совершенствовать умения создавать различные простые изображения, принимать замысел, который был предложен взрослым; обеспечить освоение методов формирования изображения, передачи формы, создания элементарной композиции; побуждать к самостоятельному выбору методов изображения на основании изученных ранее технических приемов.

5. Формировать условия для освоения дошкольниками свойств и возможностей различных изобразительных материалов, а также инструментов (цветных карандашей, красок, пластилина, глины, теста), тренировать мелкую моторику и умение применять инструменты.

6. Развивать опыт совместной с преподавателем деятельности (сотворчество), участия в создании коллективных композиций [1].

В содержании данных задач мы можем увидеть отражение различных структурных компонентов изобразительной деятельности, а именно, мотивационный, содержательный и результативный. Изучим содержание образовательной работы преподавателей по развитию изобразительной деятельности дошкольников младшего возраста.

В ходе обучения рисованию с дошкольниками младшего возраста применяются довольно разнообразные материалы: краски, цветные карандаши, фломастеры, цветные восковые мелки.

Обучая дошкольников работе с карандашом, преподаватель должен показывать правильный метод рисования прямых линий: проводя вертикальную прямую, необходимо руку с карандашом опирать на стол ребром ладони, двигаться она должна сверху вниз и сбоку от проводимой линии; карандаш необходимо вести перпендикулярно проводимой линии, а по отношению к бумаге с наклоном.

Методы обучения - это различные пути и средства, с помощью которых преподаватель сообщает ребятам знания, он дает им умения, а также прививает навыки. Дошкольникам нужно разъяснить, что нужно делать, а также в какой последовательности осуществлять действия, и, что наиболее важно, показать и объяснить, как нужно действовать, иными словами, сами способы действия. Обучить правильному держанию карандаша или кисти, методам использования красками и т.д. нельзя, не показывая, делать это как следует.

По одному объяснению на словах довольно сложно научиться правильно работать руками даже взрослому. Дошкольнику 3 лет очень сложно понять это даже в том случае, когда ему это показывают. Сначала необходимо вставить карандаш в руку обучающегося и сжать его между пальцев. Только ощутив палочку карандаша, дошкольник может повторить самостоятельно данные действия.

К трем с половиной годам ребенок уже умеет воспринимать показ метода действия. В будущем всякий новый прием им показывается, и данный показ сопровождается подробным объяснением.

Во второй младшей группе для усвоения  того или другого движения необходимо предложить детям несколько раз повторить его в воздухе рукой с карандашом, кистью либо пальцем на листе бумаги. Данный прием можно применять для проверки того, как дошкольники запомнили показанный им способ действия.

Итак, одним из первых уроков рисования является условное изображение различных линий или геометрических фигур рукой в воздухе. Делать это можно при помощи указательного пальчика либо всей ладошки. Данный вид деятельности – это первоначальный вид рисования он готовит дошкольника к тому, чтобы начать что-то рисовать на листе бумаге. Это же движение можно повторять на прямой гладкой поверхности, допустим, на столе.

Следующий этап в обучении дошкольников рисованию — это когда воспитатель водит рукой дошкольника с карандашом по бумаге. Ребенок  видит, как формируется изображение, а взрослый объясняет то, что у него получается. При помощи данного вида рисования дошкольник учится правильно держать в руке карандашик, а также надавливать им на бумагу и рисовать различные простейшие линии и фигуры. Это рисование на основе заготовки, где нарисована часть рисунка (по типу зеркального отображения) либо точки для соединения.

Ребенок должен дорисовать детали, которых нет на рисунке подобно изображению справа либо слева, либо соединить точки, таким образом, получив рисунок. Лучше, когда картинка сюжетная и воспитатель что-то увлекательно рассказывает на тему задуманного сюжета.

В некоторых случаях показ преподавателем приема у доски оказывается недостаточным. Если дошкольник после одного зрительного восприятия не может выполнить показанное движение, можно показывать его рукой на другом листе бумаги, дошкольник при этом воспринимает движение зрительно, а также кинестетически (рукой).

В некоторых случаях наиболее целесообразно воспитывать умение выбирать интересующий дошкольника материал, предлагая задания такого характера: «Сегодня день рождения куклы. Придумаем, что ей можно подарить, нарисовать. Возьмите карандаши или краски и придумайте подарок кукле».

Итак, использование преподавателем наглядных или словесных методов поможет наиболее успешному овладению дошкольниками техническими навыками в рисовании.

 

Список литературы:
1. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева. – Москва : Академия. – 2009. – 344 с.
2. Доронова, Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. – Санкт-Петербург. – 2012. – 202 с.
3. Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / С. В. Погодина. – Москва : Издательский центр «Академия». – 2013. – 352с. 
4. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. – Москва : Просвещение. – 2012. – 208 с.