Статья:

Современное массовое общество: основные характеристики

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Якунчикова Ю.Г. Современное массовое общество: основные характеристики // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 19(112). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/112/71881 (дата обращения: 23.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Современное массовое общество: основные характеристики

Якунчикова Юлия Георгиевна
студент Ульяновского государственного технического университета, РФ, г. Ульяновск

 

MODERN MASS SOCIETY: BASIC CHARACTERISTICS

 

Yulia Yakunchikova

Student Ulyanovsk State Technical University, Russia, Ulyanovsk

 

Аннотация. В статье исследуется феномен современного массового общества. Определены основные признаки массового общества. Рассмотрены такие понятия как урбанизация и глобализация.

Abstract. The article explores the phenomenon of modern mass society. The main features of mass society are identified. Concepts such as urbanization and globalization are considered.

 

Ключевые слова: общество, глобализация, урбанизация, массы.

Keywords: society, globalization, urbanization, masses.

 

Феномен массового общества уже продолжительное время является неоднозначным для социальной философии. Он порождает вокруг себя множество дискуссий, и чем стремительнее развивается человечество, тем актуальнее становится вопрос о значении массового общества.

Практически в любой сфере жизни социума принятие ключевых решений от имени институций невозможно без согласования с мнением большинства той или иной социальной группы. Тенденция к возрастанию значения мнения большинства возникла ещё в прошлом столетии, для изучения этого процесса и был введён термин «массовое общество».

Несмотря на всеобъемлющий характер данной тенденции, охватившей развитые страны, где так или иначе развивалось общество потребления, каждое массовое общество отдельно взятой страны имеет свою специфику. Тем не менее, исследователям удалось выделить черты, присущие любому массовому обществу.

Основным признаком, бесспорно, является присутствие самой «массы». Данный термин имеет несколько спектров понимания. Во-первых, масса может представляться хаотичным скоплением людей, не имеющих общей цели; во-вторых, масса может рассматриваться как аморфное сообщество индивидов, имеющих общие характеристики сознания, под которыми понимаются, например, культурные ценности, мышление.

Господство мнения большинства порождает повышенную стандартизацию не только промышленного производства, но и всего общественного сознания. Казалось бы, стандарты существовали на протяжении почти всей истории человечества ещё задолго до появления массового общества: это образцы поведения, законы, моральные нормы, которые не давали погрузиться обществу в хаос. Однако здесь стоит разграничить понятия «образец» и «стандарт». Основой образца является культурная норма, берущая своё начало в религии, а стандарт –– технологичен. Образец всегда подразумевает иерархию на основании различных принципов –– политических, культурных, социологических; стандарт –– гомогенен и един для всех. В массовом обществе потребительские стандарты распространяются не сверху вниз, от социальных верхов к социальным низам, а наоборот, снизу вверх.

В качестве основного механизма стандартизации выступают СМИ, а также реклама. Чем дальше развивается массовое общество, тем сильнее возрастает их влияние на людей. С этим процессом связано возникновение массовой культуры. Общедоступность телевидения, Интернета, газет, библиотек, кино делает и общедоступной информацию, что распространяется по ним. Как следствие, форма начинает значительно преобладать над содержанием, так как данная культура создаётся в первую очередь в коммерческих целях. Можно заметить, что продукты массовой культуры, как правило, лишены национальных черт. Этот факт свидетельствует не только о стандартизации в духовной сфере, но и является ярким проявлением такого процесса как глобализация.

Важно отметить, что вместе с производством стандартизируется и потребление. Потребности зачастую могут сводиться исключительно к биологическим. Человек рискует потерять свою индивидуальность и стать конформистом, чьи цели в жизни, принципы, желания формируются исключительно той массой, в которой этот человек находится. И это, пожалуй, самое опасное проявление массового общества. Стандартизация производства и потребления, казалось бы, должна была облегчить жизнь людей и привести человечество к новым горизонтам, но на данный момент последствия стандартизации скорее отрицательные, чем положительные.

Желания человека сводятся к необходимому для жизни минимуму. Общественное сознание начинает постепенно деградировать, люди буквально перестают мыслить самостоятельно и свято верят в то, что кто-то примет решение за них. Уже сейчас можно заметить, как сильно многие люди доверяют СМИ и как слабо они прислушиваются к самим себе.

К остальным признакам массового общества, помимо вышеперечисленных, относят урбанизацию, демократизацию политической жизни, стремительное развитие средств массовых коммуникаций и высоких технологий.

Урбанизация –– это процесс повышения роли городов в развитии общества [2; 34]. Население стремительно покидает малые населённые пункты и устремляется навстречу грандиозным перспективам в столицы или другие крупные города. Этот процесс тоже неоднозначный: с одной стороны, развивается городская культура, с другой –– увеличивается социальное неравенство. Уровень жизни в мелких городах, деревнях и сёлах становится всё ниже и ниже, а урбанизации на основании этого факта набирает обороты ещё сильнее. Если не уделять этому процессу должного внимания и не решать возникающие проблемы, то урбанизация может спровоцировать катастрофу.

Многие исследователи полагали, что массовое общество невозможно без существования гражданского общества [3; 76]. Чем больше возможностей будет у массы влиять на политическую жизнь, тем быстрее воцарятся принципы демократии. Так ли это на самом деле? И в начале XX века, и сейчас мы можем видеть, как политическая элита, напротив, использует СМИ для осуществления идеологической пропаганды. Чаще всего у массы есть только иллюзия, что её мнение что-то решает, по факту же гражданское общество существует только на словах [1; 14].

Стремительное развитие средств массовых коммуникаций принесло человечеству больше хорошего, чем плохого. Люди получили возможность беспроблемно общаться друг с другом, находясь на расстоянии тысячи километров. Значение глобальной сети Интернет только растёт и стоит надеяться, что в будущем Интернет будет приносить человеку исключительно пользу.

Основой для возникновения общества массового потребления послужила индустриализация, начавшаяся ещё в XIX веке. Она разрушила старые традиции во всех сферах жизни социума и заставила формулировать новые идеологии именно вокруг интересов «среднего» человека. Взамен личной внутренней свободы человеку стали предлагаться уже готовые концепции своего «Я», что неизбежно ведёт к обезличиванию народной массы.

Исследование процессов, составляющих сущность массового общества, позволяет сделать вывод, что они, безусловно, несут большую негативную нагрузку, но считать их полностью отрицательными недопустимо. Данным процессам в некотором роде присуща благоприятная потенция.

Если абстрагироваться от негативно-оценочного истолкования процессов массовизации и постараться объективно проанализировать их, то возможно обнаружить, что каждый из них обусловлен текущим этапом исторического развития общества. Бытие массового общества –– это неоднозначный, сложный и постоянно изменяющийся процесс. Не исключено, что уже через пять лет массовое общество будет обладать несколько другими признаками, нежели сейчас. Всё будет зависеть непосредственно от самого общественного сознания и от отношения каждого человека к данному феномену.

 

Список литературы:
1. Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., 1996.
2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. 
3. Кравченко А. И. Введение в социологию: Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1995.