Статья:

Использование сведений из истории математики при обучении младших школьников

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Кочурова Н.О. Использование сведений из истории математики при обучении младших школьников // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 19(112). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/112/72023 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование сведений из истории математики при обучении младших школьников

Кочурова Нелли Олеговна
студент Ставропольского государственного педагогического института, РФ, г. Ставрополь

 

USING INFORMATION FROM THE HISTORY OF MATHEMATICS IN TEACHING YOUNGER STUDENTS

 

Nelly Kochurova

Student of the Stavropol State Pedagogical Institute, Russia, Stavropol

 

Аннотация. В статье дается современная трактовка особенностей использования сведений из истории математики для обучения младших школьников, представлены методические рекомендации для построения учебного процесса, приведены примеры использования исторических сведений на уроках математики в начальной школе. Были выявлены: уровень значимости исторических компонентов в обучении и их непосредственная связь с практикой математических процессов и явлений. В заключение рассказывается о важности использования справок из истории для младшего школьника.

Abstract. Тhe article provides a modern tractor based on the use of data from the history of mathematics for teaching younger students, provides methodological recommendations for constructing the educational process, provides examples of the use of historical data in mathematics in elementary school. The following were revealed: the level of significance of historical components in learning and their direct connection with the practice of mathematical processes and phenomena. In conclusion, the importance of using the history reference book for a primary school student is described.

 

Ключевые слова: младший школьный возраст, математика, исторические сведения.

Keywords: primary school age, mathematics, historical information.

 

Начало школьного обучения означает в жизни ребенка важнейший переломный период, так как меняется его социальное окружение и наблюдаются значительные изменения в психологическом и физиологическом плане.

Перед младшими школьники ставится ряд условий, которые требуют от него проявления максимальной ответственности и сосредоточенности внимания, интеллектуальных и физических усилий.

Теперь для ребенка ведущим видом деятельности, вместо игровой, становится учебная активность.

Учебная деятельность, согласно ФГОС НОО, осуществляется педагогами и учениками начальной школы в определенных временных рамках, включает в себя урок, учебные предметы как структурное звено и классное расписание уроков [4].

Т.А. Заболотных считает, что, используя, в организации учебного процесса по учебному предмету – математика, традиционного и инновационного подходов, педагоги начального общего образования создают условия для совместной деятельности с обучающимися. Для этого учителя начальных классов осваивают теорию личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов к обучению младших школьников и применяют ее на практике при формировании учебных универсальных действий [1].

В отличие от других учебных предметов, преподаваемых в начальной школе, математика отличается отвлеченным абстрактным характером подачи знаний.

Учитель оперирует такими понятиями как число, пространственные формы, мера, воспринимающиеся младшими школьниками как формальные оторванные от жизни.

В связи с этим возникает необходимость преодоления этой негативной тенденции. Перед педагогом ставится задача – показать детям младшего школьного возраста, что сущность математических понятий взаимосвязана с практической деятельностью человека и представляет собой результат обобщения им явлений окружающей действительности.

Т.А. Заболотных подчеркивает, что в процессе преподавания математики младшим школьникам учителю необходимо показать детям ее связь с жизнью [1].

Для этого Т.А. Заболотных рекомендует учителю начальных классов предлагать учащимся задания по составлению и решению задач, основанных на материале, взятом из жизни [1].

К.А. Рыбников подчеркивает целесообразность создания условий, в которых дети младшего школьного возраста могут наблюдать, как и из каких источников «вытекают» математические истины [3].

Для этого К.А. Рыбников рекомендует учителям начальных классов постепенно знакомить обучающихся со сведениями из истории математики, показывая тем самым, отдельные явления в динамике [3].

В основных общеобразовательных программах и школьных учебниках нет конкретных требований и указаний какие сведения из истории математики нужно сообщать обучающимся начальных классов.

Однако, как утверждает В.Д. Климинченко, процесс обучения помогает разнообразить целенаправленное и поэтапное использование исторических сведений о математических понятиях, явлениях и закономерностях, делает его более интересным и содержательным для учеников начальных классов, повышая его развивающую функцию [2].

Знакомство младших школьников с историей математики оказывает непосредственное влияние на полноценное и глубокое усвоение научных понятий, закономерностей развития математической науки, на формирование представлений ребенка о диалектических принципах познания.

А.П. Юшкевич разработал следующую модель использования сведений из истории математики при обучении младших школьников (см. рис.) [5]:

Рисунок 1. Модель использования сведений из истории математики при обучении младших школьников (А.П. Юшкевич)

 

Например, в первом классе учащиеся впервые имеют дело с единицами измерения длины. В третьем классе изучается тема «Меры длины», предусматривающая обобщение знаний младших школьников, которые они получили за предыдущие годы обучения. Обычно работая над этим разделом программы учитель предлагает детям выполнить тренировочные задания по выражению более крупных мер мелкими, или наоборот.

Р.А. Симонов утверждает, что уроки по данной тематике проходят гораздо интереснее для детей, если содержат экскурсы из области истории математики, которые он подобрал в своей работе «Математическая мысль Древней Руси» [4].

При этом Р.А. Симонов рекомендует учителям начальных классов перед тем, как включить в урок рассказы о старых русских мерах ознакомится с историческим материалом, включить его в план самообразования [4].

К примеру, рассказать детям о том, что самыми первыми русскими мерами были локоть и сажень, поведать им, что три локтя были равны двум аршинам. Понятие «аршин» означало один локоть. В первые сажень упоминается в произведениях Нестора-летописца в XI веке и т.п. [4].

Так же младшим школьникам будет интересна такая величина как стрела — дальность полёта стрелы. При рассказе о данной мере измерения нужно будет сообщить, что она зависит от силы стрелка и от тугости лука, из которого стрела и была выпущена. Обучающимся будет интересно послушать о греческой поэме «Одиссея», в которой указывается недостаток данной меры – не точность. Так как главный герой стрелял из лука, который другие и согнуть не могли.

Многие темы, раскрываемые в начальной школе, могут быть начаты именно с истории. Перед началом изучения единиц времени, может быть рассказан: путь к изобретению солнечных часов; водные, механические, огненные и песчаные часы.

Так же историческая справка в начале урока может быть посвящена предметам для измерения чего-либо. Так в 1 классе во время изучения массы, может быть рассказано о весах, а для повышения интереса к истории свой рассказ следуем сопровождать мультимедийной презентацией.

Учитель, включающий в уроки по математике исторические сведения, должен понять, что не нужно требовать от учащихся начальных классов точного запоминания исторических событий. Очень важно, чтобы младшие школьники поняли, что математика связана с жизнью, а понятия, которыми она оперирует представляют собой отражение предметов и явлений реального мира.

Таким образом мы пришли к выводу о том, что использование сведений из истории математики для обучения младших школьников:

  1. создает возможность понять, что познание являет собой исторический процесс;
  2. уяснить взаимосвязь теории и практики математических процессов и явлений;
  3. увидеть, что математика развивалась на основе практики и деятельности людей.

 

Список литературы:
1. Заболотных Т.А. «Использование исторического материала в процессе обучения математике» // Начальная школа, 2013, №6, С. 30-34
2. Климинченко В. Д. «Из истории метрической системы мер» // Начальная школа, 2011, №7, С. 34-39
3. Рыбников К. А. История математики. Т. 1,2. – М., 2012.
4. Симонов Р. А. Математическая мысль Древней Руси. – М., 2014.
5. Юшкевич А.П. История математики в трех томах. – М.: Наука, 2012.