Статья:

Формирование навыков пересказа художественных текстов у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(113)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Готовцева Ю.И. Формирование навыков пересказа художественных текстов у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 20(113). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/113/72654 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование навыков пересказа художественных текстов у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Готовцева Юлия Игоревна
студент Смоленского государственного университета, РФ, г. Смоленск

 

Аннотация. Цель работы: научное обоснование и экспериментальная проверка системы логопедической работы по формированию навыков пересказа у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Актуальность темы: на сегодняшний день существует необходимость разработки основных направлений методической работы по формированию навыка пересказа художественных текстов и коррекции нарушений речевого развития посредством современных логопедических методов, что и обуславливает актуальность исследования.

Методы: изучение теоретических источников (психолого-педагогической литературы) по изучаемой проблеме, наблюдение, сравнение, анализ полученных данных, обобщение.

Результаты и перспективы исследования: проведенное исследование показало, что у детей с ТНР при смысловой целостности пересказа, при использовании лексико-грамматических конструкций, при оценке самостоятельности выполнения пересказа получились достаточно низкие результаты. По итогам реализации методической работы по формированию навыка пересказа и коррекции нарушений речевого развития средние значения у младших школьников с ТНР под воздействием формирующего этапа работы заметно возросли.

 

Ключевые слова: пересказ, младшие школьники, тяжелое нарушение речи, связная речь, монологическая речь.

 

Актуальность темы. Тяжелое нарушение речи – это системное речевое нарушение, предполагающее нарушения всех сторон речи у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом. Школьники с тяжелым нарушением речи не могут сформулировать грамотно связное высказывание, как в диалогической, так и в монологической речи, имеют бедный речевой запас, некоторые могут вовсе не говорить. Рост темпа жизни, высокая информатизация общества, преобразования в системе образования обеспечивают высокие требования к уровню речевого развития подрастающего поколения. Для полноценного усвоения школьной программы ко времени поступления в первый класс ребенок должен научиться внятно, ясно и связно излагать свои мысли, иметь навыки пересказа и связного монологического высказывания. Вместе с тем перечисленные навыки есть далеко не у всех младших школьников.

Целью исследования является научное обоснование и экспериментальная проверка системы логопедической работы по формированию навыков пересказа у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Пересказы занимают важное место в начальной школе, так как служат эффективным приемом развития мышления и речи учащихся. Формирование навыка пересказа ведется от подробного пересказа к более сложным видам - краткому, выборочному и творческому.

Формирование навыка пересказа представляет эффективное средство развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи. Оно способствует развитию у детей памяти, обогащает словарь, помогает усвоению выразительных средств языка. Посредством работы над пересказом происходит развитие навыков построения связных монологических высказываний, усваиваются нормы смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста, дети учатся выделять и передавать главную мысль текста. При этом, работа над пересказом дает возможность формированию умственных операций, которые связаны с овладением фразовой речью, заключающимся в умении соотносить содержание высказывания с предметом и темой высказывания [4].

Однако стоит заметить, что подготовка к пересказу вызывает у детей с тяжелыми нарушениями речи большие сложности. С целью запоминания всего текста, его деталей и точностей, и не имея умений выделять в нем для этой цели опорные пункты, дети весьма нерационально распределяют свое внимание и мыслительные усилия, при прочтении текста. Поэтому ошибочной установкой является запоминание всего в равной степени, что для таких детей не представляется возможным [2]. Это объясняется тем, что вследствие утомления, каждая последующая часть текста запоминается хуже предыдущей. В таком случае могут помогать опорные слова, которые выделены из текста, а также вопросы по смысловым частям или опорные картинки. Найти в тексте ответ на поставленный по его содержанию вопрос, либо подобрать относящиеся к опорному слову или картинке содержание является сложной задачей, решение которой способствует формированию у детей с тяжелыми нарушениями речи определенных способов работы над текстом [1].

Методы: В исследовании принимали участие 10 детей, 2 класса МБОУ школа №1 города Сафоново. Из них 5 нормально развивающихся младших школьников и 5 младших школьников с ОНР II – III уровня.  С целью выявления уровня сформированности навыков пересказа у детей, была использована методика исследования связной речи Т.А. Фотековой, которая включала в себя задание на пересказ прослушанного текста.

При оценивании пересказа мы изучали его смысловую целостность, умение детей правильно строить лексико-грамматические конструкции, самостоятельность выполнения пересказа.

Результаты и перспективы исследования: Проведенное исследование позволило получить нам следующие результаты:

1. Изучение смысловой целостности пересказа показало наличие трудностей в обеих группах. Однако уровень успешности в группе детей с ТНР ниже. Высокий уровень в контрольной группе показали 20 % детей, в группе с ТНР на 20 % ниже. Так же имеется разница и в количестве детей со средним уровнем. В группе нормально развивающихся детей результаты на 20 % выше.

2. Изучение умения использовать лексико-грамматические конструкции показало наличие трудностей в обеих группах. Однако уровень успешности в группе детей с ТНР ниже. Высокий уровень в контрольной группе показали 20 % детей, в группе с ТНР на 20 % ниже. Количество детей со средним уровнем одинаковое. Характерно сравнение детей с низким уровнем если в группе с ТНР составили 40 %, то среди нормально развивающихся детей только один ребенок испытывал трудности. И в группе нормальных, и в группе с ТНР встречались трудности.

3. Изучение самостоятельности выполнения пересказа показало наличие трудностей в обеих группах. Однако уровень успешности в группе детей с ТНР ниже. Высокий уровень в контрольной группе показали 20 % детей, в группе с ТНР на 20 % ниже. Так же имеется разница и в количестве детей со средним уровнем. В группе нормально развивающихся детей результаты на 20 % выше. Характерно сравнение детей с низким уровнем -  в группе с ТНР составили 60 %, среди нормально развивающихся детей только 20 % испытали трудности. И в группе нормальных, и в группе с ТНР встречались трудности.

Проведенное нами экспериментальное исследование показало наличие значительных сложностей у детей с ТНР, поэтому существует необходимость проведения специальной коррекционной работы по формированию связной речи у детей с ТНР.

Выводы. После завершения коррекционного обучения нами был проведен контрольный эксперимент, с целью определения динамики продвижения детей в овладении навыками пересказа художественного текста детьми младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Все младшие школьники на контрольном этапе исследования смогли выполнить предложенное задание. Также необходимо отметить, что каждый ребенок, принявший участие в исследовании, продемонстрировал позитивную динамику в развитии уровня сформированности навыка пересказа художественного текста, показав результаты, превосходящие аналогичные, полученные в ходе констатирующего замера.

Итак, в результате проведения диагностики удалось установить, что у младших школьников с ТНР имеются значительные сложности становления навыка пересказа художественного текста, которые могут быть скоординированы в ходе специально организованной логопедической работы. Тем самым, коррекционно-логопедическая работа по формированию навыков пересказа является важной для развития речи ребенка с ТНР.

 

Список литературы:
1. Грошенкова В.А. Теоретико-методологические основы коррекции связной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2018. - №3.
2. Карпунина Е.П., Мусихина С.А. Особенности пересказа повествовательных текстов старших дошкольников с ОНР III уровня // Вестник Курганского государственного университета. - 2018. - №4 (51)
3. Тишина Л.А., Толпегина А.С. Формирование навыков краткого пересказа у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Школьный логопед. - 2010. - № 4. - С. 67
4. Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. /Т.А. Фотекова. - М.: Айрисс - пресс, 2007. - 250с.
5. Чиркина, Г.В. Современное понимание процесса речевого развития и предупреждения отклонений в развитии речи детей / Г.В. Чиркина, О.Е. Громова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 8. – С. 4–16