Формирование навыков пересказа художественных текстов у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(113)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(113)
Формирование навыков пересказа художественных текстов у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Аннотация. Цель работы: научное обоснование и экспериментальная проверка системы логопедической работы по формированию навыков пересказа у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Актуальность темы: на сегодняшний день существует необходимость разработки основных направлений методической работы по формированию навыка пересказа художественных текстов и коррекции нарушений речевого развития посредством современных логопедических методов, что и обуславливает актуальность исследования.
Методы: изучение теоретических источников (психолого-педагогической литературы) по изучаемой проблеме, наблюдение, сравнение, анализ полученных данных, обобщение.
Результаты и перспективы исследования: проведенное исследование показало, что у детей с ТНР при смысловой целостности пересказа, при использовании лексико-грамматических конструкций, при оценке самостоятельности выполнения пересказа получились достаточно низкие результаты. По итогам реализации методической работы по формированию навыка пересказа и коррекции нарушений речевого развития средние значения у младших школьников с ТНР под воздействием формирующего этапа работы заметно возросли.
Ключевые слова: пересказ, младшие школьники, тяжелое нарушение речи, связная речь, монологическая речь.
Актуальность темы. Тяжелое нарушение речи – это системное речевое нарушение, предполагающее нарушения всех сторон речи у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом. Школьники с тяжелым нарушением речи не могут сформулировать грамотно связное высказывание, как в диалогической, так и в монологической речи, имеют бедный речевой запас, некоторые могут вовсе не говорить. Рост темпа жизни, высокая информатизация общества, преобразования в системе образования обеспечивают высокие требования к уровню речевого развития подрастающего поколения. Для полноценного усвоения школьной программы ко времени поступления в первый класс ребенок должен научиться внятно, ясно и связно излагать свои мысли, иметь навыки пересказа и связного монологического высказывания. Вместе с тем перечисленные навыки есть далеко не у всех младших школьников.
Целью исследования является научное обоснование и экспериментальная проверка системы логопедической работы по формированию навыков пересказа у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Пересказы занимают важное место в начальной школе, так как служат эффективным приемом развития мышления и речи учащихся. Формирование навыка пересказа ведется от подробного пересказа к более сложным видам - краткому, выборочному и творческому.
Формирование навыка пересказа представляет эффективное средство развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи. Оно способствует развитию у детей памяти, обогащает словарь, помогает усвоению выразительных средств языка. Посредством работы над пересказом происходит развитие навыков построения связных монологических высказываний, усваиваются нормы смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста, дети учатся выделять и передавать главную мысль текста. При этом, работа над пересказом дает возможность формированию умственных операций, которые связаны с овладением фразовой речью, заключающимся в умении соотносить содержание высказывания с предметом и темой высказывания [4].
Однако стоит заметить, что подготовка к пересказу вызывает у детей с тяжелыми нарушениями речи большие сложности. С целью запоминания всего текста, его деталей и точностей, и не имея умений выделять в нем для этой цели опорные пункты, дети весьма нерационально распределяют свое внимание и мыслительные усилия, при прочтении текста. Поэтому ошибочной установкой является запоминание всего в равной степени, что для таких детей не представляется возможным [2]. Это объясняется тем, что вследствие утомления, каждая последующая часть текста запоминается хуже предыдущей. В таком случае могут помогать опорные слова, которые выделены из текста, а также вопросы по смысловым частям или опорные картинки. Найти в тексте ответ на поставленный по его содержанию вопрос, либо подобрать относящиеся к опорному слову или картинке содержание является сложной задачей, решение которой способствует формированию у детей с тяжелыми нарушениями речи определенных способов работы над текстом [1].
Методы: В исследовании принимали участие 10 детей, 2 класса МБОУ школа №1 города Сафоново. Из них 5 нормально развивающихся младших школьников и 5 младших школьников с ОНР II – III уровня. С целью выявления уровня сформированности навыков пересказа у детей, была использована методика исследования связной речи Т.А. Фотековой, которая включала в себя задание на пересказ прослушанного текста.
При оценивании пересказа мы изучали его смысловую целостность, умение детей правильно строить лексико-грамматические конструкции, самостоятельность выполнения пересказа.
Результаты и перспективы исследования: Проведенное исследование позволило получить нам следующие результаты:
1. Изучение смысловой целостности пересказа показало наличие трудностей в обеих группах. Однако уровень успешности в группе детей с ТНР ниже. Высокий уровень в контрольной группе показали 20 % детей, в группе с ТНР на 20 % ниже. Так же имеется разница и в количестве детей со средним уровнем. В группе нормально развивающихся детей результаты на 20 % выше.
2. Изучение умения использовать лексико-грамматические конструкции показало наличие трудностей в обеих группах. Однако уровень успешности в группе детей с ТНР ниже. Высокий уровень в контрольной группе показали 20 % детей, в группе с ТНР на 20 % ниже. Количество детей со средним уровнем одинаковое. Характерно сравнение детей с низким уровнем если в группе с ТНР составили 40 %, то среди нормально развивающихся детей только один ребенок испытывал трудности. И в группе нормальных, и в группе с ТНР встречались трудности.
3. Изучение самостоятельности выполнения пересказа показало наличие трудностей в обеих группах. Однако уровень успешности в группе детей с ТНР ниже. Высокий уровень в контрольной группе показали 20 % детей, в группе с ТНР на 20 % ниже. Так же имеется разница и в количестве детей со средним уровнем. В группе нормально развивающихся детей результаты на 20 % выше. Характерно сравнение детей с низким уровнем - в группе с ТНР составили 60 %, среди нормально развивающихся детей только 20 % испытали трудности. И в группе нормальных, и в группе с ТНР встречались трудности.
Проведенное нами экспериментальное исследование показало наличие значительных сложностей у детей с ТНР, поэтому существует необходимость проведения специальной коррекционной работы по формированию связной речи у детей с ТНР.
Выводы. После завершения коррекционного обучения нами был проведен контрольный эксперимент, с целью определения динамики продвижения детей в овладении навыками пересказа художественного текста детьми младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Все младшие школьники на контрольном этапе исследования смогли выполнить предложенное задание. Также необходимо отметить, что каждый ребенок, принявший участие в исследовании, продемонстрировал позитивную динамику в развитии уровня сформированности навыка пересказа художественного текста, показав результаты, превосходящие аналогичные, полученные в ходе констатирующего замера.
Итак, в результате проведения диагностики удалось установить, что у младших школьников с ТНР имеются значительные сложности становления навыка пересказа художественного текста, которые могут быть скоординированы в ходе специально организованной логопедической работы. Тем самым, коррекционно-логопедическая работа по формированию навыков пересказа является важной для развития речи ребенка с ТНР.