Статья:

Опыт исследования учебной мотивации школьников

Конференция: XXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Туманова А.А. Опыт исследования учебной мотивации школьников // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(34).pdf (дата обращения: 17.05.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Опыт исследования учебной мотивации школьников

Туманова Анжелика Александровна
студент, Елабужский институт К(П)ФУ, РФ, г. Елабуга

 

Учебная мотивация является важным компонентом учебной деятельности, отражающим определённое отношение учащихся к учебному предмету. Формирование положительной мотивации способствует улучшению качественных показателей познавательных процессов.

Проблема учебной мотивации была освещена в трудах зарубежных и отечественных ученых XX века, таких как Б. Ф. Скиннер, К. Роджерс, М. Чиксентмихайа, Х. Хекхаузен, Э. Диси, Р. Райан, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, П. М. Якобсон, А. К. Маркова, Е. П. Ильин [3].

Современные исследования демонстрируют общую тенденцию к снижению учебной мотивации [2], а также такие исследователи как Е.В. Яковлева, Н.В. Гольцова анализируя учебную мотивацию, отмечают негативную тенденцию следующего проявления: учителя имеют дело уже не только с нежелающими учиться подростками (что характерно в возрасте полового созревания), но и сталкиваются с учениками начальной школы, у которых отсутствует стимул к обучению [5].

Что же такое учебная мотивация? Мы будем опираться на краткое, но ёмкое определение Л.И. Божович: «мотив учебной деятельности – это побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни как семьей, так и самой школой» [1].

Л. И. Божович учебные мотивы подразделяет на две большие группы: 1) связанные с самой учебной деятельностью, получением удовлетворения от приобретения новых знаний; 2) связанные с общением ребенка и желанием его занять свое место в обществе.

Образовательные учреждения пытаются найти пути решения проблемы повышения учебной мотивации школьников, разрабатывая различные учебные программы, однако мы считаем, что при конструировании таких программ, в первую очередь, необходимо учитывать уровень учебной мотивации конкретного класса.

С этой целью нами было проведено исследование учебной мотивации двух 9 классов, обучающихся школ г. Елабуга, респондентами стали 48 школьников, в возрасте 15-16 лет.

Исследование было проведено с использованием методики «Доминирующая мотивация подростков», авторами которой являются Н.В.Колюцкий, И.Ю.Кулагина [4]. Диагностическая анкета была составлена в виде тестирования в google форме и направлена на изучение мотивов познавательных, коммуникативных, эмоциональных мотивов.

Проверка доминирующей мотивации проходила анонимно, тестирование состояло из двадцати одного утверждения наилучшим образом отражающих отношение детей к учебному процессу и школе, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию, возможность сотрудничества и взаимодействия, направленность на саморазвитие, стремление человека выполнить дело на высоком уровне качества, к овладению новыми знаниями.

В ходе исследования были получены следующие результаты: в первом классе, для удобства обозначения здесь и далее в тексте, мы будем использовать порядковое обозначение классов, принявших участие в исследовании. «Класс 1» доминирующий мотив саморазвития имеют 33 % учеников. В данном классе было зафиксировано преобладание мотива достижения, который определяют ответы на утверждения: № 5 «Всё, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция», №12 «Я испытываю чувство удовлетворения, подъёма, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д.», № 18 «Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших»  

27,1% школьников считают очень значимы делать всё хорошо - это их позиция; 45,8% - заметно значимо; 22,9% - частично значимо; 4,2% - почти не имеет значения.

45,8% школьников считают очень значимым чувство удовлетворения, подъёма, когда сами решат трудную задачу, хорошо выучат правило и т.д; 41,7% - заметно значимо; 8,3% - частично значимо; 4,2% - почти не имеет значения.

25% школьников считают очень значимым учится хорошо, так как всегда стремятся быть в числе лучших; 31,3% - заметно значимо; 37,5% - частично значимо; 6,3% - почти не имеет значения.

Ученики у которых преобладает мотив саморазвития, направлены на постоянное усовершенствование способов овладения знаниями и компетенциями. Они хотят узнать, как можно больше, чтобы стать культурными людьми, также они занимаются своим развитием, читая книги или просматривая образовательные YouTube каналы.

Другая ситуация в «классе 2», здесь у 32% учеников доминирующей является мотивация достижения.

Доминирующий мотив достижения определили ответы на утверждения: № 6 «Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку», №13 «Хочу узнать, как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком», № 19 «Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д).»

52,2% школьников считают знания очень значимыми для развития ума, сообразительности и смекалки; 27,1% - заметно значимо; 16,7% - частично значимо; 4% - почти не имеет значения.

39,6% школьников считают очень значимым узнавать, как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком; 41,7% - заметно значимо; 16,7% - частично значимо; 2% - почти не имеет значения.

6,3% школьников считают очень значимым чтение книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д); 22,9% - заметно значимо; 52,1% - частично значимо; 18,8% - почти не имеет значения.

Школьники с такой мотивацией стремятся добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения или сохранения самоуважения, самооценки в деятельности. Они каждое задание стараются выполнить на качественном уровне, стремятся быть в числе лучших.

Изучив доминирующие мотивы, преобладающие в классах, принявших участие в исследовании, мы разработали рекомендации по созданию психолого-педагогических условий, которые могут быть полезными для педагогов в работе по повышению учебной мотивации обучающихся.

При организации работы, с классом, где доминирующим является мотив саморазвития, мы рекомендуем учителям:

  1. Организовать учителю процесс обучения таким образом, чтобы ученик включался в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний (например, поставить перед учениками познавательную или практическую задачу, проблемный вопрос, которые способствуют вовлечению учеников в процесс обучения, к открытию новых знаний);
  2. Создавать в обучении возможностей для творчества. Можно использовать такие виды творческих работ, как: вопросы, кроссворды, рефераты, викторины, дискуссии, ролевые и деловые игры, взаимопроверка, кластеры, синквейны.

При организации работы, с классом, где доминирующим является мотив достижения, мы рекомендуем педагогу:

  1. Применять разноуровневые  задания при обучении. Овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся. Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору. Все задания разделены на три группы, соответствующие трем уровням сложности, что обусловлено основными этапами усвоения знаний: 1 уровень – базовый (оценка «3-4»), 2 уровень (оценка «4-5»), 3 уровень (оценка «5»).
  2. Создавать на уроке ситуации успеха для учащихся (например, оказывать помощь ученикам в продвижении к успеху, создать атмосферу доброжелательности в классе, оказывать поддержку в процессе выполнения работы, производить оценивание).

 

Список литературы:
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 352 с.
2. Гордеева Т. О. Почему школьники не хотят учиться?// Образовательная политика. - 2019. - Т. 79. - № 3. – C. 38-42.
3. Ляшенко М.В. Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2019. - Т.11. - № 1. - С.53-73
4. Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ сфера, 2008 - 480 c.
5. Яковлева Е.В., Гольцова Н.В. Информационно-коммуникационные технологии как средство развития учебной мотивации обучающихся в начальной школе //Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. – С.1002-1004.