Статья:

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

Конференция: LXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Минакова П.Д. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(76). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(76).pdf (дата обращения: 23.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

Минакова Полина Денисовна
студент, Евразийский национальный университет, Казахстан, г. Астана
Мубараккызы Балкия
научный руководитель, старший преподаватель, Евразийский национальный университет, Казахстан, г. Астана

 

Коррекционная педагогика – это область педагогики, которая занимается изучением аспектов развития и обучения детей с особенностями развития.  К ее общим целям относится: разработка методов и приемов обучения, их коррекции, а также создание условий для интеграции учеников коррекционной педагогики в общество.  Она направлена на предоставление профессиональной помощи со стороны педагогов для детей и молодежи, которые подвержены обучающимися и поведенческими трудностями.

Данная область работы педагогов охватывает такие поведенческие нарушения у детей как:

- психические заболевания

- нарушение и задержка в развитии речи, интеллекта и эмоционального развития

- заболевания связанные с потерей зрения, слуха

- нарушения опорно-двигательного аппарата

- неврологические заболевания

Основываясь на типе нарушения развития у ребенка, разделяют несколько направлений в работе коррекционной педагогики: сурдопедагогика (нарушение слуха), тифлопедагогика (нарушение зрения), логопедия (дефекты речи), олигофренопедагогика (социализация детей с отставаниями в умственном развитии).

Как понять, что у вашего ребенка могут быть нарушения или задержки в развитии? 

Специалист, в нашем случае, педагог проводит комплексную диагностику, которая определяет состояние ребенка и его возможные проблемы, которые должны подлежать коррекции. После назначения диагноза, специалист должен организовать подробный план, так называемых, коррекционных занятий, в ходе, чего проконсультирует родителей и ознакомит с планом занятий.

Педагог составляет план, внутри которого описываются подходы и методики, которые должны положительно повлиять на общее состояние ребенка и позволить, если это возможно, в дальнейшем без проблем развиваться и интегрироваться ребенку в общество.

План работы состоит из нескольких этапов:

  1. Выявление и описание диагноза ученика
  2. Выяснение причин (откуда и почему у ученика есть диагноз)
  3. Изучение диагноза
  4. Индивидуализация (найти индивидуальный способ и подход к особенности ученика)
  5. Постановка целей (выбор направления и методов коррекционной работы с учеником)
  6. Создание эффективной среды для работы с учеником
  7. Проведение коррекционных занятий
  8. Контроль коррекционных занятий

На чем же базируется вся коррекционная педагогика?

Во-первых, на индивидуализации обучения: основной принцип работы предполагает адаптацию образовательного процесса к индивидуальным особенностям каждого ученика, то есть ребенка.

Во-вторых, на подходах, которые основываются на взаимодействии ребенка с окружающей средой и влиянии различных факторов на его развитие.

В-третьих, на нейро-педагогике: изучение принципов работы мозга и их применение в образовательном процессе для эффективного обучения детей с особыми образовательными потребностями.

А теперь поговорим о методиках коррекционной педагогики. Их суть заключается в диагностике, поддержке и коррекции состояния детей. В нее входит:

- Индивидуальная диагностика: использование различных психолого-педагогических методов для определения особенностей развития каждого ребенка.

- Индивидуализированное обучение: разработка индивидуальных образовательных программ и подходов к обучению, учитывающих потребности каждого ученика.

- Коррекционные занятия: проведение специальных занятий и тренировок для развития конкретных навыков или компенсации образовательных недостатков.

- Сотрудничество с родителями и специалистами: взаимодействие с родителями, педагогами, психологами и медицинскими работниками для комплексного подхода к поддержке ребенка.

К методам коррекционной педагогики относится:

  1. игротерапия (использование игр развлекательного характера для коррекции поведения)
  2. арт-терапия (использование в качестве инструмента для развития ребенка – творчество)
  3. музыкотерапия (использование музыки как инструмента для развития)
  4. физиотерапия (коррекционные занятия и упражнения для укрепления физического здоровья ученика)
  5. социальная адаптация (метод, который основывается на развитии коммуникации и социализации)
  6. терапия поведения (суть в устранении неблагоприятных и нежелательных форм поведения у детей)
  7. информационно-коммуникационные методы (работа у ученика с информацией, которая должна помочь раскрыть коммуникационные способности у ребенка)

В Казахстане процент детей с инвалидностью и специальными потребностями составляет 3%. Но от этого проблема детей не разрешается и они вынуждены сталкиваться с такими проблемами в лечении как:

- Дефицит или полное отсутствие финансовой помощи

- Нехватка квалифицированных специалистов (коррекционных педагогов)

- Отсутствие внимания к проблеме

- Нехватка оборудования для лечения

- Проблемы с инфраструктурой

- Дефицит или полное отсутствие эффективных методов лечения

Нужно понимать, что коррекционная педагогика играет важную роль в обеспечении равных возможностей образования для всех детей, независимо от их индивидуальных особенностей и потребностей. Основанная на теоретических принципах и практических методиках, она позволяет эффективно поддерживать развитие каждого ребенка и обеспечивать им доступ к качественному образованию и жизни.

 

Список литературы: 
1. Научная статья «Национального центрального института развития дополнительного образования»: «Что такое коррекционная педагогика?» - [ Электронный ресурс ] – Режим доступа. – URL: https://ncrdo.ru/center/blog/chto-takoe-korrektsionnaya-pedagogika/#1442 
2. Научная статья «UNICEF»: «Дети Казахстана» - [ Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.unicef.org/kazakhstan/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0#:~:text=%D0%9E%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%203%25%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9%20%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0%20%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D1%8B%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8%20%D1%81,%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BC%20%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%2C%20%D0%B3%D0%B4%D0%B5%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%D1%82%20%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%20%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D1%82%2010%E2%80%9315%25%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9. 
3. Справочник «Феникс»: «Основные понятия коррекционной педагогики» - [ Электронный ресурс ] – Режим доступа. – URL: https://wiki.fenix.help/pedagogika/korrekcionnaya-pedagogika