Статья:

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ XXI ВЕКА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С ПОКОЛЕНИЕМ XX СТОЛЕТИЯ

Конференция: CCCXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Кораблин В.А. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ XXI ВЕКА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С ПОКОЛЕНИЕМ XX СТОЛЕТИЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 39(318). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/39(318).pdf (дата обращения: 24.11.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ XXI ВЕКА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С ПОКОЛЕНИЕМ XX СТОЛЕТИЯ

Кораблин Владимир Алексеевич
студент, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнёва, РФ, г. Красноярск
Мунгалов Андрей Юрьевич
научный руководитель, старший преподаватель кафедры физической культуры и здоровья, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнёва, РФ, г. Красноярск

 

В статье проводится сравнительный анализ физического развития современной молодежи и поколения XX века. Рассматриваются ключевые антропометрические изменения, трансформация двигательной активности и динамика физических качеств. Особое внимание уделяется влиянию цифровизации общества на образ жизни подрастающего поколения. Выявлены как негативные тенденции (рост гиподинамии, снижение силовых показателей), так и позитивные аспекты (доступность спортивных практик, рост информированности о здоровом образе жизни).

Физическое развитие, молодежь, гиподинамия, акселерация, здоровье, физическая культура, сравнительный анализ.

Физическое развитие подрастающего поколения является точным индикатором здоровья нации и социально-экономического потенциала общества. Сравнительный анализ антропометрических данных, физических качеств и поведенческих паттернов современной молодежи и их сверстников из XX века позволяет выявить не только биологические трансформации, но и последствия кардинальных изменений в образе жизни, обусловленных технологическим прогрессом и социокультурными сдвигами [1, с. 45]. Данное исследование актуально для разработки адресных мер в области здравоохранения, образования и молодежной политики.

1. Антропометрические изменения: от акселерации к качественным сдвигам
На протяжении большей части XX века в развитых странах, включая СССР, наблюдался феномен акселерации – ускорение темпов физического развития детей и подростков. По данным исследований, к 1980-м годам молодежь была в среднем на 3-5 см выше и на 4-7 кг тяжелее своих сверстников 1920-х годов [2, с. 78]. Этот процесс связывался с улучшением качества питания, развитием системы здравоохранения и успехами вакцинопрофилактики.

К началу XXI века макроскопическая акселерация в основном прекратилась, сменившись ретардацией (замедлением) и качественным изменением состава тела. Если увеличение массы тела у молодежи XX века происходило преимущественно за счет костно-мышечной ткани, то у современных подростков отмечается рост доли жировой компоненты. Эпидемиологические исследования констатируют, что распространенность избыточной массы тела и ожирения среди лиц 16-25 лет сегодня в 2.5-3 раза выше, чем в 1970-е годы [3, с. 112].

2. Трансформация двигательной активности и физических качеств

Наиболее контрастные изменения произошли в характере двигательной активности. Для молодежи XX века была характерна «естественная» тренированность, формируемая за счет подвижных игр, бытовой физической нагрузки (передвижение пешком, помощь по хозяйству) и массового интереса к спортивным секциям.

В XXI веке доминирующей формой досуга стала цифровая активность. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, подросток должен уделять не менее 60 минут в день физической активности средней и высокой интенсивности. Однако, по данным глобальных исследований, этим рекомендациям следует менее 20% молодежи [4, с. 91]. Следствием гиподинамии стало системное снижение силовых показателей и выносливости. Как показали сравнительные исследования, современные подростки демонстрируют результаты в подтягивании на перекладине и беге на 1000 метров в среднем на 15-25% хуже, чем их сверстники в 1980-х годах [5, с. 67].

Таблица 1.

Сравнительная характеристика физического развития молодежи

Параметр

Молодежь XX века (1980-е гг.)

Молодежь XXI века (2020-е гг.)

Средний рост (юноши 17 лет)

172-174 см

176-178 см

Средняя масса тела (юноши 17 лет)

62-65 кг

176-178 см

Процент с избыточной массой тела

5-7%

18-22%

Результат в подтягивании (средний)

8-10 раз

4-6 раз

Время в беге на 1000 м (юноши)

3.50-4.10 мин

4.10-4.30 мин

 

3.Позитивные тенденции и новые вызовы

Несмотря на тревожные тенденции, современная эпоха характеризуется и рядом достижений. Значительно возросла доступность разнообразных спортивных практик – от фитнеса до экстремальных видов спорта. Молодежь обладает более высоким уровнем информированности о принципах здорового питания, важности восстановления и техники безопасности при тренировках. Сформировалась устойчивая культура здорового образа жизни, которая мотивирует часть молодежи к систематическим занятиям.

Одновременно с этим проявились новые риски для здоровья: «омоложение» заболеваний, ранее характерных для старшего возраста (диабет 2-го типа, артериальная гипертензия, остеохондроз), а также рост распространенности тревожных и депрессивных расстройств, коррелирующий с малоподвижным образом жизни [4, с. 94].

Проведенный сравнительный анализ позволяет констатировать, что физическое развитие молодежи претерпело сложную трансформацию, которую нельзя оценивать однозначно как регресс. Наблюдается резкая дивергенция: с одной стороны, существует значительная группа молодых людей, ведущих активный образ жизни и демонстрирующих высокие физические кондиции, с другой – растет доля подростков с выраженной гиподинамией и ее последствиями для здоровья.

Ключевым вызовом для системы образования, здравоохранения и общества в целом является разработка эффективных стратегий интеграции физической активности в новую цифровую реальность. Это требует модернизации школьной программы по физической культуре, развития инфраструктуры для занятий спортом по месту жительства и формирования у молодежи осознанной мотивации к поддержанию физического здоровья.

 

Список литературы:
1. Сонькин В.Д. Физическое развитие школьников: прошлое, настоящее, будущее // Вопросы современной педиатрии. – 2020. – Т. 19. – № 2. – С. 44-49.
2. Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей. – М.: Изд-во МГУ, 2016. – 189 с.
3. Хрипкова А.Г., Антропова М.В. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 2018. – 319 с
4. World Health Organization. Global action plan on physical activity 2018–2030: more active people for a healthier world. – Geneva: WHO, 2018. – 101 p.
5. Лях В.И. Физическая культура: учебник для 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2019. – 237 с.