ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Конференция: CCLXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CCLXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
По мере модернизации и развития общества изменяется содержание и структура подготовки педагога к профессиональной, в том числе инновационной, деятельности. Педагогическую деятельность сегодня необходимо ориентировать на будущее, на новейшие достижения науки.
Как отмечается в исследованиях В.И. Загвязинского, И.И. Калина, Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина, С.А. Трифоновой, О.П. Хомерики, существенные изменения в содержании, общем характере стиле педагогического процесса в дошкольном образовании требуют изменения подходов к организации профессиональной подготовки. Заметим, что при этом эти изменения должны носить оперативный характер. Достичь востребованной готовности и способности выпускников вуза к созданию, освоению, распространению педагогических новшеств возможно в условиях интеграции с образовательными структурами региона.
Основным фактором, влияющим на подготовку квалифицированного выпускника педагогического вуза, обладающего навыками осуществления инновационной деятельности является специально организованное образование, под которым в нашей работе подразумевается инновационное обучения, основополагающим условием которого является формирование готовности к инновационной деятельности у будущих педагогов, деятельности, ориентирующей на формирование личности, способной творчески мыслить, саморазвиваться, воспринимать, создавать, внедрять новое.
Готовность к инновационной деятельности, в том числе деятельности педагога, на протяжении многих лет не утрачивает своей актуальности. Однако в условиях модернизации российского образования, когда появляются новые возможности для создания и реализации инновационных технологий, когда изменяется сама система подготовки специалистов, под влиянием новых требований общества преобразуется и структура готовности к инновационной деятельности. Следовательно, появляется необходимость подробного ее изучения с учетом происходящих изменений.
К исследованию проблемы готовности в разное время обращались такие исследователи как С.Н. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Е.Н. Белозерцев, К.М. Дурай-Новакова, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.Г. Ковалев, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, В.А. Сластенин и др.
Вопросы, связанные с феноменом инновационной деятельности, находятся в центре внимания современного образования и педагогической науки. В государственных документах подчеркивается, что педагогу как специалисту необходимо применять инновационные технологии в практической профессиональной деятельности [2].
Следовательно, современному педагогу необходимо обладать комплексом качеств личности и свойств деятельности, который определятся термином «готовность к инновационной деятельности» и представляет собой состояние, актуализирующее все потенциальные возможности личности с тем, чтобы найти оптимальный выход из проблемной ситуации, творчески преобразовать профессиональную деятельность на основе работы с инновационными технологиями и спрогнозировать траекторию личностного и профессионального саморазвития.
На основе изучения и анализа философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявлены компоненты готовности будущего педагога к инновационной деятельности, позволяющие соотнести ее содержание с этапами формирования в образовательном процессе вуза:
– мотивационно-ценностный компонент включает в себя отношение будущего педагога к инновационной деятельности как к ценности, а также развитие интереса будущего педагога к реализации и совершенствованию собственной инновационной деятельности;
– когнитивный компонент включает в себя знания, творческие возможности, творческий потенциал будущего педагога, реализующиеся в инновационной деятельности;
– операционно-исполнительский компонент заключает в себе умения и навыки инновационной деятельности в условиях профессиональной работы;
– креативный компонент заключает в себе наличие у будущего педагога отношения к инновационной деятельности не как к соединению готовых форм, найденных в практике, а как к преобразованию, развитию в новых сложных синтезах сообразно собственной индивидуальности и особенностям ученического коллектива, а также наличие научной рефлексии, необходимой для осмысления будущим педагогом собственного новаторского опыта [3].