Статья:

Криминологические аспекты терроризма

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(113)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Рябов М.И., Баженов А.В. Криминологические аспекты терроризма // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 20(113). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/113/72702 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Криминологические аспекты терроризма

Рябов Матвей Игоревич
студент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, РФ, г. Санкт-Петербург
Баженов Александр Владимирович
доцент, канд. юрид. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, РФ, г. Санкт-Петербург

 

CRIMINOLOGICAL ASPECTS OF TERRORISM

 

Matvey Ryabov

Student, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Russia, St. Petersburg

Aleksandr Bazhenov

Associate professor, candidate of law, associate professor, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В статье рассматриваются криминологические аспекты терроризма в современной России. Анализируются криминологические теории.

Abstract. The article deals with criminological aspects of terrorism in modern Russia. Criminological theories are analyzed.

 

Ключевые слова: стратегия борьбы, законодательные акты по борьбе с терроризмом, терроризм, типология терроризма, безопасность страны.

Keywords: strategy of fight, legislative acts on fight against terrorism, terrorism, typology of terrorism, security of the country.

 

Терроризм по своим формам и проявлениям, масштабам, интенсивности и жестокости стал одной из самых острых проблем мирового значения. Данная проблема сопровождается большим количеством жертв, она порождает ненависть и недоверие.

Для большинства людей, политических групп или организаций, терроризм является способом решения политических, религиозных или национальных проблем, поэтому терроризм относится к такому типу преступлений, жертвами которых могут стать невинные люди.

В современной юридической литературе терроризм (лат. «terror» - страх, ужас) означает насилие или угрозу, насилие в отношении отдельного лица, группы лиц или объектов в целях достижения политических, экономических, идеологических или иных желательных для террористов целей.

Оружие террора развивается параллельно с социальным развитием, становясь все более совершенным, меняется масштаб террора и его цели.

Терроризм актуализируется тогда, когда общество переживает глубокий кризис.

Этот кризис часто носит идеологический характер и связан с государственно-правовой системой, в которой группы, объединенные по политическим, социальным, этническим или религиозным признакам, оказываются в оппозиции к власти и ставят под сомнение ее легитимность.

Определение терроризма является одной из сложных проблем мировой науки и практики борьбы с преступностью. В настоящее время существует около 200 определений терроризма, но ни одно из них не является общепризнанным.

Термин «террорист» часто используется избирательно и субъективно. Тот, кого один человек считает террористом, по мнению другого может быть борцом за свободу.

В литературных источниках терроризм определяется как систематическое использование террора, а его синонимами являются “насилие”, “запугивание”. Первая попытка дать определение понятию терроризма была предпринята на 3-й день Международной конференции по унификации уголовного права, состоявшейся в г. Брюссель, Бельгия, в 1930 году. Круг деяний, охватываемых этим определением, достаточно широк.

Начало формированию специальных принципов международного уголовного права положила Конвенция о предупреждении терроризма и наказании за него.

Далее согласно версии, предложенной экспертами ООН, в 1932 году все невоенные нападения, включая не только захват заложников и захват гражданских самолетов, но и убийство военнопленных, должны были считаться актами терроризма.

По мнению экспертов, терроризм следует оценивать, как «военное преступление, совершенное в мирное время» [4].

Согласно определению Федерального бюро расследований США, терроризм - это «незаконное применение силы и насилия в отношении лиц или имущества с целью запугивания, или принуждения правительства, гражданского населения или любого их сегмента в интересах достижения политических или социальных целей, или принуждения к их осуществлению» [1].

Эксперты утверждают, что терроризм - это не только бесчеловечное и непредсказуемое насилие, но и террористическая акция, которая всегда воплощает в себе стратегию, независимо от формы преступления. Как и все преступления, террористические акты совершаются для достижения определенных целей, хотя в этом отношении они имеют свою специфику. Некоторые определения терроризма подразумевают в качестве одной из целей запугивание общественности (терроризирование).

В современной России действует ряд законов и подзаконных нормативных правовых актов, определяющих стратегию и тактику организации противодействия терроризму и экстремизму. К ним относятся ст. 13 Конституции РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», федеральные законы от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ряд других законов, Указы Президента и постановления Правительства РФ, а также «Концепция противодействия терроризму в РФ» от 05.10.2009.

В данной статье представлены три типа криминологических теорий, которые могут служить основами для криминологического объяснения терроризма и террористических действий.

Каждая из этих теорий указывает на различные аспекты терроризма.

Теория деформации помогает объяснить процесс вербовки террористов. Теории контроля и обучения важны для объяснения индивидуального поведения, она включает в себя такие факторы, которые влияют на выбор индивида стать террористом или ситуации, а также условия, способствующие увеличению числа членов террористической группы. Теория контроля объясняет процесс присоединения к террористической группе и идеологическую обработку.

Теория обучения подчеркивает важность образования и обмена информацией внутри террористических групп и между ними.

Теория Деформаций. Теории деформации фокусируют свое внимание на преступности как реакции индивида на проблемы общества, нормы, культуры, ценности и цели. Теории деформации также подчеркивают различия в расе, поле и возрасте при принятии решений о вовлечении в преступную деятельность. Данная теория подчеркивает, что террористы могут быть взяты из любой возрастной группы, любого пола и из всех расовых и этических предпосылок. Некоторые террористические группы имеют историю вербовки членов с раннего возраста.

Рекруты террористических групп могут быть набраны из всех слоев общества: не только бедных и обездоленных, но и хорошо образованных, высокомобильных и состоятельных. Предыдущие исследования терроризма, проводившиеся преимущественно в Европе и на Ближнем Востоке, выявили примерно следующее: 75% членов террористических групп имеют определенный уровень высшего образования. Многие террористы имеют законно полученные профессии, которые помогают им избегать обнаружения, как это было в случае с членами спящих ячеек. Для этих террористов, среднего или высшего класса, цели террористической группы вытесняют их положение в обществе.

Теория контроля. В связи с тем, что теория контроля изучает связи индивидов с группами единомышленников, она идеально подходит для изучения терроризма. Хотя террористические акты могут совершаться террористами-одиночками, не имеющими четкой связи с какой-либо известной организацией, большая часть терроризма совершается отдельными лицами, являющимися членами идентифицируемой группы.

Трэвис Хирши (1969) выдвинул теорию о том, что социальные связи имеют первостепенное значение для понимания того, будет ли человек заниматься правонарушениями или нет. Эти социальные связи включают привязанность к своим сверстникам и семье, приверженность общепринятому поведению, участию в общепринятой деятельности и веру в моральную обоснованность таких конвенций. Привязанность представляет собой ценность, которую индивид придает мнениям и ожиданиям тех, о ком он заботится, например, друзья и семья [2].

Теория Хирши важна для дискурса терроризма в том смысле, что она может определить, как человеку становится уютно в террористической группе и образе жизни. Люди, которые становятся участниками террористических групп, обычно начинают как сочувствующие или разделяют общие идеологические убеждения и разочарование в законных политических или социальных процессах [2].

Условия, в которых процветает терроризм, также способствуют вербовке новых членов. Это особенно актуально в лагерях беженцев, где поблизости созданы ваххабистские и другие экстремистские школы. Эти школы служат единственным потенциальным образованием для многих молодых людей, большинство из которых потеряли все, прежде чем попасть в лагеря. При отсутствии других социальных институтов формируются социальные связи, усиленные до уровня террористической организации. Как только человек присоединяется к террористической группе, большинство связей с внешним миром обрываются, заменяясь связями с другими членами группы и ее союзниками. Новый террорист признает нормы и ценности организации в качестве первостепенных для любой внешней точки зрения (Hudson, 1999). Изначальный статус, который потенциальные террористы имели в своей общине и ее ценности, размываются и заменяются нормами и ценностями лагеря беженцев, где вступление в террористическую организацию может рассматриваться как способ восстановления статуса и чести для семьи или для самого себя.

Теория обучения. Теории социального обучения представляют собой совокупность широких теорий, изучающих общинные, культурные и одиночные элементы, которые приводят к приобретению традиционных и девиантных, или криминальных навыков и моделей поведения. Эти теории были применены к поколенческим тенденциям в области насилия в семье и межличностного насилия, а также к роли друзей, опекунов и членов семьи в выборе индивида, чтобы стать преступником.

В области борьбы с терроризмом, эти теории могут быть использованы для изучения террористического поведения, а именно того, как определенный человек или группа лиц, приобрели навыки и убеждения, которые привели их к вовлечению в террористическую группировку.

Каждая из рассмотренных теорий может быть применена к терроризму.

В области криминологии и уголовного правосудия терроризм исторически был отнесен к отдельной категории, отличной от других видов преступного поведения.

В данной статье утверждается, что такой подход является ошибочным и что криминологические теории могут объяснить терроризм и террористическую деятельность.

Терроризм не так уж сильно отличается от преступлений, которые в настоящее время изучают криминологи. Убийства, кражи, похищения людей, нарушения правил обращения с оружием, уничтожение частной и общественной собственности-все это связано с терроризмом [1]. Террористы-это преступники, а террористические организации похожи на другие преступные группы.

В силу этого криминологический подход к терроризму может способствовать разработке антитеррористической политики и политики национальной безопасности, поскольку эти теории призваны выявлять коренные причины терроризма.

Использование и эмпирическая проверка криминологических теорий при изучении терроризма, террористов и террористических групп могут лишь расширить дискурс и дать потенциальное представление об этом феномене.

 

Список литературы:
1 Agnew, R. S. (1992). Фундамент для общей теории деформации преступности и правонарушений. Криминология 30, 47-87.
2 Hirschi, Travis (1969). Причины правонарушений. Berkeley: University of California Press.
3 Лебединец И.Н. Международное уголовное право: уч. пос. М.: Проспект, 2016. 112 с.
4 Павлинов А.В. Криминальный антигосударственный экстремизм: уголовно-правовые и криминологические аспекты: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук.  М., 2008.  с.
5 Цой Л.Н. Новый взгляд на борьбу: с терроризмом или с террористом? (размышления социолога). // Терроризм: современные аспекты. Сб. науч. статей.  М., 1999.   С.  -
6 Шабалин В.А. Политика и преступность. // Государство и право. 1994. № 4.  С.  -