Статья:

Педагогическая компетентность:понятие, структура

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Веретенникова А.Н. Педагогическая компетентность:понятие, структура // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 21(114). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/114/72835 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Педагогическая компетентность:понятие, структура

Веретенникова Александра Николаевна
магистрант, Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко, РФ, г. Глазов

 

Семья – особая социальная среда, в которой ребенок проводит большую часть времени, в ней может существовать своя иерархия, в семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит первую реакцию людей на свои поступки.

Дошкольный  возраст является сензитивным периодом развития  ребенка, в   нем закладываются основы личности ребенка, и к концу дошкольного возраста он уже более чем наполовину сформирован как личность. То, что ребенок в дошкольном возрасте получает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. На современном этапе вопросы взаимодействия родителей и детей приобретают особую актуальность.

С одной  стороны многие родители понимают, что развитие ребенка будет благоприятнее, если проявляется внимание к нуждам и интересам ребенка, если отношения между родителями и ребенком будут носить партнерский характер.

Тем не менее на практике они сталкиваются с многими проблемами и трудностями в воспитании.

С другой стороны  высокая занятость родителей, карьерный рост, стремление к наибольшим материальным благам, приводит к печальному факту -  увеличилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания ребенка, дети же испытывают дефицит родительского внимания.

Поэтому, проблема формирования педагогической компетентности родителей на современном этапе приобретает особую актуальность.

Понятие педагогическая компетентность находится на стыке двух наук- педагогики и психологии, и, поэтому целесообразно будет рассмотреть понятие психолого-педагогическая компетентность.

Основы исследования данного в отечественной педагогике были заложены такими учеными, как В.М. Бехтерев, Е.Н.Водовозова, В.П.Острогорский, Н.И. Пирогов, и рассматривается  ими как уважение к личности ребенка, недопустимость применения унижающих достоинств детей методов, несправедливого отношения, понимания ведущей роли нравственного воспитания детей в семье с раннего возраста, всестороннее развитие личности ребенка,  с учетом понимания возрастных особенностей и способностей, понимание родителями.ответственности за воспитание своего ребенка, взаимодействие семьи с социальными институтами.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что психолого- педагогическая компетентность родителей рассматривается  как совокупность личностных характеристик, обусловливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье.

Ряд исследователей Г.С.Белоногова, С.Л.Троянская, включаю в данное понятие знания о развитии, воспитании и обучении детей, «ответственное родительство», практические умения в организации жизни и деятельности ребенка в семье. [1]

О.Л.Зверева связывает психолого-педагогическую компетентность родителей с рефлексивными умениями. Рефлексия в контексте данного исследования трактуется как умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность и включает в себя: самоанализ, самоконтроль, саморегуляцию и позволяют родителю осуществлять контрольно-оценочную деятельность, направленную на себя.

Л.К. Адамова применительно данного понятия дает свое определение: психолого-педагогическая компетентность родителей - это умение ставить и выполнять  воспитательные задачи, владение основными приемами и методами, умение анализировать себя в вопросах воспитания детей, прогнозировать результаты воспитания, создавать доверительную обстановку, выстраивать отношения по принципу сотрудничества, умение  учитывать потребности ребенка не в ущерб собственным, устойчивое психоэмоциональное состояние родителей и адекватная самооценка.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для нашего исследования понятие психолого-педагогической компетентность раскрыто не достаточно, и на основе уже имеющихся исследований позволил нам сформировать свое понятие психолого-педагогической компетентности: психолого-педагогическая подготовленность родителей, которая включает в себя знание возрастных и индивидуальных особенностей детей, учет их интересов; умение ставить воспитательные задачи, владение основными приемами и методами их реализации; способность выстраивания доверительных отношений; готовность родителей к сотрудничеству с детьми; способность взрослых создавать развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую возрасту ребенка; готовность родителей к осуществлению психолого-педагогической деятельности, умение анализировать собственную педагогическую деятельность; умение прогнозировать результаты применения образовательных стратегий, адекватная оценка деятельности, поступков и поведения ребенка.

Рассмотрим структуру психолого-педагогической компетентности.

А.В. Минина, А.В.Петровский, В.В.Селина в структуре психолого- педагогической компетентности родителей, выделяют следующие   компоненты:

-гностический компонент включает в себя знания, умение находить, воспринимать и отбирать информацию;

- мотивационно-личностный подразумевает заинтересованность в успешном результате воспитания детей, систему психологических позиций по отношению к ребенку и самому себе (эмпатия, рефлексия), личный опыт воспитания;

- компетентностный опыт включает в себя освоенные родителями психолого-педагогические знания, умения, навыки, способности, и апробированные в действии;

- коммуникативно -деятельностный  охватывает коммуникативные, организаторские, практические навыки и умения.[4,5]

К.М. Лебедева предлагает свою структуру психолого-педагогической компетентности и выделяет следующие компоненты:

- ценностно-смысловой компонент предполагает развитие личностных качеств родителя, необходимых для воспитания ребенка, а также осознание необходимости и ценности саморазвития;

- когнитивный компонент представляет собой комплект необходимых для воспитания детей психолого- педагогических знаний, умений и навыков родителей;

- рефлексивный компонент  предполагает наличие у родителей способности к саморегулированию, саморефлексии, самоконтролю, самооценке своей педагогической деятельности;

- поведенческий компонент  характеризует специфику детско-родительского взаимодействия. [3]

Троянская C.Л. в структуре психолого-педагогической компетентности родителей дошкольников выделяет следующие компоненты :

- знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей дошкольного возраста, о приёмах продуктивного, доверительного общения и психологической поддержки ребёнка на каждом возрастном этапе;

- знания об основных приемах, методах, средствах воспитания и развития детей  каждого дошкольного возраста;

- аналитические умения, которые предполагают способность родителя устанавливать взаимосвязь проблем воспитания собственного ребёнка и причины сложившейся ситуации; осуществлять отбор методов и средств воспитания в с возрастом ребёнка и на основе анализа возникшей проблемы;

-прогностические умения, т.е. способность прогнозировать возможные трудности во взаимодействии с ребёнком и пути их преодоления;

- умение осуществлять коррекцию своего стиля взаимодействия с ребёнком.[6]

Рассмотрев структуры предложенные авторами, можно выделить как  схожесть структур педагогической компетентности родителей. В своих работах Лебедева К.М., Минина А.В., Петровский А.В., Селина В.В, Троянская С.Л. выделяют схожие компоненты, такие как рефлексивные умения, психолого-педагогические знания, умения и навыки родителей, и способность применения их на практике, заинтересованность родителей к успешному воспитанию детей. Проанализировав данные структуры, можно сделать вывод о том, что для нашей работы подходит структура Троянской С.Л., так как она наиболее полно отражает сущность понятия психолого-педагогической компетентности родителей.

Таким образом, педагогическая компетентность включает в себя психолого-педагогические знания родителей, и умение применять их на практике,  готовность  к сотрудничеству с детьми,  рефлексивные умения, которые предполагают адекватную оценку не только деятельности, поступков и поведения детей, но и умение родителей оценивать себя, свои действия по отношению к ребенку.

 

Список литературы:
1. Белоногова, Г. Педагогические знания - родителям / Г. Белоногова, Л.Хитрова // Дошкольное воспитание, 2003 - № 1 - С. 82-92.
2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.
3. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений».– М., 2002 – 120 с.
4. Лебедева К.М. Педагогическая компетентность родителей дошкольников: структура и методики ее измерения в контексте личностного подхода // Дошкольное воспитание. – 2014. - №6.
5. Минина А.В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста / Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. Ростов-на-Дону: ИПО ЮФУ. 2013. № 2 (28). С. 93–98.
6. Минина А.В. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания самостоятельности у детей // Наука и образование XXI века: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. 31 мая 2013 г. В 5 ч. Ч. 3. Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. С. 97–100
7. Троянская С.Л.Т 769 Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие. – Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016 – 176 с.