Статья:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(227)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Умрякова Н.Е. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 4(227). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/227/123422 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

Умрякова Наталья Евгеньевна
магистрант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Челябинск

 

TECHNOLOGICAL METHODS OF FORMATION OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS

 

Natalya Umryakova

Undergraduate, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Russia, Chelyabinsk

 

Аннотация. В статье акцентируется значимость технологических приемов формирования социокультурной компетенции студентов.

Abstract. The article emphasizes the importance of technological techniques for the formation of socio-cultural competence of students.

 

Ключевые слова: социокультурная компетенция, иностранный язык, учебные лингвокультуроведческие материалы, технологические приемы.

Keywords: socio-cultural competence, foreign language, educational linguocultural materials, technological techniques.

 

В силу развития социально-экономической и политической ситуации в современном обществе во всех сферах человеческой жизнедеятельности возрастает роль иностранного языка как средства межкультурной коммуникации. Непрерывные и ежегодно увеличивающиеся контакты, мобильность населения, а особенно молодых людей, которые обучаются в разных странах, предусматривают не только ликвидацию конфликтов, но и понимание особенностей межкультурной коммуникации в глобализирующемся мире. Подобная ситуация предполагает наличие знаний у контактирующих сторон относительно культуры и специфики той или иной страны. Поэтому сегодня востребованы приемы и методы, повышающее эффективность и качество социокультурной компетенции.  

Большую роль в формировании социокультурной компетенции играет индивидуально-дифференцированный подход.

По определению В. В. Сафоновой, социокультурная компетенция – это наличие знаний в различных социальных и культурных сферах, характеризующих страну, различные общества и социумы страны изучаемого языка, и наличие умений адекватно применять эти знания в акте общения [3].

Овладение социокультурной компетенцией является доказательством сформированного ценностного восприятия общечеловеческой и национальной культур, предполагающих желание к диалогической коммуникации с представителями других народов и культур. Тем самым более эффективным выглядит процесс самоидентификации и более глубокого осознания собственной культуры в сравнении с иной культурой и народом изучаемого языка. Целостность социокультурной компетенции предоставляет возможность участникам международной коммуникации также понять чувства и мысли другого народа и преодолеть национальный культуроцентризм.

Для успешного развития социокультурной компетенции обучающихся на уроках иностранного языка необходимо создавать модель культуры того или иного народа, используя в качестве основных средств обучения произведения иноязычной культуры, ее артефакты.

Содержанием формирования иноязычной социокультурной компетенции, согласно модели Д. Г. Шумакова, являются:

  • развивающий аспект;
  • учебный аспект;
  • познавательный аспект;
  • воспитательный аспект.

В свою очередь, средствами формирования социокультурной компетенции являются [2]:

  • речевые упражнения во всех видах речевой деятельности, направленные на овладение социокультурными знаниями, формирование социокультурных навыков, развитие социокультурных умений, овладение социокультурным опытом на основе освоения образовательных эпистем;
  • упражнения на основе проблемных социокультурных ситуаций;
  • анализ художественных, публицистических текстов различных жанров;
  • аудио-тексты (телефонные разговоры, радиопередачи, интервью и д.р.);
  • упражнения на основе иллюстративных опор (фотографии, рисунки, картины и др.);
  • разыгрывание ролевых этюдов;
  • анализ художественных и документальных фильмов.

Интересными в дидактическом плане представляются такие реалии жизни страны изучаемого языка, как празднование дня Святого Николауса (описание – тексты), адвенты, наличие в каждом доме немецкого венка, традиция зажигать каждую новую неделю рождественскую свечу (традиции, этикет и т.д.)

Таким образом, обучающиеся готовятся к встрече с иноязычной культурой, глубже проникают в историю страны изучаемого языка, узнают особенности делового и бытового этикета, что позитивным образом сказывается на формировании у них социокультурной компетенции, интереса к предмету и положительной мотивации к изучению иностранных языков.

 

Список литературы:
1. Захаренкова М.Н. Информационная компетенция студентов языкового вуза и интепретация иноязычного художественного текста / М. Н. Захаренкова // Проблемы формирования социокультурной и когнитивной компетенции в практике преподавания иностранных языков. – Нижний Новгород : НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2006. – С. 208-217.
2. Лебединский С.И. Методика преподавания русского языка как иностранного / С. И. Лебединский, Л. Ф. Гербик. 2011. – 309 с.
3. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: Дис. ... д-ра пед. наук / В. В. Сафонова. – Москва. 1992. – 528 с.