ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(227)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(227)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
TECHNOLOGICAL METHODS OF FORMATION OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS
Natalya Umryakova
Undergraduate, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Russia, Chelyabinsk
Аннотация. В статье акцентируется значимость технологических приемов формирования социокультурной компетенции студентов.
Abstract. The article emphasizes the importance of technological techniques for the formation of socio-cultural competence of students.
Ключевые слова: социокультурная компетенция, иностранный язык, учебные лингвокультуроведческие материалы, технологические приемы.
Keywords: socio-cultural competence, foreign language, educational linguocultural materials, technological techniques.
В силу развития социально-экономической и политической ситуации в современном обществе во всех сферах человеческой жизнедеятельности возрастает роль иностранного языка как средства межкультурной коммуникации. Непрерывные и ежегодно увеличивающиеся контакты, мобильность населения, а особенно молодых людей, которые обучаются в разных странах, предусматривают не только ликвидацию конфликтов, но и понимание особенностей межкультурной коммуникации в глобализирующемся мире. Подобная ситуация предполагает наличие знаний у контактирующих сторон относительно культуры и специфики той или иной страны. Поэтому сегодня востребованы приемы и методы, повышающее эффективность и качество социокультурной компетенции.
Большую роль в формировании социокультурной компетенции играет индивидуально-дифференцированный подход.
По определению В. В. Сафоновой, социокультурная компетенция – это наличие знаний в различных социальных и культурных сферах, характеризующих страну, различные общества и социумы страны изучаемого языка, и наличие умений адекватно применять эти знания в акте общения [3].
Овладение социокультурной компетенцией является доказательством сформированного ценностного восприятия общечеловеческой и национальной культур, предполагающих желание к диалогической коммуникации с представителями других народов и культур. Тем самым более эффективным выглядит процесс самоидентификации и более глубокого осознания собственной культуры в сравнении с иной культурой и народом изучаемого языка. Целостность социокультурной компетенции предоставляет возможность участникам международной коммуникации также понять чувства и мысли другого народа и преодолеть национальный культуроцентризм.
Для успешного развития социокультурной компетенции обучающихся на уроках иностранного языка необходимо создавать модель культуры того или иного народа, используя в качестве основных средств обучения произведения иноязычной культуры, ее артефакты.
Содержанием формирования иноязычной социокультурной компетенции, согласно модели Д. Г. Шумакова, являются:
- развивающий аспект;
- учебный аспект;
- познавательный аспект;
- воспитательный аспект.
В свою очередь, средствами формирования социокультурной компетенции являются [2]:
- речевые упражнения во всех видах речевой деятельности, направленные на овладение социокультурными знаниями, формирование социокультурных навыков, развитие социокультурных умений, овладение социокультурным опытом на основе освоения образовательных эпистем;
- упражнения на основе проблемных социокультурных ситуаций;
- анализ художественных, публицистических текстов различных жанров;
- аудио-тексты (телефонные разговоры, радиопередачи, интервью и д.р.);
- упражнения на основе иллюстративных опор (фотографии, рисунки, картины и др.);
- разыгрывание ролевых этюдов;
- анализ художественных и документальных фильмов.
Интересными в дидактическом плане представляются такие реалии жизни страны изучаемого языка, как празднование дня Святого Николауса (описание – тексты), адвенты, наличие в каждом доме немецкого венка, традиция зажигать каждую новую неделю рождественскую свечу (традиции, этикет и т.д.)
Таким образом, обучающиеся готовятся к встрече с иноязычной культурой, глубже проникают в историю страны изучаемого языка, узнают особенности делового и бытового этикета, что позитивным образом сказывается на формировании у них социокультурной компетенции, интереса к предмету и положительной мотивации к изучению иностранных языков.