К вопросу о дошкольном обучении иностранному языку
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(49)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(49)
К вопросу о дошкольном обучении иностранному языку
Важность изучения иностранных языков в XXI веке не вызывает сомнения. В России человек, знающий иностранный язык, и не один – не редкость. Неудивительно, что родители отдают предпочтение раннему обучению иностранному языку.
Известно, что возможности раннего возраста в овладении иностранной речью действительно уникальны. К.Д. Ушинский писал: «Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как не может приучиться в несколько лет» [4, с.86].
От природы дети расположены к языкам: психологически и эмоционально готовы к овладению ими. В возрасте 4-8 лет дети отличаются природной любознательностью и потребностью в познании нового. Им свойственно более гибкое и быстрое, нежели на последующих этапах, усвоение языкового материала. У дошкольного и младшего школьного возраста есть очень важное преимущество – игровая мотивация, которая позволяет естественно и эффективно организовать обучение иностранному языку как средству общения и строить его как процесс, максимально приближенный к естественному процессу использования родного языка [1, с.5].
Считается, что оптимальный возраст начала изучения иностранному языку – 5-6 лет, а оптимальная наполняемость учебной группы в детском дошкольном учреждении – не более 15 человек. Раннее обучения иностранному языку имеет большое воспитательное и образовательное значение, так как у дошкольников может быть развит интерес и положительное отношение к изучению неродного языка вне естественной языковой среды [1, с.8].
Самым важным фактором в раннем обучении является творчество. Занятия должны быть направлены на развитие личности ребенка, необходимо обращать внимание на возрастные особенности и индивидуальные возможности детей. Задачами программы по иностранному языку являются: формирование положительной познавательной мотивации, творческое развитие ребенка, воспитание нравственного человека, а также усвоение определенного объема знаний социального, лингвострановедческого содержания.
Главным видом деятельности в дошкольный период является игра, поэтому, чтобы детям было интересно и занимательно учить язык можно использовать следующие игры.
«Ball game». Эту игру целесообразно использовать в начале – после приветствия и фонетической зарядки. Учитель задает детям вопросы, при этом бросая мяч, а «ученики» отвечают на вопросы, возвращая его педагогу. Вопросы могут быть самыми разнообразными, в зависимости от уровня владения языком. Вот некоторые примеры:
• What is your name?
• Where are you from?
• What is the weather today?
• What colour/animal/fruit/vegetable do you like?
• Do you want to be a princess/a prince/a fairy/a dragon…?
• Can you ski? Can you jump? Can you run?
• Do you like ice-cream/cheese/milk/cake…?
Можно также попросить детей задавать вопросы друг другу, передавая мяч по кругу, чтобы они смогли не только отвечать, но и спрашивать, развивая свои коммуникативные умения.
Игра «What animal is it?» также направлена на поддержание коммуникации между детьми. Каждый ребенок получает картинку с изображением животного, а затем один встает, а остальные пытаются угадать животное с помощью вопросов: What colour is it? What does it have? Is it big? Where does it live? What does it like?
Игра «Snowball». Эта игра поможет закрепить изученную лексику по выбранной теме. Суть игры: один ребенок говорит слово, следующий должен повторить его и сказать свое. В итоге последнему ребенку достается самое сложное: повторить все слова, названные ребятами.
Игра «Please». Эта игра подходит для повторения глаголов. Дети очень подвижны и повторять глаголы можно в деятельности. Педагог называет действие, а ребята его выполняют, но важно сказать «please». Таким образом дети выполняют только задания, которые сопровождаются этим словом. Если преподаватель не произносит данное слово, то дети не должны выполнять указанное действие.
Большим образовательным потенциалом обладают стихотворения, во время произнесения которых ребята будут выполнять действия или указывать на предметы, о которых они говорят:
Head and shoulders, knees and toes
Knees and toes,
Head and shoulders, knees and toes
Knees and toes.
Eyes and ears,
And mouth and nose.
Head and shoulders, knees and toes,
Knees and toes.
Такие игровые упражнения способствуют эмоциональному подъему детей и поддерживают мотивацию к изучению языка.
Игра «Close your eyes». Данная игра также направлена на развитие памяти и внимания. Суть игры: перед детьми раскладываются предметы или карточки с изображениями по той лексике, которая изучается или повторяется, по команде учителя «Close your eyes» ребята закрывают глаза, а педагог убирают один предмет или картинку. После чего, уже с открытыми глазами ученики пытаются догадаться что же пропало (What is missing?).
Применение игр на занятиях для детей дошкольного возраста позволяет превратить занятия английским языком в увлекательный, активный, творческий процесс, который приносит огромное удовольствие детям и развивает практические умения и навыки использования английского языка. Кроме того, игра является главным видом деятельности дошкольника и позволяет сделать коммуникативно-ценными практически любые языковые единицы.
В условиях развития информационных технологий компьютер занимает важное место в жизни современного ребенка, и задача педагогов – использовать все средства для создания более интересных и познавательных занятий. Так, мультимедийные презентации – это одна из самых удобных и актуальных возможностей обеспечить наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. С помощью презентаций можно проводить физкультминутки. Дети выполняют простые упражнения под веселую музыку, что позволяет воспринимать английскую речь непринужденно. Песни и стихи хорошо усваиваются дошкольниками во время таких динамических пауз. Практика показывает, что дети с удовольствием выполняют предложенные задания и в результате показывают более высокие результаты.
Конечно, инновационные технологии не заменяют традиционных игр и занятий, но дополняют их, делая занятия ярче и интереснее. Использование аудио, видео, интерактивного материала способствует индивидуализации обучения и развитию двух видов мотивации: самомотивация, когда предлагаемый материал интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что дошкольник понимает информацию, получаемую на иностранном языке – это придает уверенности в себе и желание совершенствоваться дальше [5, с. 163].
При обучении дошкольников иностранному языку необходимо создать все условия для развития ребенка. Создать игру, в которой у ученика и учителя будут равные права, в которой дети будут примерять на себя различные роли и воображаемые ситуации. Таким образом, игра – вид деятельности, направленный на углубленное понимание и долгосрочное запоминание материала, во время которого дошкольники овладевают языком.