Статья:

Формирование способа чтения у первоклассников с общим недоразвитием речи III уровня

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(93)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Иванова А.Г. Формирование способа чтения у первоклассников с общим недоразвитием речи III уровня // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 42(93). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/93/64009 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование способа чтения у первоклассников с общим недоразвитием речи III уровня

Иванова Анна Геннадьевна
магистрант, Новгородский государственный имени Ярослава Мудрого, РФ, г. Великий Новгород

 

В современном мире все больше и больше детей с нарушением в речевом развитии. Придя в общеобразовательную школу, дети с общим недоразвитием речи III уровня становятся неуспевающими учениками по родному языку. Нарушения чтения распространяются как на способы овладения чтением, так и на темп чтения и на понимание прочитанного. Изучением этого вопроса занимались различные ученые, такие как Левина Р. Е., Волкова Л. С., Спирова Л.Ф, Филичева Т.Б. и многие другие.

Изучив теоретические аспекты состояния навыка чтения и его нарушения у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, мы пришли к выводу, что важнейшими условиями успешного овладения навыком чтения являются сформированность устной речи, фонетико-фонематической (произношения, дифференциация фонем, фонематического анализа и синтеза) и лексико-грамматической стороны речи. Недостаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительного мнезиса ведёт к нарушениям чтения. Из этого следует необходимость своевременного и целенаправленного исследования состояния навыка чтения и его развития, что и определило  актуальность  нашего  исследования.

Мы провели эксперимент по изучению способа чтения у первоклассников именно с общим недоразвитием речи третьего уровня. Целью констатирующего эксперимента было изучение нарушений навыка чтения у младших школьников с ОНР III уровня и определение содержания логопедического влияния с учетом вида дислексии.

Нами были выбраны методики А.Н. Корнева «Исследование навыков чтения» и Т.А. Фотековой «Тестовая методика диагностики устной речи дошкольного возраста и младшего школьного возраста». Для оценки успешности выполнения разработана бальная система. Методика включает шесть серий, каждая из которых связывает речевые пробы разной сложности. Обследуются сенсомоторный уровень и грамматический строй речи, объем словаря, состояние навыков словообразования и языкового анализа, развитие связной речи. Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за все задание, за серию, и далее из суммарных баллов за каждую из шести серий высчитывается общий балл за выполнение всех заданий методики.

При прохождении проб наивысший балл равно 200. Далее по формуле высчитывается процент и соотносится с одним из четырех уровней успешности:

  • 4-й уровень – 100–80%
  • 3-й уровень – 79,9–65%
  • 2-й уровень – 64,4–50%
  • 1-й уровень – 49,9 и ниже

В экспериментальную группу вошли 2 ученика 1 класса. При выполнении серии заданий оказывалась помощь в виде наводящих и стимулирующих вопросов.

В результате проведения диагностических методик было выявлено:

Низкий уровень демонстрируют один ребенок это Лиза М., что составляет 46%, то есть нарушено фонематическое восприятие (не может определить место, количество и последовательность слогов в слове, звуков в словах, невозможности подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком), затруднено лексико-грамматическое оформление высказываний.

Средний уровень развития у одного ребенка. (Приложение В) Матвей затрудняется в определении количества слов в предложении; не видит границ предложения при чтении; испытывает трудности в построении схемы предложения; затрудняется в соотнесении слова со звуковой схемой слов, страдает фонематическое восприятие. Применение методики раннего выявления дислексии, позволило выявить нарушениями различения, запоминания и воспроизведения временной последовательности вербальных стимулов (слова, цифры), звуковых ритмов, с неспособностью к автоматизации речевых рядов (времена года, дни недели).

Значит, можно сказать о том, что эти дети имеют предрасположенность к нарушениям чтения – дислексии.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что уровень первоначального навыка чтения, испытуемых по всем представленным выше критериям, сформирован недостаточно и требует целенаправленной работы по формированию и развитию.

Выше перечисленные особенности состояния навыка чтения послужили достаточным основанием для создания программы формирующего эксперимента по формированию способа чтения у первоклассников с ОНР III уровня с использованием индивидуально-ориентированных опор в виде дидактических карточек. Они направлены на:

  1. Развитие фонематического восприятия;
  2. Формирование навыков языкового анализа и синтеза;
  3. Формирование звуко-слоговой структуры слова;
  4. Развитие лексико-грамматических конструкций и словообразовательных процессов.

Остановимся подробнее на индивидуальных–ориентированных опорах. Лизе предлагаются задания на нахождение звука в слове, буквы в слове и места звука в слове при выполнении девочка научится ориентироваться в слове, сформируется фонематический слух, закрепится навык определения эталонного зрительного образа буквы, разовьются функции регуляции и контроля. В опоре с заданиями, где требуется собрать слово из слогов, затем произнести, прочитать слоги и слова – у девочки будет  развиваться  навык слогослияния, предупредит перестановку слогов в слове, способствуют переходу от чтения слогами к чтению слов. Задания на определение количества звуков в слове, подобрать слово к схеме сформирует навык звукового анализа.

Матвею в задании «придумать предложение со словом» предлагается  включить слово из пройденных букв в контекст предложения. Так же предлагается составить схему к предложению, затем определить  место используемого слова в предложении. Эта опора будет способствовать выработке умения анализировать содержание предложения, и направлено на тренировку внимания при определении количества слов в предложении.

По нашему мнению данные  индивидуально-ориентированные опоры будут исключительным средством для формирования способа чтения у первоклассников с ОНР III уровня. Так как подобраны в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями развития каждого ребенка и видом нарушения.

Следующим этапом нашего исследования будет формирующий эксперимент, в ходе которого будет апробирована разработанная нами программа по формированию способа чтения у первоклассников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием индивидуально-ориентированных опор.