Применение подвижных и логоритмических игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)
Применение подвижных и логоритмических игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Аннотация. В настоящее время, имеется тенденция увеличения речевых нарушений у детей. Нарушение речи оказывает влияние на развитие интеллектуальной, волевой и сенсорной сфер ребенка. Автор статьи полагает что, грамотное использование подвижных и логоритмических игр, в комплексе с общеразвивающими упражнениями, в процессе физкультурно-оздоровительных занятий с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи, может способствовать развитию физических качеств.
Введение. Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушение речи оказывает влияние на развитие интеллектуальной, волевой и сенсорной сфер [3]. В настоящее время, имеется тенденция увеличения речевых нарушений, в частности, отмечается большая встречаемость детей с общим недоразвитием речи, при котором происходит нарушение всех компонентов речевой системы: лексико-грамматической и фонетико-фонематической [1].
По данным С. П. Евсеева, у детей с нарушением речи отмечается значительное отставание по показателям тестов, отражающих уровень развития реагирующей способности, способности к сохранению равновесия и ориентации в пространстве, что негативно отражается на своевременном и полноценном развитии других физических качеств [2].
Поскольку каждый человек должен иметь возможность получать необходимые знания, умения и навыки, обучаясь в школе или дома. Это относится ко всем детям, в том числе и к детям с ограниченными возможностями. Решение проблем в области всестороннего развития детей безусловно зависит от рационального использования средств и методов, которые наиболее эффективно будут способствовать совершенствованию и гармоничному развитию их физических и психических способностей. Цель воспитания состоит в том, чтобы помочь ребенку самоутвердиться и социально интегрироваться, насколько позволяют его возможности, ограниченные структурой дефекта, чем и обусловлена необходимость проведения коррекционных работ у детей с нарушениями речи [3].
Цель работы – оценить эффективность применения подвижных игр и логоритмических игр, в комплексе с общеразвивающими упражнениями, в развитии физических качеств (силы, ловкости, выносливости, гибкости, быстроты, скоростно-силовых способностей) детей старшего дошкольного возраста (6 лет) с нарушениями речи.
Методы исследования. В рамках данного исследования применялись следующие методы: научно-теоретический анализ литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование физической подготовленности, методы статистического анализа.
Организация исследования. Одним из основных методов, применяемых в данном исследовании, являлся педагогический эксперимент. Для участия в эксперименте были отобраны 10 детей мужского пола, старшего дошкольного возраста (6 лет), имеющих однотипные нарушения речи (заикание). В проведении эксперимента принимали участие: логопед, преподаватель физической культуры, помощник преподавателя физической культуры.
По условиям проведения эксперимент являлся лабораторным и проводился в специально созданных условиях, в спортивном зале Группы раннего развития детей (ГРРД) «Солнечный город» на базе Дома культуры (ДК) «Орджоникидзе», по направленности абсолютным (не предполагает наличия контрольной группы испытуемых).
Продолжительность 8 недель.
В условиях проведения педагогического эксперимента ставилась цель подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что использование в процессе физкультурно-оздоровительных занятий с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи, подвижных и логоритмических игр, в комплексе с общеразвивающими упражнениями (ОРУ), может способствовать развитию физических качеств (силы, ловкости, выносливости, гибкости, быстроты, скоростно-силовых способностей).
По цели данный педагогический эксперимент являлся формирующим и подразделялся на три этапа:
- Констатирующий
Цель: Сбор исходных данных участников исследования.
На первом занятии курса, в рамках констатирующего этапа эксперимента, проводилось контрольное тестирование уровня физической подготовленности.
- Формирующий
Цель: Проведение физкультурно-оздоровительных занятий с участниками исследования в условиях дошкольной образовательной организации.
Организованные групповые занятия проводились в специально оборудованном зале, под контролем преподавателя физической культуры. Частота занятий - 3 раза в неделю, продолжительность курса - занятий два месяца. Занятия строились по следующему плану:
Общая продолжительность занятия 45 минут.
Вводная часть: 7-10 минут, включала в себя: разминку в движении, комплекс ОРУ.
Основная часть: не менее 25 минут, могла включать: 1-2 подвижные игры и логоритмическую игру.
Заключительная часть: 5-10 минут, включала в себя упражнения на расслабление и дыхательную гимнастику.
- Контрольный
Цель: Оценка эффективности использования программы физкультурно-оздоровительных занятий на формирующем этапе педагогического эксперимента с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.
В рамках контрольного этапа эксперимента, проводилось повторное тестирование, для этого было выделено двадцать четвертое занятие курса.
Для оценки эффективности программы физкультурно-оздоровительных занятий использовались следующие тесты:
Тест на оценку силы: метание мешочка весом 200гр, в даль.
Тест на оценку быстроты: бег на 30 метров, с высокого старта.
Тест на оценку гибкости: С целью оценки гибкости выполняются наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке.
Тест на оценку ловкости: челночный бег 3 круга по10 м.
Тест на оценку скоростно-силовых способностей: прыжок в длину с места.
Для статистической обработки данных, которые были получены в результате проведенного педагогического эксперимента, использовался T-критерия Уилкоксона для зависимых выборок [5]. Поскольку данное исследование предполагало проведение эксперимента в группе состоявшей из десяти участников, применение параметрических критериев было нецелесообразно, так как в столь малой выборке невозможно выполнить достоверную проверку нормальности распределения данных. На этом основании было принято решение использовать непараметрический критерий.
Кроме того, предложенный в данном исследовании педагогический эксперимент предполагал прохождение участниками ряда тестов, на констатирующем и контрольном этапах, с последующим сравнением результатов. Соответственно выборки зависимые. Учитывая все нюансы, T-критерий Уилкоксона по всем условиям подходит для статистической обработки данных, которые были получены в результате проведенного в рамках этого исследования педагогического эксперимента.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования был проведен ряд тестов, направленных на определение физической подготовленности детей, принимавших участие в эксперименте. Все тесты проводились перед началом курса занятий и после его окончания. Результаты тестов, а также результаты статистического анализа, полученных данных приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Изменение среднегрупповых значений тестов на определение физической подготовленности
№ |
Тест |
Исходные данные M (ơ) |
Конечные данные M (ơ) |
Изменение (%) |
Статистическая значимость (p) |
1. |
Быстрота, с |
7.92 (0.56) |
7.7 (0.67) |
0.22 (2.7) |
< 0.05 |
2. |
Ловкость, с |
11.33 (0.81) |
10.93 (0.71) |
0.4 (3.5) |
< 0.05 |
3. |
Сила, м |
8.08 (0.87) |
8.12 (0.81) |
0.04 (0.5) |
> 0.05 |
4. |
Гибкость, см |
10.8 (3.48) |
11.4 (3.4) |
0.6 (5.5) |
< 0.05 |
5. |
Скоростно-силовые качества, см |
90.3 (8.95) |
92.5 (8.4) |
2.2 (2.4) |
< 0.05 |
Как видно из данных таблицы, за время проведения педагогического эксперимента, среднегрупповые показатели двигательных способностей детей изменились следующим образом:
- в тесте на быстроту выросли на 2.7%,
- в тесте на ловкость выросли на 3.5%,
- в тесте на гибкость выросли на 5.5%,
- скоростно-силовые качества выросли на 2.4%.
Статистическая обработка полученных результатов выявила, что данные изменения попадают в зону статистической значимости. При этом среднегрупповые показатели в тесте на силу выросли на 0.5%, статистическая обработка результатов, показала отсутствие статистической значимости.
Для детей мужского пола в возрасте 6 лет приняты следующие возрастно-половые нормативы физической подготовленности [4]: метание мешочка весом 200гр, в даль – 7.8-9.8м, бег на 30 метров – 7.6-6.4с, наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке – 3-11см, челночный бег 3 по 10м – 11.7-10.6с, прыжок в длину с места – 85-105см.
Сравнив исходные и итоговые данные среднегрупповых значений в данных тестах с указанными выше нормативами, можно сделать следующие выводы:
Метание мешочка весом 200гр, в даль: исходное значение 8.08м – соответствует норме, итоговое значение 8.12м – соответствует норме. Отсутствие выраженных улучшений в силовых показателях можно объяснить следующими причинами: небольшим количеством, применяемых в рамках эксперимента, упражнений на развитие силы верхних конечностей, физиологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста (в частности малый объем мышечной массы), недостаточной продолжительностью курса занятий.
Бег на 30 метров: исходное значение 7.92с – ниже нормы, итоговое значение 7.7с – соответствует норме. Улучшение скоростных показателей можно объяснить наличием в программе занятий большого количества упражнений бегового характера, эстафет и подвижных игр.
Наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке: исходное значение 10.8см – соответствует норме, итоговое значение 11.4см – выше нормы. Выраженное улучшение гибкости объясняется, в первую очередь, эффективным действием регулярно выполняемых комплексов ОРУ, в состав которых входит большое количество растягивающих упражнений.
Челночный бег 3 по 10м: исходное значение 11.33с – соответствует норме, итоговое значение 10.93с – соответствует норме. Улучшение показателей в данном тесте можно объяснить наличием в программе занятий большого количества упражнений бегового характера, эстафет, подвижных игр, требующих применения координационных способностей и командных игр с мячом. Регулярно выполняемые комплексы ОРУ, также могли способствовать улучшению координации.
Прыжок в длину с места: исходное значение 90.3см – соответствует норме, итоговое значение 92.5см – соответствует норме. Улучшение скоростно-силовых показателей объясняется применением в рамках курса занятий, большого количества эстафет и беговых упражнений.
Таким образом, можно констатировать, что применение общеразвивающих упражнений, подвижных и логоритмических игр в рамках программы физкультурно-оздоровительных занятий было эффективным для развития: быстроты, ловкости, выносливости, гибкости и скоростно-силовых качеств - у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. В то же время, в рамках данного курса занятий, эффективности в развитии силы продемонстрировано не было.