Статья:

Применение подвижных и логоритмических игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Ладоха А.В. Применение подвижных и логоритмических игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 21(114). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/114/72867 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Применение подвижных и логоритмических игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Ладоха Артем Викторович
магистрант, Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, РФ, г. Нижний Новгород

 

Аннотация. В настоящее время, имеется тенденция увеличения речевых нарушений у детей. Нарушение речи оказывает влияние на развитие интеллектуальной, волевой и сенсорной сфер ребенка. Автор статьи полагает что, грамотное использование подвижных и логоритмических игр, в комплексе с общеразвивающими упражнениями, в процессе физкультурно-оздоровительных занятий с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи, может способствовать развитию физических качеств.

 

Введение. Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушение речи оказывает влияние на развитие интеллектуальной, волевой и сенсорной сфер [3]. В настоящее время, имеется тенденция увеличения речевых нарушений, в частности, отмечается большая встречаемость детей с общим недоразвитием речи, при котором происходит нарушение всех компонентов речевой системы: лексико-грамматической и фонетико-фонематической [1].

По данным С. П. Евсеева, у детей с нарушением речи отмечается значительное отставание по показателям тестов, отражающих уровень развития реагирующей способности, способности к сохранению равновесия и ориентации в пространстве, что негативно отражается на своевременном и полноценном развитии других физических качеств [2].

Поскольку каждый человек должен иметь возможность получать необходимые знания, умения и навыки, обучаясь в школе или дома. Это относится ко всем детям, в том числе и к детям с ограниченными возможностями. Решение проблем в области всестороннего развития детей безусловно зависит от рационального использования средств и методов, которые наиболее эффективно будут способствовать совершенствованию и гармоничному развитию их физических и психических способностей. Цель воспитания состоит в том, чтобы помочь ребенку самоутвердиться и социально интегрироваться, насколько позволяют его возможности, ограниченные структурой дефекта, чем и обусловлена необходимость проведения коррекционных работ у детей с нарушениями речи [3].

Цель работы – оценить эффективность применения подвижных игр и логоритмических игр, в комплексе с общеразвивающими упражнениями, в развитии физических качеств (силы, ловкости, выносливости, гибкости, быстроты, скоростно-силовых способностей) детей старшего дошкольного возраста (6 лет) с нарушениями речи.

Методы исследования. В рамках данного исследования применялись следующие методы: научно-теоретический анализ литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование физической подготовленности, методы статистического анализа.

Организация исследования. Одним из основных методов, применяемых в данном исследовании, являлся педагогический эксперимент. Для участия в эксперименте были отобраны 10 детей мужского пола, старшего дошкольного возраста (6 лет), имеющих однотипные нарушения речи (заикание). В проведении эксперимента принимали участие: логопед, преподаватель физической культуры, помощник преподавателя физической культуры.

По условиям проведения эксперимент являлся лабораторным и проводился в специально созданных условиях, в спортивном зале Группы раннего развития детей (ГРРД) «Солнечный город» на базе Дома культуры (ДК) «Орджоникидзе», по направленности абсолютным (не предполагает наличия контрольной группы испытуемых).

Продолжительность 8 недель.

В  условиях проведения педагогического эксперимента ставилась цель подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что использование в процессе физкультурно-оздоровительных занятий с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи, подвижных и логоритмических игр, в комплексе с общеразвивающими упражнениями (ОРУ), может способствовать развитию физических качеств (силы, ловкости, выносливости, гибкости, быстроты, скоростно-силовых способностей).

По цели данный педагогический эксперимент являлся формирующим и подразделялся на три этапа:

  1. Констатирующий

Цель: Сбор исходных данных  участников исследования.

На первом занятии курса, в рамках констатирующего этапа эксперимента, проводилось контрольное тестирование уровня физической подготовленности.

  1. Формирующий

Цель: Проведение физкультурно-оздоровительных занятий  с участниками исследования в условиях дошкольной образовательной организации.

Организованные групповые занятия проводились в специально оборудованном зале, под контролем преподавателя физической культуры. Частота занятий - 3 раза в неделю, продолжительность курса - занятий два месяца. Занятия строились по следующему плану:

Общая продолжительность занятия 45 минут.

Вводная часть: 7-10 минут, включала в себя: разминку в движении, комплекс ОРУ.

Основная часть: не менее 25 минут, могла включать: 1-2 подвижные игры и логоритмическую игру.

Заключительная часть: 5-10 минут, включала в себя упражнения на расслабление и дыхательную гимнастику.

  1. Контрольный

Цель: Оценка эффективности использования программы физкультурно-оздоровительных занятий на формирующем этапе педагогического эксперимента с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.

В рамках контрольного этапа эксперимента, проводилось повторное тестирование, для этого было выделено двадцать четвертое занятие курса.

Для оценки эффективности программы физкультурно-оздоровительных занятий использовались следующие тесты:

Тест на оценку силы: метание мешочка весом 200гр, в даль.

Тест на оценку быстроты: бег на 30 метров, с высокого старта.

Тест на оценку гибкости: С целью оценки гибкости выполняются наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке.

Тест на оценку ловкости: челночный бег 3 круга по10 м.

Тест на оценку скоростно-силовых способностей: прыжок в длину с места.

Для статистической обработки данных, которые были получены в результате проведенного педагогического эксперимента, использовался T-критерия Уилкоксона для зависимых выборок [5]. Поскольку данное исследование предполагало проведение эксперимента в группе состоявшей из десяти участников, применение параметрических критериев было нецелесообразно, так как в столь малой выборке невозможно выполнить достоверную проверку нормальности распределения данных. На этом основании было принято решение использовать непараметрический критерий.

Кроме того, предложенный в данном исследовании педагогический эксперимент предполагал прохождение участниками ряда тестов, на констатирующем и контрольном этапах, с последующим сравнением результатов. Соответственно выборки зависимые. Учитывая все нюансы, T-критерий Уилкоксона по всем условиям подходит для статистической обработки данных, которые были получены в результате проведенного в рамках этого исследования педагогического эксперимента.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования был проведен ряд тестов, направленных на определение физической подготовленности детей, принимавших участие в эксперименте. Все тесты проводились перед началом курса занятий и после его окончания. Результаты тестов, а также результаты статистического анализа, полученных данных приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Изменение среднегрупповых значений тестов на определение физической подготовленности

Тест

Исходные данные M (ơ)

Конечные данные M (ơ)

Изменение (%)

Статистическая значимость (p)

1.

Быстрота, с

7.92 (0.56)

7.7 (0.67)

0.22 (2.7)

< 0.05

2.

Ловкость, с

11.33 (0.81)

10.93 (0.71)

0.4 (3.5)

< 0.05

3.

Сила, м

8.08 (0.87)

8.12 (0.81)

0.04 (0.5)

> 0.05

4.

Гибкость, см

10.8 (3.48)

11.4 (3.4)

0.6 (5.5)

< 0.05

5.

Скоростно-силовые качества, см

90.3 (8.95)

92.5 (8.4)

2.2 (2.4)

< 0.05

 

Как видно из данных таблицы, за время проведения педагогического эксперимента, среднегрупповые показатели двигательных способностей детей изменились следующим образом:

- в тесте на быстроту выросли на 2.7%,

- в тесте на ловкость выросли на 3.5%,

- в тесте на гибкость выросли на 5.5%,

- скоростно-силовые качества выросли на 2.4%.

Статистическая обработка полученных результатов выявила, что данные изменения попадают в зону статистической значимости. При этом среднегрупповые показатели в тесте на силу выросли на 0.5%, статистическая обработка результатов, показала отсутствие статистической значимости.

Для детей мужского пола в возрасте 6 лет приняты следующие возрастно-половые нормативы физической подготовленности [4]: метание мешочка весом 200гр, в даль – 7.8-9.8м, бег на 30 метров – 7.6-6.4с, наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке – 3-11см, челночный бег 3 по 10м – 11.7-10.6с, прыжок в длину с места – 85-105см.

Сравнив исходные и итоговые данные среднегрупповых значений в данных тестах с указанными выше нормативами, можно сделать следующие выводы:

Метание мешочка весом 200гр, в даль: исходное значение 8.08м – соответствует норме, итоговое значение 8.12м – соответствует норме. Отсутствие выраженных улучшений в силовых показателях можно объяснить следующими причинами: небольшим количеством, применяемых в рамках эксперимента, упражнений на развитие силы верхних конечностей, физиологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста (в частности малый объем мышечной массы), недостаточной продолжительностью курса занятий.

Бег на 30 метров: исходное значение 7.92с – ниже нормы, итоговое значение 7.7с – соответствует норме. Улучшение скоростных показателей можно объяснить наличием в программе занятий большого количества упражнений бегового характера, эстафет и подвижных игр.

Наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке: исходное значение 10.8см – соответствует норме, итоговое значение 11.4см – выше нормы. Выраженное улучшение гибкости объясняется, в первую очередь, эффективным действием регулярно выполняемых комплексов ОРУ, в состав которых входит большое количество растягивающих упражнений.

Челночный бег 3 по 10м: исходное значение 11.33с – соответствует норме, итоговое значение 10.93с – соответствует норме. Улучшение показателей в данном тесте можно объяснить наличием в программе занятий большого количества упражнений бегового характера, эстафет, подвижных игр, требующих применения координационных способностей и командных игр с мячом. Регулярно выполняемые комплексы ОРУ, также могли способствовать улучшению координации.

Прыжок в длину с места: исходное значение 90.3см – соответствует норме, итоговое значение 92.5см – соответствует норме. Улучшение скоростно-силовых показателей объясняется применением в рамках курса занятий, большого количества эстафет и беговых упражнений.

Таким образом, можно констатировать, что применение общеразвивающих упражнений, подвижных и логоритмических игр в рамках программы физкультурно-оздоровительных занятий было эффективным для развития: быстроты, ловкости, выносливости, гибкости и скоростно-силовых качеств - у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. В то же время, в рамках данного курса занятий, эффективности в развитии силы продемонстрировано не было.

 

Список литературы:
1. Бабкина, Н. В. Оценка психологической готовности детей к школе : пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н. В. Бабкина. - М. : Айрис-пресс, 2015. - 128 с.
2. Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры : Учебник в 2 томах, Т. 1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / С. П. Евсеев. - М. : Советский спорт, 2003. - 448 с.
3. Шапкова, Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры : Учебное пособие / Л. В. Шапкова. - М. : Советский спорт, 2003. - 464 с.
4. W-критерий Уилкоксона [Электронный ресурс]. - 2017. - Режим доступа : http://medstatistic.ru.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://минобрнауки.рф.