Статья:

О ПРОБЛЕМЕ АДАПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(280)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Калтай А.О. О ПРОБЛЕМЕ АДАПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 13(280). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/280/146766 (дата обращения: 06.10.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

О ПРОБЛЕМЕ АДАПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Калтай Айгерим Оралбеккызы
магистрант, Восточно-Казахстанский университет имени С. Аманжолова, учитель, Школа-центр дополнительного образования №19, Казахстан, г. Усть-Каменогорск
Карменова Мархаба
научный руководитель, PhD доктор, Восточно-Казахстанский университет имени С. Аманжолова, Казахстан, г. Усть-Каменогорск

 

Применяемые в современном образовании формы обучения разные. Учебный процесс осуществляется по определенной технологии, по которым обучаемые осваивают новые знания и навыки. Если использовать адаптивные учебные материалы, то реализуется индивидуальное обучение. Современные цифровые учебные среды предполагают использование адаптивного обучения, в которых содержание учебного контента подбирается в автоматическом режиме. В современных условиях выдвигается необходимость адаптивного обучения, учета в ходе образовательного процесса возрастных и индивидуальных особенностей школьника, особое внимание уделяется сохранению здоровья младших школьников. Этими обстоятельствами обусловлена актуальность данного исследования.

Большой вклад в развитие адаптивного обучения внесли ученые И.П. Норенков, А.В. Соловов, А.И. Башмаков, P. Brusilovsky и др. В большинстве случаев исследования были теоретические, так как трудно реализовать программное приложение, которое относится к группе интеллектуальных и экспертных. Сейчас адаптивные системы обучения можно условно разделить на два класса: системы с готовым контентом и инструментальные системы. Производители систем первого класса предоставляют потребителям (образовательным учреждениям) законченные адаптивные электронные курсы, выполненные под конкретные образовательные программы. К таким поставщикам можно отнести компании Knewton, McGraw Hill, Pearson [1, с.15].

Исследователи связывают адаптацию и ее негативное проявление -дезадаптацию с адаптивным обучением, которое исследуется чаще на психофизиологическом уровне (М.М. Безруких, В.Г. Каменская, А.И. Коробейников и др.) и на уровне коррекционной педагогики (М.Э. Вайнер, Ю.Н. Д.А. Фарбер и др.). Исследователи особо подчеркивают зависимость ухудшения состояния здоровья младших школьников от возрастающего объема учебной нагрузки.

В педагогической литературе в основном рассматриваются вопросы адаптивной организации (модели) образования (Т.И. Давыденко, Н.П. Капустин,  И.С. Якиманская, Е.А. Ямбург и др.) [2, с.12-14]. В настоящее время педагогика располагает теоретическими основами адаптивного управления педагогическими системами, концепцией адаптивной модели общеобразовательной школы. На научно-теоретическом уровне актуальность исследования определяется нерешенностью проблемы адаптации учащихся младших классов. Решение проблемы адаптивного обучения видят в принципе «парадигматической кооперации» (Е.А. Ямбург), который допускает использование любых образовательных методик (учебников). Но исследователи считают, что современные учебники не отвечают всем методическим требованиям принципа адаптивности образования. Учебники своим содержанием приводят к перегрузкам и дезадаптации младших школьников, к снижению уровня их здоровья и увеличению проблем в развитии.

Есть явное противоречие между существующими подходами к адаптивной модели школы и отсутствием соответствующего ей содержания обучения, обеспечивающего успешную адаптацию младших школьников.

Проблема исследования заключается в обосновании и разработке адаптивного обучения информатике младших школьников. Объект исследования - процесс обучения информатике в начальной школе. Предмет исследования - структура содержания адаптивного обучения младших школьников информатике. Мы считаем, что адаптация в начальной школе может быть достигнута, если структура содержания обучения младших школьников информатике будет обеспечивать устойчивое развитие учебной деятельности.

Исходные теоретические положения базируются на:

- объекта исследования как система (П.К. Анохин, A.A. Штец, У.Р. Эшби, Э.Г. Юдин и др.);

- личностно деятельностном подходе к организации учебного процесса (A.A. Вербицкий, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. и A.A. Леонтьевы, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, Д.Б. Эльконин и др.);

- теории адаптивной модели школы (Т.И. Давыденко, М.М. Поташник и др.).

Успешная адаптация младших школьников нами исследована при адаптивном обучении информатике. Организация обучения младших школьников информатике образует четыре этапа, обеспечивающие постепенный и циклический характер учебной деятельности: 1) этап ознакомления; 2) этап освоения и чтения терминов. Структуру содержания адаптивного обучения младших школьников информатике дополняют: 1) задания допустимого уровня сложности; 2) задания развития творческой деятельности.

Научная новизна исследования заключается в том, что разработан методический аппарат диагностики адаптации младших школьников к обучению информатике: входная диагностика степени подготовки к обучению информатике (тестовые задания); поэтапная диагностика развития деятельности (задания промежуточного контроля освоения учебных действий.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанное содержания адаптивного обучения младших школьников информатике обеспечивает снижение учебной перегрузки.

Содержания адаптивного обучения младших школьников информатике первоклассников может найти применение при разработке новых учебных пособий для начальной школы, при организации учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе первой ступени, а также в системе повышения квалификации работников образования.

Программное обеспечение для создания учебных ресурсов (электронных курсов, тренажеров) с элементами адаптивного обучения – это, например, зарубежные разработки: Cerego, IADLearning, Smart Sparrow [3, с.9]. На отечественном рынке программного обеспечения не существует решений, предназначенных для разработки и внедрения адаптивных электронных ресурсов. Реализация инструментальной учебной системы для технологии адаптивного обучения основывается на модели учебного контента, этапов адаптации. Разработка учебной   системы или выбор существующих моделей является вопросом научного исследования.

 

Список литературы:
1. Сабодаха С. Адаптивное обучение первоклассников первоначальному чтению. Автореф.дисс. - Санкт-Петербург, 2009. - 25 с.
2. Кречетов И. Модели, алгоритмы и инструментальные средства адаптивного обучения.. Автореф.дисс. – Томск, 2021.- 22 с. 
3. Власенко А. Разработка адаптивной системы дистанционного обучения в сфере информационных технологий: дис... канд. пед. наук. Воронеж, 2014. - 123 с.