Ноу-хау в информационных технологиях
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)
Ноу-хау в информационных технологиях
Ноу-хау - перечень конфиденциальных знаний, которые включают в себя сведения технического, экономического, административного, финансового характера, их использование обеспечивает определенные преимущества лицу, их получившему. Ноу-хау, как термин, появился в США, в переводе с английского означает «знать, как» - разговорное сокращение от словосочетания «знать, как делать».
Ноу-хау могут быть названы сведения, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность из-за неизвестности их третьим лицам. В основном, Ноу-хау – это технические или организационные решения, на которые в силу некоторых причин, правообладатель не получил патент. Причины этого могут быть отличаться в разных случаях, в том числе необходимость раскрыть информацию о патенте после регистрации. Многие зарубежные компании предпочитают не патентовать изобретения, а давать в использование их в качестве Ноу-хау на лицензионной основе. Ноу-хау - это определённый набор информационных подходов, включающих формулы, методы, схемы и наборы инструментов, необходимых для успешного ведения дела в разных областях или профессиях. В юрисдикциях сюда включены патенты, а также любая полезная конфиденциальная информация, способная обеспечить превосходство над конкурентами.
Обладателю Ноу-хау принадлежит исключительное право его использования, включая продажу секрета. Но если другое лицо правомерно и независимо от обладателя Ноу-хау получит сведения, составляющие такой секрет, то это лицо приобретает исключительное самостоятельное право на этот секрет производства. Исключительное право на секрет производства действует неограниченный срок, но только до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений и его содержание. С момента утраты конфиденциальности сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей.
Ноу-хау относится к коммерческой тайне. Коммерческая тайна - это режим конфиденциальности информации, который позволяет ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров и услуг или получить иную коммерческую выгоду. Таким образом, секрет производства и коммерческая тайна тесно связаны между собой, однако их содержание не однообразно. Можно сказать, что секрет производства - это разного рода информация, а коммерческая тайна - это особый режим информации, позволяющей ее обладателю получать коммерческую выгоду.
Таким образом, признаками секрета производства являются:
1. Информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. Информация, составляющая секрет производства, не должна быть доступна. Информация должна иметь именно коммерческую ценность.
2. К информации нет свободного доступа на законном основании. При этом к секретам производства могут иметь доступ отдельные лица. В этих случаях под доступом к секретам производства понимается ознакомление определенных лиц с информацией с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности информации. Однако информация не должна быть общедоступна.
3. В отношении информации правообладателем введен режим коммерческой тайны.
Секретом производства не может являться информация, которая в соответствии с законом "О коммерческой тайне" не может быть установлен режим коммерческой тайны, а именно в отношении сведений:
1. Которые содержатся в учредительных документах юридического лица, документах, которые подтверждают факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
2. Которые содержатся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
3. О составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств бюджетов;
4. О численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о численности производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
5. О задолженности работодателей по выплате заработной платы и другим социальным выплатам;
6. О нарушениях законодательства и фактах привлечения к ответственности за совершение нарушений;
7. Об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
8. О перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
10. Об обязательности раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена федеральными законами.
Под ноу-хау понимают инновации, которые имеют коммерческую ценность в силу неизвестности иным лицам в отношении которой введен режим коммерческой тайны. В высокотехнологичной экономике и информационных техналогиях ноу-хау составляет ключевую часть активов компании.
В соответствии с международным законодательством, при желании монопольно использовать некоторый способ производства или техническое решение, предприятие может выбрать один из двух методов защиты — патент или коммерческую тайну. Цель у патента и коммерческой тайны одинаковая — не допустить использования инновации конкурентами и получить выгоду от монопольного использования. Но методы защиты принципиально разные: патентование подразумевает раскрытие сведений и дальнейшую ( защиту со стороны закона, в том числе право запрещать иным лицам использовать решение без согласия держателя патента под угрозой судебного наказания. А ноу-хау подразумевает защиту при помощи тайны. Сведения никому не раскрываются, но в случае разглашения или независимого открытия иным лицом запретить использование такого способа уже невозможно. Права на ноу-хау действуют до тех пор пока сохраняется конфиденциальность. Иногда для защиты монопольных прав на технологию используются оба метода: патентом защищают самые общие технологические параметры, а остальные тонкости производства хранят в режиме коммерческой тайны.
Договор о передаче ноу-хау называют беспатентной лицензией, по которой передаются сведения разного характера, по различным причинам не получившие патентной охраны на территории действия соглашения. Так как важнейшим свойством ноу-хау является его неизвестность третьим лицам, то обеспечение конфиденциальности соглашения о передаче ноу-хау является необходимым условием договора о передаче ноу-хау. Другим существенным условием договора о передаче ноу-хау, как правило, является отказ выдачи сублицензий лицензиатом. Содержание использования ноу-хау определяется соглашением сторон.
Поскольку на ноу-хау не выдается никакого документа, исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений его содержание. Этим ноу-хау существенно отличается от объектов патентных прав. С момента утраты конфиденциальности исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей.
Перед заключением договора о передаче Ноу-хау проводятся предварительные переговоры, в ходе которых чаще всего происходит раскрытие Ноу-хау. Поэтому продавцу Ноу-хау рекомендуется перед началом переговоров заключить с покупателем договор о неразглашении им информации, составляющей Ноу-хау и о неиспользовании Ноу-хау в случае, если договор о его передаче не будет заключен. При страховании информации, составляющей Ноу-хау страховой полис оплачивается государством при условии соблюдения юридическими и физическими лицами законодательства, норм и правил в этой области, а также в случае принятия ими соответствующих мер по защите информации, составляющей для них Ноу-хау. Состав сведений, составляющих Ноу-хау определяется руководителем предприятия. Перечень сведений, которые не могут составлять Ноу-хау определяется правительством страны. В деловой практике часто встречаются лицензии на право использования технических решений, не обеспеченных патентной охраной, то есть на использование секретов производства, которые не запатентованы владельцами, их тоже называют "ноу-хау". Под ноу-хау могут пониматься инструкция любого характера, анализ средств проверки, контроля изделий и процесса, технологический опыт, непатентоспособные секреты производства и тому подобное. Для незапатентованных объектов, созданных при выполнении служебных обязанностей, следует руководствоваться трудовым договором, трудовым и гражданским кодексами.