Воспитание творческой личности
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)
Воспитание творческой личности
Большинство родителей интересуют успехи их детей в математике, физике, языках. А к оценкам по изобразительному искусству они довольно сдержанны. И если ребёнок с восторгом сообщил о своей отличной оценке по рисованию, то, скорее всего, его радость не разделят взрослые: подумаешь, вазу нарисовал или цветок! Но задумывались ли вы над тем, что именно уроки изобразительного искусства и труда развивают у учеников умение мыслить и действовать творчески?
Вот, к примеру, дали ученикам задание нарисовать обычный многоэтажный дом прямоугольной формы с одинаковыми окнами. А ученик неожиданно добавляет что-то своё – дорисовывает необычную форму крыши, или причудливую форму окон. Как отнестись к этому? Похвалить за творческий подход или пожурить за то, что не передал рисунок точно? А если на уроке трудового обучения вместо табурета ученик изготовил что-то подобное, но со спинкой? Вероятно, что к каждому такому случаю надо подходить индивидуально. Попробовать выяснить у ученика, какова была цель. Это осознанный подход к выполнению задания или просто выходка, несерьёзное отношение. Во многом от умения мыслить творчески зависит и будущее ребёнка. Если стремление к творчеству будет развито, и развито правильно, то вырастет творческая личность. Это будет не просто врач, инженер или строитель, Это будет специалист, способный привнести многое в свою профессиональную деятельность. Работник, имеющий творческий подход к любому заданию, будет стремиться к тому, чтобы его дело было нужным и интересным не только ему, но и окружающим. Любовь к своей профессии, умение относиться к ней творчески ведёт не только к чувству удовлетворённости от сделанного, но и в конечном итоге ощущению счастья.
Следует отметить , что наиболее главным в данном вопросе является то, что фундаментом творчества всегда являются знания. Когда ребёнок приходит на урок рисования, он ещё не знаком с черчением, не владеет умением проводить четкие линии, не имеет понятия о сочетаниях цветов и много другого. Постепенно от урока к уроку у учеников появляются необходимые знания и умения. А для того, чтобы закрепить какой-либо материал ученикам младших классов потребуется большое количество времени для многократного повторения. И повторение не должно быть монотонным и однообразным. Каждый раз это новое должно подаваться по-разному. В целях разностороннего развития учеников на уроках изобразительного искусства применяется не только рисование, но и лепка , выполнение различных поделок из бумаги, картона и фольги. Такая разносторонняя обработкам навыков, приёмов работы позволит ребёнку ознакомиться с различными видами труда, разовьёт не только мышление, но и мелкую моторику.
Необходимо заметить, что ученики младших классов всю работу делают под полным контролем учителя. Навык в выполнении какого-либо задания должен быть закреплён прочно. Недостаточно полное овладение каким-либо навыком впоследствии может привести к ошибкам.
Если приглядеться, то можно заметить , что практически каждый ребёнок любит играть. В качестве игрушечного грузовичка может быть и пустой коробок от какой-нибудь зубной пасты. Фантазия ребёнка развита так, что ему иногда нет особой разницы между игрушкой или представляющем её любом другом предмете. И порой коробочкой он играет так же увлечённо как будто это дорогая игрушка – макет настоящей машины. Полёт фантазии малыша превратит эту же коробочку и в танк, и в самолёт или даже ракету. Но тут возникает вопрос, почему со временем творческое начало у многих исчезает напрочь ? Почему так много неудовлетворенных своей работой ( и даже жизнью!) людей. Куда исчезло это творчество? Где жажда творения чего- либо нового в своей работе? И вот пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, научить относиться к труду творчески, помочь найти себя - задача каждого педагога. В том числе - одна из главных задач учителя изобразительного искусства.
Понятно, что настоящую творческую личность может воспитать только то педагог, который к очень увлечён своей профессией и буквально в каждом ребёнке видит талант и каждый урок для него – это открытие. Именно на уроках изобразительного искусства целесообразно выполнять такие задания, в котором каждый из учеников сможет проявить свою фантазию. К примеру, возьмём тему «Натюрморт». Ребятам намного интереснее будет задание изобразить те предметы и продукты, которые были на столе во время завтрака у них дома, а не те предметы, которые находятся на демонстрационном столе педагога, и все будут изображать одно и то же. Каждый из учеников постарается проявить особую фантазию и приложит все свои способности, чтобы как можно ярче и разнообразнее представить свой стол.
Если на уроке требуется нарисовать какой-либо предмет, к примеру, цветок, то лучше будет не просто показать цветок и предложить ученикам нарисовать его, а сказать о том, что сегодня им предстоит нарисовать не просто цветок, а чудесный , волшебный цветок, который он хотел бы подарить маме. Поверьте, этот цветок будет исключительной красоты.
Каждую фантазию ребёнка надо тщательно разбирать, чтобы было ясно, чего именно хотел ребенок и что он имеет в результате. Фантазии должны иметь гуманистический и в то же время практический характер. Фантазия у детей очень богата. Фантазия и творчество – это звенья одной цепи. Если развивать только фантазию и не применять её в творчестве, то нам грозит вырастить беспочвенного фантазёра, демагога. Поэтому фантазия должна быть выражена практически в какой- либо детали или предмете. И если ученик с творческой душой нарисовал красивый рисунок или вышил причудливый узор, не равносильно ли это трудной решённой задаче по математике? Зачастую из заносчивых ребят, у которых имеются явные способности к точным наукам, вырастают посредственные личности , а скромник, который имел по так называемым обязательным предметам только троечки, а на уроках изобразительного искусства и трудового обучения старательно и с фантазией выполнял задания, после окончания школы превращался в известного мастера- умельца, скульптора или художника. Творчески развитый человек всегда добр, с душой относится к своей работе. Поэтому наряду с творчеством у подрастающего поколения развиваются и такие человеческие качества, как умение и желание помочь в трудной ситуации, чувство сопереживания. Одухотворённая личность не способна к преступлению. Чувства жадности, зависти чужды творческому человеку.
Если учитель ставит перед своими учениками творческие задачи и решает их вместе с ними - это будет наиболее правильный вариант на пути развития творческой личности. Вернёмся к примеру с заданием нарисовать натюрморт – предметы и продукты стола к завтраку. Учитель предложит ребятам нарисованный им натюрморт. Ученики увидят, как необходимо расположить на рисунке стол, предметы и продукты, стоящие на нём. В данном случае учитель будет восприниматься учениками не как человек, отдающий приказ, а как человек, который решает задачу вместе с ними.
И если учитель подошел к выполнению задачи творчески, с интересом, то этого можно ожидать и от учеников. Лучшим орудием воспитания является яркая личность педагога, его пример, способный выражать подражание. Одухотворённый, любящий и знающий свой предмет учитель становится эталоном для своих учеников. Его любят, уважают и хотят быть похожим на него.
Хотелось бы ещё раз остановиться на вопросе индивидуального подхода к каждому ученику. Именно ученики младших классов школы чаще всего имеют разный уровень развития. Одни ученики подготовились к школе основательно: умеют бегло читать, пересказывать, рисовать, лепить. Другие же только-только научились складывать слоги и не могут гордиться умением в рисовании. Следовательно, и к выполнению заданий к этим ученикам будут предъявляться разные требования. Но ни в коем случае нельзя акцентировать на этом вопросе внимание учеников. Опытный педагог сделает так, что задание для всего класса одинаковое, а вот оценка его выполнения будет соответствовать тому, кто и как его выполнил. «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный… Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру…», - справедливо считал академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв.