Статья:

Воспитание творческой личности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Холбекова У., Холбазаров И. Воспитание творческой личности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 21(114). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/114/73551 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Воспитание творческой личности

Холбекова Угилой
студент Каршинского государственного университета, Узбекистан, г. Карши
Холбазаров Илхом
старший преподаватель Каршинского инженерно-экономического института, Узбекистан, г. Карши

 

Большинство родителей интересуют успехи  их детей в математике, физике, языках. А к оценкам по изобразительному искусству  они довольно сдержанны. И если ребёнок  с восторгом  сообщил о своей отличной оценке по рисованию, то, скорее всего, его радость не разделят взрослые: подумаешь, вазу нарисовал или цветок!  Но задумывались ли вы  над тем, что именно  уроки изобразительного искусства  и труда развивают у учеников  умение мыслить и действовать творчески?

Вот, к примеру,  дали ученикам задание нарисовать  обычный многоэтажный дом прямоугольной формы   с одинаковыми окнами. А  ученик  неожиданно добавляет  что-то своё – дорисовывает  необычную форму крыши, или причудливую форму окон. Как  отнестись к этому? Похвалить за творческий подход или пожурить за то, что  не передал рисунок точно?  А если на уроке  трудового обучения вместо  табурета ученик изготовил что-то подобное, но со спинкой?  Вероятно, что к каждому такому случаю надо  подходить индивидуально. Попробовать выяснить у ученика, какова была цель. Это осознанный  подход к выполнению задания или просто выходка, несерьёзное отношение. Во многом  от умения мыслить творчески  зависит и будущее ребёнка.  Если стремление к творчеству  будет развито, и развито правильно, то вырастет творческая личность.  Это будет не просто врач, инженер или строитель, Это будет специалист, способный привнести  многое в свою   профессиональную деятельность. Работник, имеющий  творческий подход  к любому заданию,  будет стремиться к тому, чтобы его дело  было  нужным  и интересным не только ему, но и окружающим. Любовь  к своей профессии, умение относиться к ней творчески ведёт  не только к  чувству удовлетворённости от сделанного, но и в конечном итоге ощущению счастья.

Следует отметить , что наиболее главным в данном вопросе  является то, что   фундаментом творчества  всегда являются знания.  Когда ребёнок  приходит на урок рисования,  он ещё не знаком с черчением, не владеет умением  проводить четкие линии, не имеет понятия о сочетаниях цветов и много другого. Постепенно от урока к уроку  у учеников   появляются необходимые знания и умения.  А для того, чтобы закрепить  какой-либо материал  ученикам младших классов  потребуется большое  количество времени  для многократного повторения. И  повторение не должно быть  монотонным и однообразным. Каждый раз это новое должно подаваться по-разному. В целях  разностороннего развития  учеников на уроках  изобразительного искусства применяется не только  рисование, но и лепка ,  выполнение различных поделок из бумаги, картона и фольги.  Такая  разносторонняя  обработкам навыков, приёмов работы позволит  ребёнку ознакомиться с различными  видами труда,  разовьёт не только мышление, но и мелкую моторику.

Необходимо заметить, что  ученики младших классов всю работу  делают под полным контролем учителя. Навык в выполнении  какого-либо задания должен быть закреплён прочно. Недостаточно полное овладение каким-либо навыком впоследствии может привести к ошибкам.

Если приглядеться, то можно заметить , что практически каждый ребёнок  любит играть. В качестве  игрушечного грузовичка может быть и  пустой  коробок от какой-нибудь зубной пасты. Фантазия ребёнка развита так, что ему иногда нет особой разницы между  игрушкой или представляющем её любом другом предмете. И  порой коробочкой он  играет так же  увлечённо как будто это дорогая игрушка – макет настоящей машины. Полёт фантазии малыша превратит эту же коробочку и в танк, и в самолёт или даже ракету.  Но тут возникает вопрос, почему  со временем  творческое начало у многих  исчезает напрочь ? Почему  так много  неудовлетворенных  своей работой ( и даже жизнью!) людей. Куда исчезло это творчество? Где жажда творения чего- либо нового  в своей работе?  И вот  пробудить  заложенное в каждом ребёнке творческое начало, научить относиться к  труду творчески, помочь найти себя  - задача каждого педагога.  В том числе - одна из главных задач учителя изобразительного искусства.

Понятно, что  настоящую творческую  личность может воспитать только то педагог, который  к очень увлечён своей профессией и буквально в каждом ребёнке видит талант и каждый урок для него – это открытие. Именно на уроках изобразительного искусства целесообразно выполнять такие задания, в котором  каждый из  учеников сможет проявить свою фантазию.  К примеру, возьмём тему «Натюрморт». Ребятам намного интереснее будет  задание изобразить те предметы и продукты, которые были на столе  во время завтрака у них дома, а не  те предметы, которые  находятся на демонстрационном столе педагога, и  все будут изображать одно и то же. Каждый из учеников  постарается проявить особую фантазию и  приложит все свои способности, чтобы как можно ярче и разнообразнее представить свой стол.

Если на уроке требуется нарисовать какой-либо предмет, к примеру, цветок, то лучше будет  не просто показать цветок и предложить ученикам нарисовать его, а сказать о том, что сегодня им предстоит нарисовать не просто цветок, а чудесный , волшебный цветок, который он хотел бы подарить маме. Поверьте, этот цветок будет исключительной красоты.

Каждую фантазию ребёнка надо тщательно разбирать, чтобы было ясно, чего именно хотел ребенок и что он имеет в результате.  Фантазии должны иметь  гуманистический и  в то же время практический характер. Фантазия у детей очень богата. Фантазия и творчество – это звенья одной цепи. Если развивать только фантазию и не применять её  в творчестве, то  нам грозит вырастить  беспочвенного фантазёра, демагога. Поэтому фантазия должна быть выражена практически  в какой- либо детали или предмете.  И если ученик с  творческой душой нарисовал красивый рисунок или вышил причудливый узор, не равносильно ли это трудной решённой задаче по математике? Зачастую из  заносчивых ребят, у  которых имеются явные способности к точным наукам, вырастают посредственные личности , а скромник, который имел  по   так называемым обязательным предметам только троечки, а на уроках изобразительного искусства и трудового обучения старательно и с фантазией выполнял задания, после окончания школы превращался в  известного мастера- умельца, скульптора или художника. Творчески развитый человек всегда добр, с душой относится к своей работе.  Поэтому наряду с творчеством  у подрастающего поколения  развиваются и такие  человеческие качества, как умение и желание помочь в трудной ситуации, чувство сопереживания. Одухотворённая личность не способна к преступлению. Чувства жадности, зависти чужды творческому человеку.

Если учитель ставит перед своими  учениками  творческие задачи  и решает их вместе  с ними -  это будет наиболее  правильный вариант на пути развития творческой личности. Вернёмся к примеру с заданием нарисовать натюрморт – предметы и продукты стола к завтраку. Учитель  предложит ребятам  нарисованный им натюрморт. Ученики увидят, как необходимо расположить на рисунке стол, предметы и продукты, стоящие на нём. В данном случае учитель будет  восприниматься  учениками  не как  человек, отдающий приказ, а как человек, который решает задачу вместе с ними.

И если учитель подошел к выполнению задачи творчески, с интересом, то этого  можно ожидать и от учеников. Лучшим орудием  воспитания является  яркая личность педагога, его пример,  способный выражать подражание. Одухотворённый, любящий  и знающий свой предмет учитель становится эталоном для своих учеников. Его любят, уважают и хотят быть похожим на него.

Хотелось бы ещё раз  остановиться на вопросе индивидуального подхода к каждому ученику. Именно ученики младших классов школы  чаще всего имеют разный уровень развития. Одни ученики подготовились к школе основательно: умеют бегло читать, пересказывать, рисовать, лепить. Другие же только-только научились складывать слоги  и не могут гордиться умением в рисовании. Следовательно, и к выполнению заданий к этим ученикам будут предъявляться разные требования. Но ни в коем случае нельзя  акцентировать на этом вопросе внимание учеников. Опытный педагог  сделает так, что задание  для всего класса одинаковое, а вот  оценка  его выполнения будет соответствовать тому, кто и как  его выполнил. «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный… Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру…», - справедливо считал  академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв.