Статья:

Лабораторные и практические работы как форма обучения биологии

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(23)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Бунькова Е.А., Евтюхина И.С. Лабораторные и практические работы как форма обучения биологии // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 2(23). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/23/30479 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Лабораторные и практические работы как форма обучения биологии

Бунькова Екатерина Александровна
студент, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург
Евтюхина Ирина Сергеевна
студент, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург

 

В современной школьной программе подавляющее количество знаний передается в готовом виде и не требует от школьников больших усилий в поиске и усвоении информации. В связи с этим является необходимостью участие школьников в исследовательской деятельности, что будет способствовать формированию исследовательских умений, которые, в свою очередь, будут способствовать более благоприятному пониманию школьной программы, вырабатывать у них логическое мышление, формировать мотивацию к обучению

Биологическая наука охватывает большое количество фактических сведений об окружающем мире, соответственно содержит комплекс методов, позволяющих осуществлять процесс накапливания знаний с последующим их изменением. В процессе обучения школьников биологии обязательно проводятся лаборатор­ные и практические работы. Они выполняются в кабинете биоло­гии, уголке живой природы, природном и социоприродном окру­жении, школьном саду, цветнике или на учебно-опытном участке.

Источником лабораторно-практической деятельности в школе является схема научного познания. Получение знаний начинается с исследования фактов. Подобранные по одной теме факты называются данными. С помощью отбора, количественная и качественная оценка данных определяют гипотезы, которые подвергаются проверке. Если проверка на достоверность является положительной, гипотеза может называться теорией. Лабораторно-практическая деятельность школьников должна быть организована так, чтобы воспроизводился закономерный процесс получения знаний от фактов, приобретенных в процессе выполнения опытов, экспериментов или наблюдений, с помощью рассмотрения гипотез к знаниям.

Основные задачи применения лабораторных и практических работ на уроках биологии:

1) обучение школьников применению биологических знаний на практике;

2) формирование навыков самостоятельности в ходе практического выполнения определенной задачи;

3) воспитание трудолюбия, культуры общения с природными объектами.

В ходе выполнения лабораторных и практических работ школьники имеют возможность приобретать базовые знания о методах научного исследования. С помощью данных практических методов ученики практически исследуют теоретические научные положения, развивают интеллектуальные и творческие способности.  Лабораторные и практические работы занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, способствуют реализации важнейшим принципам дидактики, таким как деятельностный подход и гуманизация процесса обучения. В процессе выполнения данных работ ученик из объекта научения превращается в субъект собственной деятельности. Эти работы ориентированы в основном на формирование интел­лектуальных и практических умений, таких как наблюдение, исследование, измерение, анализ, аргументиро­вание, умение обрабатывать, выращивать, ухаживать и другое.

Таблица 1.

Структура лабораторных и практических работ

Лабораторные работы

Практические работы

Постановка задач

Постановка задач

Конструктивная беседа об особенностях содержания изучаемого материала

Установление опорных знаний и умений учащихся, требующихся для проведения работы

Самостоятельное выполнение наблюдений и опытов

Объяснение учителем методики выполнения работы с показом некоторых приемов

Запись результатов

Пробное выполнение процесса с обзором ошибок

Формирование выводов

упражнения для закрепления умений и навыков

Заключительная беседа

Заключительная беседа с фиксацией результатов в случае необходимости

 

 

В соответствии с дидактическими задачами, лабораторные занятия организуются с целью непосредственного ознакомления учеников с предметами и явлениями живой природы посредством самостоятельных наблюдений и опытов над биологическими объектами. Практическая работа представляет собой использование практических методов обучения для закрепления, углубления и развития теоретических знаний в совокупности с формированием необходимых для этого умений. Содержание лабораторных работ заключается в применении практических методов обуче­ния для развития новых знаний и практических умений.

Практическую работу обычно проводят после того, как учащиеся уже приобрели знания из объяснения учителя, из учебника или путем наблюдения. Лабораторные и практические работы различаются не только по решаемым дидактическим задачам, но и по структуре (таблица).

Лабораторные и практические работы являются частью учебной программы и их выполнение обязательно. Программа не указывает необходимый минимум таких работ, норм письменных работ в школьной программе по биологии нет. Лабораторные и практические работы выполняются в соответствии с материальным оснащением кабинета.

Лабораторные и практические работы являются разными формами организации учебного процесса, поэтому оцениваются неодинаково. Оценка за лабораторную работу не имеет смысла, потому что данная деятельность выполняется на этапе ознакомления с новым материалом, при её исполнении вероятна значимая помощь со стороны учителя или других учеников. Оценка за выполнение практической работы более уместна, потому что проводится после освоения значительной части познавательного цикла. При выставлении оценки следует учитывать не только знания, но и умения, которыми в соответствии с программой овладели учащиеся.

Лабораторные и практические работы выполняются учениками в тетрадях по биологии. Школьники записывают ее номер, фиксируют тему и цель, далее исполняют предложенное зада­ние. В средних классах рациональным способом является фиксация результатов в форме таблицы с тремя столбцами: 1) что делали, 2) что наблюдали, 3) выводы. Такая форма вырабатывает навык к выделению самого важного, краткости записей и организованной фиксации хода работы.

На лабораторных и практических занятиях по биологии возможны следующие формы работы:

1.     изучение строения организма;

2.     рассмотрение видов и экосистем;

3.     наблюдение за живыми организмами и процессами их жизнедеятельности;

4.     обследование биологических объектов под микроскопом;

5.     исследование состава тел живой природы.

 

Список литературы:
1. Бруновт, Е. П. Самостоятельные работы учащихся по биологии / Е. П. Бруновт, А. Е. Богоявленская, Е. Т.  Бровкина. – М. : Просвещение, 1984. – 253 с.
2. Каменский, А. А. Биология /  А. А. Каменский, А. И. Ким. – М. : ЭКСМО, 2003. – 640 с.
3. Методика преподавания биологии : учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. М. А. Якунчева. – М. : Академия, 2008. – 320 с.
4. Пономарева, И. Н. Методика обучения биологии / И. Н. Пономарева, О. Г. Роговая, В. П. Соломин. – М. : Академия, 2012. – 368 c.
5. Пономарева, И. Н. Общая методика обучения биологии / И.Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д. Сидельникова. – М. : Академия, 2008. – 280 c.