Этнополитические конфликты как угроза национальной безопасности
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)
Рубрика: Политология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)
Этнополитические конфликты как угроза национальной безопасности
ETHNOPOLITICAL CONFLICTS AS A THREAT OF THE NATIONAL SECURITY
Alfia Gabitova
undergraduate, State University of Management, Russia, Moscow
Аннотация. Статья посвящена этнополитическим конфликтам, которые представляют угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Показана основополагающая роль государственной национальной политики в укреплении межнационального согласия и гражданского единства.
Abstract. The article is dedicated to ethnopolitical conflicts that pose a threat of the Russian Federation’s national security. The fundamental role of the of the state national policy strengthening interethnic harmony and civil unity is shown.
Ключевые слова: этнополитические конфликты; национальная политика; национальная безопасность; межнациональные отношения.
Keywords: ethnopolitical conflict; national policy; national security; interethnic relations.
Сегодня этнополитические конфликты стали одним из ведущих факторов нестабильности в мировой политике. Особую угрозу они несут для полиэтнических государств, в том числе для России, которая исторически сформировалась как многонациональное и этноконфессиональное государство.
Особую опасность проблемы межнациональных отношений приобрели в постсоветский период. После развала Советского Союза на всем постсоветском пространстве действует феномен этнократизации этнонациональных отношений и свержения опыта дружбы народов [1, c. 38]. События последних лет наглядно продемонстрировали, что этнополитические конфликты ведут к нарушению гражданского мира и согласия, подрывают общественную безопасность и государственную целостность, создают реальную угрозу сохранению основ конституционного строя, межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сопровождаются массовыми нарушениями общественного порядка, приводят к разжиганию ненависти, нетерпимости и вражды между народами, человеческим жертвам, способны кардинально разбалансировать политическую, экономическую и социальную системы.
«С распадом страны мы оказались на грани, а в отдельных известных регионах – и за гранью гражданской войны, причем именно на этнической почве. Огромным напряжением сил, большими жертвами эти очаги нам удалось погасить. Но это, конечно, не означает, что проблема снята» [2].
Суверенитет России и ее целостность как многонациональной Федерации удалось сохранить благодаря мужеству, ответственности и политической воле Президента Российской Федерации В.В. Путина, который уловил «нравственную волю народа», принял меры по укреплению «вертикали власти», инициировал проведение административной реформы, начал корректировать и выстраивать государственную национальную политику.
Сегодня целями государственной национальной политики Российской Федерации являются:
- укрепление национального согласия, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов;
- укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
- обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
- сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества;
- гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;
- успешная социальная и культурная адаптация иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграция в российское общество [3].
Однако не следует забывать, что «сфера межнациональных отношений требует и постоянного внимания, последовательной и серьезной работы. Это как здоровье человека – нужно заниматься этим постоянно» [4].
В нашей многонациональной стране любой конфликт, включая бытовой, с подачи идеологов национализма, сепаратизма и шовинизма приобретает этнополитическую окраску.
В последние годы наиболее опасным и часто встречающимся видом конфликтов в России стали локальные межэтнические столкновения. По мнению экспертного сообщества, они присутствуют на территории всей России, но ярче выражены на Северном Кавказе вследствие более низкого уровня экономического развития, пестрой национальной картины и бесконтрольности национальной элиты [5, с. 34]. Сегодня фактически на всех территориях, с которых когда-то депортировали людей, сохраняется межнациональное напряжение, а целый ряд конфликтов имеет отложенный статус. Так, например, Республика Ингушетия и Республика Северная Осетия-Алания более 27 лет живут в состоянии замороженного конфликта. Руководству этих республик еще многое предстоит сделать, чтобы вернуть согласие и доверие между народами.
Поэтому для предотвращения угроз национальной безопасности Российская Федерация сосредоточивает усилия на укреплении внутреннего единства российского общества, обеспечении социальной стабильности, межнационального согласия и религиозной терпимости, устранении структурных дисбалансов в экономике и ее модернизации, повышении обороноспособности страны [6].
Своевременное выявление возникающих конфликтов, оперативное реагирование на них и эффективная профилактика их появления являются инструментами, непосредственно влияющими на обеспечение гармонизации межнациональных отношений и межнационального согласия.
Осуществление государственного мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, возложенное на Федеральное агентство по делам национальностей России, введение ответственности региональных и местных органов власти за межнациональные конфликты, позволили за последние годы в определенной степени снизить напряжение в обществе и общее количество конфликтов на национальной почве, наладить систему предупреждения латентных конфликтов.
В целях совершенствования государственной национальной политики Российской Федерации создан Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям.
Утверждение профессиональных стандартов «Специалист в сфере национальных и религиозных отношений» и «Специалист по трудовой миграции», государственные программы переподготовки кадров позволят выйти на более высокий профессиональный уровень регулирования межнациональных и этноконфессиональных отношений.
Однако до сих пор в сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений имеются проблемы, обусловленные появлением новых вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации. К ним относятся: распространение международного терроризма и экстремизма, радикальных идей, основанных на национальной и религиозной исключительности; возникновение очагов межнациональной и религиозной розни в результате попыток пропаганды в стране экстремистской идеологии, являющейся в том числе причиной зарубежных региональных конфликтов; гиперболизация региональных интересов и сепаратизм, развивающиеся в том числе вследствие целенаправленного вмешательства из-за рубежа и угрожающие государственной целостности; незаконная миграция, несовершенство действующей системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество, формирование замкнутых этнических анклавов; социальное и имущественное неравенство населения, сложности в обеспечении равных возможностей для социального продвижения и доступа к важнейшим общественным благам, региональная экономическая дифференциация; частичная утрата этнокультурного наследия, размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе вследствие глобализации; непреодоленные последствия межэтнических или этнотерриториальных конфликтов и противоречий в отдельных субъектах Российской Федерации; отток русского и русскоязычного населения из регионов Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации [3].
Преодоление этих проблем связано с возникновением новых задач и приоритетных направлений в сфере государственной национальной политики Российской Федерации, решать которые предполагается, руководствуясь Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.