Статья:

Приемы и методы, используемые таможней Калининградской области по выявлению и пресечению незаконного перемещения наркотиков

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Володькина С.И. Приемы и методы, используемые таможней Калининградской области по выявлению и пресечению незаконного перемещения наркотиков // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 21(114). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/115/73302 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Приемы и методы, используемые таможней Калининградской области по выявлению и пресечению незаконного перемещения наркотиков

Володькина Софья Ивановна
студент Калининградского филиала МФЮА, РФ г. Калининград

 

Аннотация. В предлагаемой статье, автор делает обзор приемов и методов, используемых Калининградской областной таможней по выявлению и пресечению незаконного перемещения наркотических средств в Российской Федерации. Знакомит читателей с таким методом как контролируемая поставка, применяемым сотрудниками отдела по борьбе с контрабандой наркотиков.

 

Ключевые слова: Калининградская областная таможня, наркомания, наркотики, контрабанда, контролируемая поставка, методы обнаружения, международное сотрудничество, оперативно-розыскное мероприятие.

 

Наркомания – одна из глобальных проблем современности. Проблема борьбы с наркоманией и наркотизмом включает в себя объемный комплекс разноплановых мер. В их реализации задействованы различные государственные органы и общественные организации.

Для противостояния организованной преступности государство проводит всеобъемлющую политику контроля и профилактики контрабанды наркотических средств. От компетентных органов требуется такая степень организованности, специализации и знаний в области права, политики и практики, которая не уступала бы действиям контрабандистов. Важным элементом правоохранительных мероприятий является рациональное и перспективное мышление [1]

В таможенных органах Калининградской области проблемой противодействия незаконному обороту наркотиков занимается соответствующее управление ФТС РФ. Этот орган осуществляет руководство деятельностью подконтрольных ему оперативных таможен, входящих в региональные таможенные управления, сами же оперативные таможни имеют в своем составе соответствующие отделы - OБKH, целью которых является борьба с контрабандой наркотиков.

ОБКН осуществляет организацию и ведение борьбы с контрабандой наркотиков, психотропных и сильнодействующих веществ, а также прекурсоров, используемых для незаконного производства наркотиков. B своей деятельности сотрудники отдела используют различные приемы и методы.  

К методам обнаружения нелегального перемещения наркотических средств и психотропных веществ относятся:

а) использование информации, полученной от компетентных органов Российской Федерации, иностранных государств и отдельных граждан;

б) осуществление таможенного досмотра;

в) наружное наблюдение за пассажиропотоком;

г) применение технических средств таможенного контроля;

д) использование служебных собак.

Контрабанда наркотиков является опасным видом контрабанды, как правило, весьма сложным для обнаружения при проведении таможенного контроля. В таких условиях на действия сотрудников таможни оказывают негативное воздействие многие субъективные и объективные факторы, особенно такие, как острый дефицит времени. Обстановка зачастую осложняется психологическим давлением на сотрудников со стороны перевозчиков наркотиков, а иногда и конфликтными ситуациями, спровоцированными ими. В связи с этим задержание наркотиков является значительным успехом, в том числе личным, для должностных лиц таможенных органов. Однако действия должностных лиц таможенных органов при обнаружении контрабанды наркотиков могут быть не всегда правильными. При этом ошибочные действия и поведение сотрудников таможенных органов могут привести к утрате оперативно значимой информации или, в худшем случае, к утрате вещественных доказательств, затруднению расследования уголовного дела по факту контрабанды наркотиков, а иногда и к отсутствию возможностей для его возбуждения [2]. В целом, при обнаружении контрабанды наркотиков при таможенном контроле действия должностных лиц таможенных органов должны быть направлены на решение одновременно двух смежных задач:

a) получение максимально возможного объема оперативно значимой информации, связанной с данным фактом контрабанды;

б) получение и процессуальное закрепление вещественных доказательств.

При этом следует учитывать, что обнаружение контрабанды наркотиков не означает завершение таможенного досмотра, а является основанием для проведения более полного таможенного досмотра, включая личный досмотр. Каждое обнаружение и задержание контрабанды наркотиков представляет собой событие, которое влечет определенные действия и последствия, а, следовательно, информация о каждом факте контрабанды наркотиков должна быть ограничена для распространения, как по срокам и объему, так и по ее получателям. Поиск и обнаружение наркотических средств в настоящее время приобрели особую актуальность. Увеличивающийся объем потребления наркотических веществ в разных странах, а значит, их перемещение через государственную границу потребовали от таможенных органов более целенаправленной организации работы по выявлению в перемещаемых объектах наркотических средств.

В мировой таможенной практике пока отсутствуют технические средства, позволяющие однозначно с высокой степенью достоверности обнаруживать наркотики в любых видах контролируемых объектов и оперативных условиях, хотя отдельные попытки по их созданию в ряде передовых стран ведутся.

Для обнаружения наркотических средств применяются технические средства контроля на базе приборных физических и физико-химических методов, а также используются специально подготовленные собаки.

Кроме перечисленных методов таможенные органы широко используют метод контролируемой поставки [4]. C целью пресечения незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ и выявления лиц, участвующих в контрабанде, ОБКН Калининградской областной таможни в каждом отдельном случае, в соответствии с договоренностями с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств или на основе международных договоров Российской Федерации, используют метод контролируемой поставки, то есть допускают под своим контролем ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации или транзит через ее территорию наркотических средств и психотропных веществ.

Незаконное перемещение наркотиков является международной проблемой, решить которую можно только эффективным сотрудничеством между правоохранительными органами разных государств. Организаторы незаконных поставок никогда сами не транспортируют наркотики, лица же осуществляющие такие перевозки, зачастую не располагают информацией о лицах, являющихся истинными отправителями и получателями товара.

Если, обнаружив незаконное перемещение наркотиков, не использовать метод контролируемой поставки, лица, организовавшие ее, как правило, уходят от ответственности.

С целью повышения эффективности выявления источников поставки наркотиков и каналов их сбыта, лиц, организующих и финансирующих незаконное перемещение, была разработана международная система скрытого полицейского и таможенного контроля за путями следования незаконно перемещаемых наркотиков.

На заседании Генеральной ассамблеи ООН в Найроби (1979 г.) было установлено, что, поскольку законодательство и практика в большинстве стран допускают возможность установления скрытого контроля за поставками наркотиков, международная полицейская операция в этом направлении может быть осуществлена [5].

Контролируемой поставкой наркотических средств, перемещаемых через таможенную границу, является оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускаются ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с этой территории либо перемещение по ней ввезенных наркотических средств.

При незаконном перемещении наркотиков через таможенную границу контролируемая поставка осуществляется в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом и перемещение наркотиков.

Решение об использовании метода контролируемой поставки принимается Федеральной таможенной службой Российской Федерации.

В случае принятия решения об использовании метода контролируемой поставки, если страной назначения наркотических средств и психотропных веществ является иностранное государство, уголовное дело в Российской Федерации не возбуждается, а о принятом решении таможенный орган Российской Федерации немедленно уведомляет прокурора в установленном порядке.

Сотрудники, ОБКН Калининградской областной таможни при использовании метода контролируемой поставки руководствуются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, Федеральными законами «Об оперативно-розыскной деятельности» и «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3]. Указанные источники права определяют два вида контролируемой поставки:

а) контролируемую поставку предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен (наркотики, оружие), проводимую на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно – розыскную деятельность;

б) контролируемую поставку предметов, веществ и продукции, в отношении оборота которых запрета или ограничения не имеется.

Что же касается порядка проведения контролируемой поставки таких предметов, веществ и продукции в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» никакого указания не содержится, в связи, с чем можно сделать вывод, что для проведения подобного оперативно-розыскного мероприятия (OPM) утверждение постановления руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, не требуется.

Наиболее благоприятные условия для проведения контролируемой поставки складываются при обнаружении не сопровождаемым курьером незаконное перемещении наркотиков (как, например, в несопровождаемых грузовых отправлениях, почтово-багажных пересылках и т. д.).

При обнаружении незаконного перемещения наркотиков и принятии решения о проведении контролируемой поставки сотрудники ОБКН проводят первичные следственные действия (фото - и видеосъемку, снятие следов пальцев рук, уточняют отправителя и адресат). Иногда изымают или подменяют наркотик, но в любом случае придают упаковке первоначальный вид. При проведении любого вида контролируемой поставки особое внимание сотрудники ОБКН Калининградской областной таможни обращают на предотвращение утечки информации.

Так например, в 2017 году сотрудниками ОБКН Калининградской оперативной таможни совместно с УФСКН РФ и во взаимодействии с правоохранительными органами ФPГ при проведении ОРМ «международная контролируемая поставка» была пресечена попытка незаконного перемещения на территорию России наркотического средства – кокаин, из Бразилии через Германию в Россию (Сан-Паулу-Франкфурт-Калининград).

В ходе дальнейших ОРМ на территории Калининграда, была задержана организованная международная группа лиц (организатор незаконного ввоза кокаина, гражданин Нигерии и 2 гражданина России), длительное время занимавшаяся незаконным поставками, хранением и сбытом наркотического средства кокаин.

Эффективность приведённого метода, которые используют сотрудники ОБКН Калининградской областной таможни зависит от умения правильного применения и соблюдения при этом законодательства.

Сотрудники Калининградской областной таможни владеют методикой, позволяющей выделять лиц, занимающихся незаконным перемещением наркотиков из потока честных пассажиров, въезжающих и выезжающих из страны.

Принимаемые меры по противодействию незаконному перемещению наркотиков через таможенную границу ЕАЭС сотрудниками Калининградской областной таможни, осуществляются не только благодаря ресурсной поддержки со стороны государства, а также за счет профессиональной подготовки и совершенства владения навыками оперативной работы.

Имея хорошую профессиональную подготовку и надежные источники информации, сотрудники Калининградской оперативной таможни, отдела по борьбе с контрабандой наркотиков повышают результативность борьбы с незаконным перемещением и оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ через таможенную границу ЕАЭС.

 

Список литературы:
1. Карпенко Т.Г. Деятельность таможенных органов в обеспечении экономической безопасности. Монография. - Ульяновск: Изд-во «Зебра», 2016. - C. 41.
2. Новоселов Н.Г., Моисеев Н.А. Пути совершенствования борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2017. - № 1. - С. 67-74.
3. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (Подписан в г. Астане 29.05.2014 г.) (ред. от 15.03.2018 г.) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 02.03..2019 г.); Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (последняя редакция). // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/ (дата обращения: 13.03.2020 г.); Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ (ред. от 01.05.2019 г.) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения: 12.03.2020 г.). 
4. Евтеев С.П., Корчагин O.H. O контролируемой поставке на территории Таможенного союза Евразийского экономического сообщества. // Вестник Сибирского юридического института ФCKH России. - 2015. - № 4 (21). C. 33-41. 
5. Конвенция OOH o борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20.12.1988 г.). // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121092/  (дате обращения: 20.03.2020 г.); Конвенция OOH против транснациональной организованной преступности 2000 г. (принята в Нью-Йорке15.11.2000г.). // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121543/ (дата обращения: 20.03.2020 г.).