Статья:

Проблемы реализации отдельных услуг Пенсионного фонда РФ и пути их решения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(31)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Хлюпина Ю.С. Проблемы реализации отдельных услуг Пенсионного фонда РФ и пути их решения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 10(31). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/31/36105 (дата обращения: 18.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы реализации отдельных услуг Пенсионного фонда РФ и пути их решения

Хлюпина Юлия Сергеевна
студент Волгоградского государственного университета, РФ, г. Волгоград

 

Пенсионный фонд является организацией, которая занимается финансовым обеспечением граждан при наступлении страхового случая (старости, потери кормильца, инвалидности). В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» неработающие пенсионеры имеют право на Федеральную социальную доплату, если их общий доход не достигает прожиточного минимума [4, с.3]. Минимальный размер пенсии в Волгоградской области на 2018 год установлен в размере 8535 рублей [3, с.1]. При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат: пенсий; дополнительного материального (социального) обеспечения; ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); иных мер социальной поддержки (помощи) [4, с.5].

На практике часто встречается следующая ситуация: человек является получателем пенсии с федеральной доплатой до минимального размера, но при установлении ему инвалидности, размер доплаты уменьшается, так как происходит увеличение общего дохода пенсионера в связи с получением ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) и набора социальных услуг (НСУ).

ЕДВ представляет собой материальную помощь от государства, предусмотренную для отдельных категорий граждан с целью их социальной поддержки, как правило, она касается инвалидов и ветеранов [5, с.10]. НСУ включает санаторно-курортное лечение, лекарства, пригородный проезд, а также проезда до места лечения и обратно. В случае отказа от набора услуг предоставляется их денежная компенсация.

Новое назначение ЕДВ всегда происходит с полным набором социальных услуг, отказаться от него возможно только с 1 января следующего года и в случае если получатель ЕДВ успел написать соответствующее заявление до 1 октября текущего года. В этом случае пенсионер лишается в денежном выражении стоимости набора социальных услуг (размер НСУ с 1 февраля 2017 года - 1048 рублей 97 копеек) и должен получать его в натуральном выражении. А при наличии ФСД размер пенсии и вовсе сокращается. На практике пенсионер может вообще ничего не получать, если необходимые ему услуги государство предоставить не может: большинство важных медикаментов отсутствует, получают путевки единицы, а бесплатный пригородный проезд не актуален, ведь инвалиды ведут малоподвижный образ жизни. В таком случае следует предусмотреть в п. 8 ст. 12 закона № 178-ФЗ возможность пересмотра размера социальной доплаты к пенсии по заявлению пенсионера исходя из фактически предоставленного объема мер социальной поддержки в натуральном виде за предыдущий год. Следует исключить стоимость НСУ из числа оснований при расчете размера мер социальной поддержки при определении права гражданина на социальную доплату, с этим согласна и И.В. Кручек [6, с.4].

Спорные моменты возникают при реализации Пенсионным фондом услуги по компенсации за уход отдельным пенсионерам. Неработающие граждане имеют право на установление выплаты по уходу за нетрудоспособными получателями пенсии. К нуждающимся в уходе пенсионерам относятся:

· инвалиды 1 группы, за исключением граждан, являющихся инвалидами детства;

· пенсионеры, которым нужен постоянный уход, по заключению медицинской комиссии (возрастной ценз для мужчин 60 и старше, для женщин от 55 лет);

· престарелые граждане старше 80 лет.

Компенсационные выплаты предназначены гражданам, проживающим в Российской Федерации, которые взяли ответственность на себя осуществлять уход за нетрудоспособными людьми. Осуществлять уход могут как родственники нетрудоспособного, так и другие трудоспособные лица, не имеющие заработка или иного дохода. Размер выплаты составляет 1200 рублей, и ее доставка осуществляется ежемесячно вместе с пенсией нетрудоспособного лица на основании Постановление Правительства РФ от 04.06.2007 № 343 [2, с.3].

В процессе предоставления услуг возникают следующие проблемы:

1. Затруднительные поиски ответственного человека, для осуществления ухода. Пенсионеры, тем более в возрасте старше 80 лет и беззащитные инвалиды являются удачной находкой для мошенников. Нередко сотрудникам управлений пенсионного фонда приходится сталкиваться с проблемой когда все действия лица, осуществляющего уход, заключаются лишь в своевременном сборе денег, назначенных ему, никакой помощи при этом не оказывая. Специалист в данной ситуации может предложить пенсионеру лишь найти нового человека для осуществления ухода. Интересные результаты представлены в исследовании А.В. Аликовой и О.Е. Андрющенко, по результатам проведенного ими опроса пенсионеры ощущают чувство одиночества и испытывают недостаток медицинского обслуживания [1, с.3].

2. Незначительный размер выплаты (1200 рублей). Главным условием для лица, осуществляющего уход, является отсутствие трудовой деятельности. Следовательно, компенсационная выплата является единственным доходом для человека, ухаживающего за пенсионером. Размер выплаты по уходу необходимо проиндексировать до минимальной заработной платы, так как в настоящий момент на данную сумму прожить невозможно.

Органы власти выполняют лишь социальные обязательства в отношении пенсионеров, не ориентируясь на их душевное состояние, психическое равновесие, чувство защищенности и благополучия. Выплаты самым слабозащищенным категориям населения являются незначительными, что негативно сказывается на качестве жизни пенсионеров.

 

Список литературы: 
1. Аликова, А.В., Андрющенко, О.Е. Социальное обслуживание одиноких пожилых людей в условиях стационарного учреждения / А.В. Аликова, О.Е. Андрющенко // Технологии социальной работы с различными группами населения. / V Международная научно-практическая интернет-конференция: сборник статей. — Чита: Забайкальский государственный университет, 2015. - С. 7-11.
2. Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 04.06.2007 № 343 (ред. от 02.06.2016). – Режим доступа: Система Консультант. URL:. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34017/ (дата обращения 10.01.2018)
3. Об установлении величины прожиточного минимума для пенсионеров в Волгоградской области на 2018 год [Электронный ресурс]: Закон Волгоградской области № 93-ОД от 31.10.2017 – Режим доступа: Система Гарант. URL:. http://www.garant.ru/hotlaw/volga/1147026/ (дата обращения 15.01.2018).
4. О государственной социальной помощи [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ (ред. от 19.12.2016). – Режим доступа: Система Консультант. URL:. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=209205&fld= 134&dst=100037,0&rnd=0.2747014952747906#0. (дата обращения 15.01.2018).
5. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2017). – Режим доступа: Система Консультант. URL:. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ 51ff79989824064180cc975c836feee38cef0004/ (дата обращения 10.01.2018)
6. Кручек, И.В. Виды и формы государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам / И.В. Кручек // Международный научный журнал «инновационная наука». — 2016 № 7. — С. 105-109.