Проблемы формирования информационной культуры в условиях современной цивилизации
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(115)
Рубрика: Философия
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(115)
Проблемы формирования информационной культуры в условиях современной цивилизации
Современная цивилизация, как эра компьютеризации и информатизации, создает огромные возможности для развития человека и общества XXI века, поэтому применение её технологической мощи стала более чем актуальной задачей. Однако процессы, которые породило информационное общество, уже оказывают неоднозначное влияние на современного человека, качественно меняя условия его жизни и развития. С одной стороны, современные технологии создают широкие возможности для формирования мирового информационного сообщества, способствуя тем самым повышению связанности, мобильности современного человека на качественно новом, передовом уровне развития во всех сферах его жизни. Это создает возможности для объединения человечества во времени и пространстве, глобализации его сознания и формирования объединенного интеллекта человечества, с помощью которых в принципе можно надеяться на решение сложных геополитических, социально-культурных и геоэкономических проблем, перед лицом которых оказалось современное общество. С другой стороны, концепция мощной информационной технологии нуждается в новой информационной этике, которая требует пересмотра моральных идеалов и ценностей общества прошлого столетия и признания информации как одним из важнейших социальных явлений эпохи глобализации. Таким образом, XXI век актуализирует новый культурный вопрос, в котором определенный интерес представляет этика информационных технологий. Речь идет о формировании информационной культуры личности и общества, в которой особую значимость приобретает вопрос о новой модели взаимоотношений – информационно-коммуникационных взаимодействий – в едином информационном пространстве. Это предполагает культурное и уважительное отношение к источникам информации, умение анализировать новую информацию, готовность к общению и восприятию новых идей и взглядов, открытость и толерантность к другим культурам, уважение к культурному разнообразию, опыту и наследию «другого». В этой связи возрастает роль современного образования и воспитания как необходимых приоритетных направлений развития информационного общества XXI века. Безусловно, они должны быть опережающими и гуманитарными, особенно в области социализации и формировании мировоззрения и ценностных ориентаций подрастающего поколения. Сегодня, когда современная цивилизация находится в состоянии глубоких геополитических и идеологических кризисов, становится очевидным, что процесс становления и развития культурной информационной среды в обществе невозможно, если он не подкреплен соответствующими законодательными и нравственными установками. В контексте развивающихся событий в мире первостепенное значение следует придать актуальности экранной культуры. Превращая мировое пространство в единое информационное общество, которое, по сути, должно приобщить современного человека к великим культурным ценностям мира, этот тип культуры в то же время настолько укрепился сегодня в обществе, что уже наносит существенный ущерб культурному потенциалу современной цивилизации. Мы становимся свидетелями того, как рушатся прежние культурные принципы и идеалы, реальный мир заменяется виртуальным, который захватывая личность, разрушает её окружающий мир, предлагая ей взамен замкнутость и социальную изолированность. Последнее приводит не только к утрате нравственных ориентиров и отходу от общечеловеческих ценностей, но и к возникновению «пропасти между индивидом и обществом» [2,44]. Подобное развитие событий идет в разрез с глобализационными и интеграционными процессами в мире. Волна насилия и террора, захлестнувшая общество, проявление немотивированной агрессии, снижение порога «чувства стыда и неловкости» – все это не в последнюю очередь обусловлено современным состоянием экранной культуры. Отчуждение человека от культуры общения превращает его в простого потребителя примитивных программ, манипулируя тем самым его сознанием и поведением в идеологических и иных целях.
Совершенно очевидно, что без комплексного анализа предпосылок рассматриваемой проблемы оказывается затруднительным не только анализ динамики трансформационных процессов в обществе, но и исследование обозначенной проблемы в современном информационном мире. В качестве основных выступает внесение парадоксальных изменений в современное образование и воспитание с учетом исторических реалий современной цивилизации. Сила подобной динамики, по мнению американского социолога Н. Смелзера, должна быть направлена на «воспитание молодых людей в духе признания культурных ценностей и идеалов, сложившихся в обществе… Благодаря образованию культурные ценности сохраняются и передаются от одного поколения к следующему. В то же время оно способствует социальным изменениям, происходящим в связи с внедрением новых технологических методов и переоценкой существующих знаний» [3, c.552]. Речь идет о необходимости германизации образования и воспитания подрастающего поколения, привлечении молодежи к живому и непосредственному общению, к участию в социокультурных процессах общества, которые, безусловно, открывают благоприятные и широкие возможности для самопознания в рамках межсубъектной коммуникации, имеющей целью обмен знаниями и опытом, культурными ценностями и идеалами. Собственно, в этих ценностных координатах, согласно русскому философу и культурологу М.М. Бахтину, и должен развиваться человек: «Ведь даже свою собственную наружность человек сам не может по-настоящему увидеть и осмыслить её в целом, никакие зеркала и снимки ему не помогут; его подлинную наружность могут увидеть и понять только другие люди, благодаря своей пространственной вненаходимости и благодаря тому, что они другие» [1, 354]. Возможно, это и есть та особенность, которую нужно учитывать при разработке и внедрении новой образовательной парадигмы, обусловленной социокультурными трансформациями, вызванными информационной мощью XXI века.