Статья:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МОЛОДЕЖИ

Конференция: LII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Философия

Выходные данные
Худойназаров О.А. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МОЛОДЕЖИ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(52). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МОЛОДЕЖИ

Худойназаров Олимжон Алижонович
научный соискатель Национального университета Узбекистана, Узбекистан, г. Ташкент

 

FEATURES OF THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES IN YOUTH

 

Olimjon Khudoynazarov

Scientific applicant of National University of Uzbekistan, Uzbekistan, Tashkent

 

Аннотация. В статье рассматривается важность формирования духовно-нравственного облика современной молодежи и значение воспитания, духовности, национальных ценностей в его реализации. Анализируются проявления и негативные последствия информационно-психологических угроз и деструктивных идей, оказывающих негативное влияние на мировоззрение и духовность молодежи.

Abstract. The article discusses the importance of the formation of the spiritual and moral image of modern youth and the importance of education, spirituality, national values ​​in its implementation. The manifestations and negative consequences of information and psychological threats and destructive ideas that have a negative impact on the worldview and spirituality of young people are analyzed.

 

Ключевые слова: молодежь; духовность; образование; воспитание; мировоззрение; ценности; информация; Интернет; информационные угрозы; деструктивные идеи.

Keywords: youth; spirituality; education; upbringing; worldview; values; information; Internet; information threats; destructive ideas.

 

Существуют различные параметры, раскрывающие духовно-нравственный облик современной молодежи. Главным духовно-нравственным критерием является система личных ценностей. Никто не может отрицать, что у каждого поколения свои взгляды. Как известно, существуют социальные, нравственные, абсолютные вечные, общечеловеческие, национальные, материальные, политические, духовные, религиозные, культурно-исторические ценности. В зависимости от ситуации в жизни современной молодежи роль традиционных этноценностей ослабевает. В связи с переоценкой различных социальных и жизненных идеалов увеличивается и брачный возраст.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего молодого поколения - насущная потребность современности. Необходимо координировать воспитание в системе образования на национально-духовной основе. В связи с этим человеческое образование является первой и важнейшей государственной услугой и гражданским долгом человечества. У Платона есть поговорка о том, что «Воспитание детей — важная задача государства». Ведь судьба поколения – это судьба народа в любое время. В зависимости от развития каждого общества этот вопрос решается по-разному. В современной практике важно определить пути формирования нравственно-духовных ценностей у молодежи. Основной целью системы образования является научное и практическое изучение путей развития и формирования общечеловеческих ценностей у молодежи и разработка ее методики. В системе образования превосходство воспитания над обучением, а по сути введение воспитания как компонента воспитания, тесно связано с принципами формирования в человеке духовно-нравственных ценностей, их практического применения.

Поведение человека, его самооценка, нравственные качества формируются на основе духовности. Уровень нравственного сознания человека определяет его поведение и поступки. Это показало актуальность формирования приоритетов духовного обновления в сознании молодежи. Общечеловеческие ценности вечного характера могут быть решены только тогда, когда они находятся в центре воспитательных проблем современного общества. Поэтому будущий учитель должен прежде всего осознать свою высокую духовность и быть примером в применении общечеловеческих ценностей в повседневной жизни. Только тогда он сможет дать духовно-нравственные знания каждому ученику. Как сказал знаменитый Томас Манн, человек, который знает себя и понимает смысл жизни, никогда не может оставаться неизменным.

В сложившейся ситуации обеспечение безопасности информационного и идеологического пространства страны является действительно важным вопросом, и каждый, человек и наше общество должны понимать и действовать в соответствии со своей ответственностью. К сожалению, некоторые молодые люди нашей страны занимают равнодушную и нейтральную позицию в жизни, несмотря на усиление агрессии врагов нашей страны. На самом деле представители этого поколения должны действовать ответственно в защиту национальных интересов государства. «В целях развития информационно-коммуникационных технологий в стране, для привлечения иностранных инвестиций необходимо установить необходимость повышения привлекательности национальных сегментов и среди задач научных исследований в области информационной безопасности и кибербезопасности, организовать испытания экспериментальных проектов, исследований и технологических разработок» [1, с. 22].

Сегодня идеологические свалки, которые занимаются морально-подрывной деятельностью против нас, используют все средства для достижения своих злонамеренных целей, тратя как можно больше денег. При этом используются самые современные методы. Противоречит нашим национальным, нравственным и эстетическим ценностям через различные шоу, развлекательные программы, музыкальные каналы, пропагандирующие ложный принцип космополитизма, направленный на ослабление чувства патриотизма нашего народа, особенно молодежи, посредством информационных выпадов, философии безнравственности, принуждение к внедрению собственных моделей демократии и привлечение их к распространению деструктивных идей. Именно формирование информационной среды, здоровая или нездоровая обстановка в ней оказывает сильное влияние на направленность молодежных групп в положительную или отрицательную сторону. Сегодня, как справедливо заметила Ю.Л. Ёзиева, «...ряд тенденций, возникших в мире, требуют радикальных изменений в различных сферах человеческого общества, обеспечения безопасности информационных систем, применения информационных технологий в образовательном процессе.

Расширение объема информации, технологических возможностей ее хранения, обработки и передачи создает основу для их использования во всех сферах жизни общества. Это, в свою очередь, ставит вопрос об обеспечении безопасности информационных систем в этих сетях, особенно в образовательных процессах. Поэтому особое значение придается совершенствованию технологии защиты обучающихся от угрозы вредоносной информации, а тем самым ограждению обучающихся от различных идеологических воздействий и обеспечению информационной безопасности» [2, с. 5].

При изучении молодежных групп необходимо четко анализировать цели и интересы молодежи, их проблемы, насколько их политическая и социальная направленность соответствует запросам государства. Потому что, имея дело с любой социальной группой, необходимо знать их истинную природу. В целях защиты социальных групп молодежи от информационных атак, недопущения их попадания под идеологическое и духовное влияние необходимо осуществлять направленные на них превентивные и направленные меры. Известно, что существуют специальные информационные инструменты, направленные на непосредственную работу с молодежью. Это включает в себя, исходя из способностей и личностных качеств молодежи, правильное их направление, ориентацию их деятельности на интересы общества и формирование на этой основе положительной психологической среды коллективов. Возрастание и развитие факторов, оказывающих положительное влияние на политический настрой молодежи в процессе бурного развития и интенсивности процесса глобализации – веление времени.

Наша страна, как независимое молодое государство, несмотря на многие материальные и духовные достижения, по-прежнему играет влиятельную роль в развитии информационных технологий. Сопротивление и устойчивость страны к негативным факторам глобализации в процессе принятия общечеловеческих ценностей вызвали определенные трудности. Информационная безопасность, безопасность информационных технологий и компьютерная безопасность - защита и сохранение информационной инфраструктуры от любых злонамеренных действий и доступа к компьютерному оборудованию, в результате которых может быть причинен ущерб самой информации, ее владельцу или хранителю инфраструктуры [4, с.137].

Поэтому информационная безопасность компьютерной техники обеспечивает состояние защищенности информационной среды компьютера, ее формирование, использование и развитие. В связи с этим в рамках СНГ был принят ряд важных отраслевых документов, определяющих цели и принципы межгосударственного сотрудничества. Например, «Соглашение об информационном сотрудничестве государств-участников СНГ в развитии цифрового общества» или «Стратегия информационной безопасности» являются документами сотрудничества, играющими важную роль в обеспечении информационной безопасности в СНГ. Узбекистан является полноправным членом мирового сообщества. Вот почему мы никогда не были в стороне от угроз информационной безопасности. Потому что киберпреступность, угроза информационной безопасности, требует от нас принятия немедленных мер против нее и готовности устранить эту угрозу. Конечно, в связи с этим специалисты соответствующих ведомств должны пройти специальную подготовку и защитить нас от этих угроз. Ш.Н.Тайлакова заявила, что «в ходе исследования уточнялась роль радио в жизни студентов и воспитательные функции радиопередач. Сегодня радиостанции, привлекающие внимание молодежной аудитории, – это, в основном, негосударственные радиоканалы на волне FM. В частности, богатством молодежных программ отличаются передачи таких радиоканалов, как «Аъло FM», «Гранд», «Ориат-доно», «Водий садоси», «Узбегим таронаси», «Максима». Однако отмечается, что на указанных радиоканалах ведущие молодежных программ часто используют диалектные слова и не соблюдают нормы культуры речи. В результате среди молодежи возникают такие негативные ситуации, как подражание радиоведущим, несоблюдение культуры речи, использование сленга» [3, с. 14].

Поэтому XXI век считается веком великих технологий, и исходя из этого распространение даже небольшого кусочка информации осуществляется на незаметном уровне, в быстром темпе. В настоящее время процесс информатизации общества, стремительно развивающийся в технологиях, требует, чтобы специалисты, проходящие обучение в различных учебных заведениях, обладали достаточными знаниями в области компьютерных технологий и использования услуг сети Интернет. Они должны уметь решать практические вопросы, связанные с их специальностью, и приобретать интересующую их информацию, владеть навыками ее хранения и передачи посредством информационных видов, электронных учебных пособий, мультимедийных и дистанционных методов обучения.

 

Список литературы:
1. Бурханов Х.М. Интернет хавфсизлигини таъминлашда миллий сегмент фаолиятининг социологик жиҳатлари. Социология фанлари бўйича фалсафа доктори (PhD) диссертацияси автореферати. – Тошкент, 2021. –Б.22.
2. Ёзиева У.Л. Таълим-тарбия жараёнида ўқувчиларни зарарли ахборотлар таҳдидидан ҳимоя қилишнинг такомиллаштирилган технологияси (бошланғич таълим мисолида). Педагогика фанлари бўйича фалсафа доктори (PhD) диссертацияси автореферати. –Нукус, 2018. –Б.5.
3. Тайлакова Ш.Н. Ўқувчи – ёшлар маънавиятини оммавий ахборот воситалари асосида такомиллаштириш // Педагогика фанлари бўйича фалсафа доктори (PhD) диссертацияси автореферати. – Тошкент, 2018. –Б.14.
4. Ташанов А. Вайронкор ғоялар ва бузғунчи мафкуралар. -Тошкент, Turon zamin ziyo, 2015. –Б. 400.