Статья:

Концепция человеческого поведения во вьетнамском конфуцианстве XVI-XVIII в

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: История философии

Выходные данные
Нгуен В.З. Концепция человеческого поведения во вьетнамском конфуцианстве XVI-XVIII в // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(13). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 47-51.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Концепция человеческого поведения во вьетнамском конфуцианстве XVI-XVIII в

Нгуен Ван Зыонг
аспирант Poссийского Университета Дружбы Народов, РФ, г. Москва

 

CONCEPT OF HUMAN BEHAVIOR IN VIETNAM CONFUCTION XVI-XVIII CENTURIES

 

Nguyen Van Duong

Peoples’ Friendship University of Russia, Russia, Moscow

 

Аннотация. Автор анализирует и разъясняет концепцию поведения человека в феодальном обществе Вьетнама XVI-XVIII в. В этот период человеческая мораль снижалась, поэтому конфуцианские ученые хотели разработать систему норм - концепцию человеческого поведения в которую входили бы принципы (патриотизма, гуманизма, справедливости, верности). Это было необходимо для восстановления моральных норм поведения человека, чтобы все люди могли жить в гармонии. В частности, патриотизм считался ведущим, отличительным качеством Вьетнамского общества в этот период.

Abstract. The author analyzes and explains the concept of human behavior in the feudal society of Vietnam XVI-XVIII century. During this period, human morality declined, therefore, Confucian scientists wanted to develop a system of norms - a concept of human behavior that included principles (patriotism, humanism, justice, fidelity). It was necessary to restore the moral standards of human behavior so that all people could live in harmony. In particular, patriotism was considered the leading, distinctive quality of Vietnamese society in this period.

 

Ключевые слова: верность; справедливость; добро; зло; нравственность; конфуцианство; феодализм; мораль; патриотизм.

Keyword: faithfulness; justice; good; evil; morality; Confucianism; feudalism; morality; patriotism.

 

1. Понятие «человеческое поведение»

Конфуцианские мыслители и исследователи конфуцианства обычно используют понятие человеческое поведение (вьет. «đạo làm người»), указывая на моральные нормы, регулирующие поведение человека, четко обозначающие ответственность и права каждого человека в отношениях с другими людьми, как в семье, так и в масштабах всего общества. В статье «Конфуцианская концепция человеческого поведения, Нгуен Тхи Тхо утверждает: «Человеческое поведение понимается как политический принцип, как нормы морали и этики, нравственные принципы управления государством и пове­дением человека.... Это жизненная концепция, понятие о правильной, чистой жизни в соответствии со здравым смыслом» [4, c. 47-53].

В эпоху Ли - Чан (XI- XIV в.) конфуцианские мыслители неотступно размышляли о человеческом поведении - общечеловеческом нравственном законе. При этом они считали «верность» (вьет. «Trung» - Чунг) и «справедливость» (долг; вьет. «nghĩa» - Нгиа) основой формирования человека и власти. Ученый-конфуцианец Чан Нгуен Дан (1325- 1390) считал, «что при назначении чиновников «в первую очередь надо смотреть на их верность и справедливость, и только потом оценивать их литературные знания и способности» [7, c. 174]. К началу эпохи раних Ле в XV в. идеологи того времени считали «умиротворение народа» (вьет. «andân») ведущей основой нравственного закона, интересы народа, его обеспеченная жизнь, его счастье – нормами человеческого поведения. Нгуен Чай (1380–1442), выдающийся мыслитель того периода подчеркивал необходимость выступать против тирании, жадности и жестокости, чтобы вернуть народу спокойствие и благополучие: «уничтожьте тиранию, искорените жадность и насилие / будет гуманность, будет разум, будут герои» (вьет. «trừ độctrừthamtrừbạongược / Có nhân, có trí, có anhhùng») [5, c. 946].

Конфуцианцы следующего исторического периода XVI-XVIII в. уделяли большое внимание понятию человеческое поведение, поскольку этот вопрос рассматривался как важное условие, основа для обеспечения социально-политической стабильности и построения процветающего общества. Основным содержанием нравственного закона в XVI-XVIII в. были патриотизм, человеколюбие, справедливость, мудрость, глубокая гуманистическая мысль. Это было существенным отличием конфуцианской концепции человеческого поведения того периода по сравнению с предыдущими периодами истории.

2. Патриотизм – наиболее важная черта человеческого поведения

В неспокойной ситуации, царившей в обществе в XVI-XVIII в., нравственность и духовность все больше падали. Насущным требованием стала разработка нравственных норм человека, и прежде всего человек должен обладать таким качеством как патриотизм и руководствоваться патриотизмом в строительстве страны. Это считалось высшей добродетелью общечеловеческого нравственного закона.

Идеологи XVI-XVIII в. очень высоко ставили патриотизм и придавали ему огромную важность. Нгуен Бинь Кхием (1491 – 1585), известный конфуцианский ученый XVI в., был большим патриотом и глубоко сочувствовал народу. Он был готов отдать весь свой талант, всю свою мудрость на благо страны, посвящал все свои мысли стремлению построить спокойное, мирное, процветающее общество. Сострадая народу, Нгуен Бинь Кхием был готов сделать все возможное, чтобы обеспечить его мирное и счастливое существование. Исходя из представления о том, что родина является общей для всех, он придавал важное значение патриотическому воспитанию. Он укорял самого себя: «Голова уже седа, а я еще не отдал долг стране» [8, c. 215]. Поэтому Нгуен Бинь Кхием, будучи конфуцианским чиновником в отставке, патриотом, чувствовал ответственность за народ и горел страстным желанием, чтобы народ спокойно, сыто и счастливо жил в процветающей, мирной, не знающей войн стране. В обществе должен быть мудрый император и добрые подданные, а не жестокий и беспомощный правитель и чиновники, сеющие беспокойство и смуту. Это также должно быть общество с высоконравственным обликом, в котором честные граждане искренни и учтивы друг с другом. Как мы видим, патриотизм и сострадание народу у Нгуен Бинь Кхиема не выражались в действиях, как у Нгуен Чая, не были такими торжественно окрашенными и бурными, как у его предшественников, но в определенных аспектах были более глубокими. Его любовь к родине и своему народу также стали яркой особенностью мейнстрима национальной мысли.

Конфуцианец Нго Тхи Ням, живший в XVII-XVIII в., считался деятельным мыслителем. Поэтому он оставил после себя не только свое дело и свои мысли, но и яркий пример нравственности и серьезный урок человеческого поведения. Идеи Нго Тхи Няма очень последовательны, «Тем, что придавало эту последовательность, и был как раз патриотизм и любовь к народу, стремление ответить на самые настоятельные требования времени о социальных реформах… Его идейный путь типичен для патриотически настроенного интеллигента, путь неустанного поиска великих истин жизни» [1, c. 86]. Национальный дух, патриотизм, любовь к народу эти чувства постоянно жили в его душе. И в тот период, когда он был чиновником при дворе правителей династии Ле – Чинь, или позже, когда он стал сподвижником Тэйшонов (1778 - 1802), патриотический дух, горячая симпатия к народу, ответственное сознание неизменно заставляли его ставить инте­ресы страны выше личных. До самого конца своей жизни Нго Тхи Ням мог гордиться, признаваясь самому себе: «Все свои скромные способности я отдавал стране, без устали странствовал, не взирая на тяготы» [2, c. 552]. Движимый патриотизмом и любовью, Нго Тхи Ням всегда переживал за результаты работы, самозабвенно погружался в работу с радостью, перекрывавшей печаль: «Удел образованного человека – выполнять приказы императора, и поэтому в радости забываешь печаль» [9, c. 173].

Нго Тхи Ням питал, что в обязанность входит спасение народа и проведение политики его умиротворения. Он говорил о беспокойстве за страну и сострадании народу с глубоким пониманием и чувством, в чем четко проявлялась его этическая мысль: «Любовь к родине и к народу всегда чиста и светла, словно диск луны, отражающийся на дне воды... В опасные времена волнуйся о стране до самых седых волос» [6, c. 128].

Очевидно, что для Нго Тхи Няма патриотизм являлся основным, наиболее существенным нравственным качеством человеческого поведения. Можно считать это основной этической концепцией Нго Тхи Няма. Этот особый взгляд присущий Нго Тхи Няму. Редко кто обсуждал эту проблему так же четко, как он. С точки зрения Нго Тхи Няма нравственность – это патриотизм, а патриотизм – это недопущение объединения с врагом и гуманностью к народу. Он четко указывал: «Небо укрывает всё, поэтому святые изначально следовали воле неба, устанавливая правила и следуя велению сердца; однако в отношении врага, решительно невозможно иметь с врагом одно небо над головой» [3, c. 592].

На патриотическое мышление Нго Тхи Няма большое влияние оказала концепция «государь – подданные», все его поступки и помыслы соответствовали понятию верность и «почтительность» (вьет. «hiếu»). Он писал: «Ныне смотрю основы учения, чтобы узнать дао, то, что является дверью к высшему закону. Дао вовсе ничем не отличается от верности и почтительности - и всё» [3, c. 12].

Таким образом, в XVI-XVIII в. конфуцианство оказывало определенное влияние на концепцию человеческого поведения во вьетнамском обществе того времени. Конфуцианцы того времени восприняли положительные ценности конфуцианского учения, обогатив свою концепцию об общечеловеческом нравственном законе. В результате этого, понятия о патриотизме в определенной степени оторвались от жестких рамок конфуцианства и приобрели более практическое значение, связанное со стабильностью в стране, формированием человека, несущего собственный колорит вьетнамской нации.

 

Список литературы:
1. Нго Тхи Ням. Избранные сочинения. В 6-х тт. Т. 1. Май Куок Лиен (гл. Ред). Ханой: Изд-во «Литература», 2001/ на вьетнамском языке.
2. Нго Тхи Ням. Избранные сочинения. В 6-х тт. Т.2. Май Куок Лиен (гл. Ред). Ханой: Изд-во «Литература», 2001/ на вьетнамском языке.
3. Нго Тхи Ням. Избранные сочинения. В 6-х тт. Т.6. Май Куок Лиен (гл. Ред). Ханой: Изд-во «Литература», 2002 / на вьетнамском языке.
4. Нгуен Тхи Тхо. Понятия конфуцианства о человеческой нравственности. // Философия, № 4, 2011. С. 47-53/ на вьетнамском языке.
5. Нгуен Чая. Полное собрание сочинений. В 3- х тт. Т.3. Под ред. Май Куок Лиен. Ханой: Изд-во «Литература», 2000 / на вьетнамском языке.
6. Об авторе Нгуен Бинь Кхиема. Хай Фонг: (Литературный институт). Изд во «Хай Фонг» / навьетнамском языке.
7. Поэзия и проза династий Ли и Чан. В 3-х тт. Т. 3. Ханой: Изд-во «Общественные науки», 1978/ на вьетнамском языке.
8. Поэзия Нгуен Бинь Кхиема. Под ред. Динь Зя Кхань. Ханой: Изд-во «Литература», 1983/ на вьетнамском языке.
9. Собрание стихов Нго Тхи Няма. В 2-х тт. Т.2. Под ред. Као Суан Хюи, Тхать Кан. Ханой: Изд-во «Общественные науки», 1978/ на вьетнамском языке.