Статья:

Философия в эпоху цифровых технологий

Конференция: XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Философия науки и техники

Выходные данные
Мартьянова Е.Г., Чеснова Е.Н. Философия в эпоху цифровых технологий // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XLVI междунар. науч.-практ. конф. — № 11(46). — М., Изд. «МЦНО», 2020.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Философия в эпоху цифровых технологий

Мартьянова Елена Георгиевна
канд. филос. наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории по социологии, культурному туризму и прикладной этике при кафедре философии и культурологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Чеснова Елена Николаевна
канд. филос. наук, доцент кафедры философии и культурологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

PHILOSOPHY IN THE AGE OF DIGITAL TECHNOLOGY

 

Elena Martyanova

Candidate of Philosophy, Senior Research Fellow Research Laboratory for Sociology, Cultural Tourism and Applied Ethics at the Department of Philosophy and Cultural Studies, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Russia, Tula

Elena Chesnova

Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy and Cultural Studies, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Russia, Tula

 

Аннотация. Статья посвящена трансформации философии, сферы ее проблематики в условиях развития цифровых технологий, информационно-коммуникативных технологий. Показана специфика цифровизации гуманитарных дисциплин, примеры результата цифровизации. Обращено внимание на проблемы информации, цифровизации, искусственного сознания, интеллекта в сфере философии, представлены идейные представители цифровой гуманитаристики, цифровой философии, философии информации.

Abstract. The article is devoted to the transformation of philosophy, the sphere of its problems in the context of the development of digital technologies, information and communication technologies. The specifics of digitalization of humanitarian disciplines are shown, examples of the result of digitalization. Attention is paid to the problems of information, digitalization, artificial consciousness, intelligence in the field of philosophy, the ideological representatives of digital humanities, digital philosophy, information philosophy are presented.

 

Ключевые слова: цифровизация; информация; искусственное сознание; интеллект; цифровая гуманитаристика; цифровая философия; философия информации.

Keywords: digitalization; information; artificial consciousness; intelligence; digital humanities; digital philosophy; information philosophy.

 

В гуманитарных науках в последнее десятилетие появилось множество прикладных задач, для реализации которых необходимы знания из точных, технических, естественнонаучных, компьютерных наук. А также нужны знания и навыки работы в сфере цифровых, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), работа с мультимедийным оборудованием. Развитие компьютерных наук и цифровых технологий кардинальным образом изменили научное пространство и образовательный процесс в средних и высших учебных заведениях. Во-первых, наличие компьютера (в первую очередь персонального) и сети Интернет сделало возможным хранить и обрабатывать огромные массивы данных, сортировать и анализировать их по различным алгоритмам и параметрам, следствием чего является усовершенствование анализа данных, их структурирование и доступ к информации, ее трансформация в цифровую среду. Во-вторых, стали возможны научно-исследовательские и образовательные проекты, которые технически раньше не могли быть реализованы: текстовые базы данных, электронные библиотеки, программы для проверки орфографии, онлайн-переводчики, системы проверки текстов на наличие заимствований из сетевых источников (программы формата: «Антиплагиат»), оцифровка научного, культурного и т.д. наследия, онлайн курсы, электронная оболочка MOODLE и многое другое. В сфере образования, например, стало возможно «оцифровывание» таких гуманитарных дисциплин как «Философия», «Религиоведение», «Культурология», «Этика» и др. А.Ю. Володин справедливо утверждает, что «цифровой переход» в гуманитарных дисциплинах уже состоялся, а оцифровка стала важной ежедневной практикой ремесла гуманитария: «По сути, любое гуманитарное исследование сегодня (преподавание гуманитарной дисциплины – курсив наш Е.М., Е.Ч.) основано на спонтанно или систематической, выборочно или сплошной оцифровке документов и объектов культурно-исторического наследия» [1]. Более отчетливо мы это можем наблюдать в настоящее время. А именно в условиях дистанционного обучения в результате пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, когда реализация учебных дисциплин осуществляется  только при помощи цифровых технологий и мультимедийных устройств. Это позволяет нам сделать вывод о том, что цифровые технологии существенно расширяют гуманитарные «изыскания» как в научно-исследовательской, так и в образовательной деятельности, формируют так называемую электронную культуру, информационные моральные дилеммы. Прецеденты в рамках реализации гуманитарных наук в цифровой среде, складывающиеся типы коммуникации, этикет, специфика применения развивающихся информационных технологий  служат проблемным материалом для информационной этики, компьютерной этики, философии информации. Результат развития цифровых технологий, их возрастающего влияния на процессы познания и различные сферы жизни породили цифровое гуманитарное знание, целое направление цифровая гуманитаристика или цифровые гуманитарные науки (Digital Humanities), позволяющие рассматривать гуманитарные науки сквозь призму цифровых технологий. «Это направление исследований, отмечает Э.К. Погорский, – носит трансдисциплинарный характер и базируется на методологии традиционных гуманитарных наук, включая историю, философию, лингвистику, литературу, искусство, археологию, культуру, музыку, социальные науки, а также методологию и логику исследований естественного профиля, таких как информатика, статистика, компьютерный анализ, машинное обучение» [5]. Область практического применения цифровой гуманитаристики связана «с кодированием и декодированием текстовых источников, конструированием географических информационных систем, лексикометрией, оцифровкой культурного, научного и технического наследия, картографией Интернета, добычей данных, архивами аудиозаписей, цифровым и мультимедийным искусством» [2; 5]. Цифровая гуманитаристика раскрывается как междисциплинарная деятельность инновационного характера. Инноватика гуманитарнистики это продукт конвергенции наук и технологий, их кооперации.

В таком гуманитарном знании как философия исследование информации, ее основ, природы, динамики появления, распространения, использования, изучения в том числе и со стороны естественных наук, применение вычислительных методов, метода теории информации к проблемам в сфере философии относятся к устоявшейся отрасли философии «Философия информации». Как отдельная институция с данным современным названием (введено Лучано Флориди) отрасль сформировалась в конце XX века. На более ранних этапах использовался термин «Философия искусственного интеллекта», в рамках которой исследование проблематики прослеживается с работ 1930-х годов Алана Мэтисона Тьюринга (его идеи и достижения остаются актуальными и востребованными до сих пор). Влиятельный итальянский мыслитель в области философии техники, этики, внесший значительный вклад в становление и развитие философии информации и  информационной этики Л.Флориди считает фундаментальным понятием «информацию», которое ставит в один ряд с такими понятиями  «жизнь», «знание», «добро», «зло», причем он считает, что данный ряд фундаментальных понятий может быть выражен именно через само понятие «информации». Л. Флориди говорит о том, что цифровые ИКТ определяют жизнь и деятельность, самосознание современного человека [См. подробно: 7]. Можно констатировать идейный поворот когнитивной установки человека на информацию как основу мировоззрения, самосознания, реализуемой системы ценностей, нравственных идеалов, определяющую также и специфику коммуникации людей между друг другом, окружающим миром. Информация на современном этапе собирается, хранится, передается через цифру, оцифровывается. Цифровизация информации приводит к появлению в научной среде такого понятия как «цифровая философия» (Digital philosophy), представляющая собой не что иное, как одно из направлений Digital Humanities, позволяющее эффективно использовать цифровые технологии для работы с электронными базами данных, программами, системами и т. д. при решении и изучении сложной философской проблематики.  Как  отмечает А. В. Макулин, понятие «Digital philosophy» имеет два смысловых оттенка. С одной стороны, цифровая философия представляет собой «направление в философии и космологии, отделившееся от цифровой физики» [3], одно из направлений цифровой физики – панкомпьютационализма (от. англ. pancomputationalism – всеобщая вычислимость). Ключевая идея панкомпьютационализма – все физические процессы природы представляют собой формы вычислений или обработки информации на самом фундаментальном уровне реальности. Иными словами, Вселенная может быть представлена как вычислительная машина, вычислительное пространство или как сеть вычислительных процессов, вычисляющая из своего текущего состояния следующее на основании фундаментальных физических законов. Среди сторонников данного направления: Эдвард Фредкин (автор терминов «цифровая философия» и «цифровая физика»), Конрад Эрнст Отто Зузе (Цузе; ввел термин «компьютерный социализм»), Стивен Вольфрам (считает, что научная философия и ее методы применимы в простых программах, точных, естественных науках; сторонник нового метода – сочетания экспериментальных и теоретических методов в исследовании), Руди Ракер (Рюкер, развивает идеи о технологическом, компьютерном мироздании, увлечение компьютерами определяет как своего рода наркотическое увлечение, обращается к проблемам взаимоотношений роботов и людей), Грегори Чейтин (среди научных интересов также имеются исследования в области метафизики и философии математики, в последних трудах стоит на позиции цифровой философии, сторонник квазиэмпирической методологии), Сет Ллойд (Вселенная – большой квантовый компьютер, работает как огромная космическая программа) и Паола Зицци (Вселенная – суперкомпьютер, ее можно вычислить, так как она является информацией). Кроме того, существуют варианты цифровой философии, которые рассматривают акты мышления и действительность как процессы обработки информации. Среди зарубежных и отечественных ученых, которые внесли значительный вклад в развитие данного направления, можно назвать такие имена как А. М. Тьюринг, Р. Аксельрод (отстаивает идею эволюции сотрудничества, предпочтительности в долгосрочных действиях альтруизма как выигрышной стратегии), Дж.Р. Серл (Сёрл, ведущий специалист по философии искусственного интеллекта, философии сознания в области проблем искусственного сознания), С. Рапер, Б. Грифен, В. О. Лобовиков (философские знания в искусственных интеллектуальных системах, применение математических вычислений, логики в философии и религии, исследует «математическую теологию» философов), Д.В. Галкин (исследования в области цифровой культуры, искусственной жизни, виртуалистики, философии искусственного интеллекта, компьютерного обеспечения философских исследований, взаимодействия искусства и технологий)  и др. [3]. С другой стороны, понятие «цифровая философия» может быть использовано как «некий маркер для обозначения фактов приложения программного обеспечения (использование цифровых технологий – курсив наш Е.М., Е.Ч.) для преподавания, анализа или моделирования классических проблем философии (или целого курса «Философия» - курсив наш Е.М., Е.Ч.)» [3]. В сфере образования мы можем наблюдать, например,  активное использование цифровых технологий в рамках преподавания не только курса «Философия»,  но и ряда других гуманитарных дисциплин. Это такие цифровые образовательные технологии как система видеоконференций Zoom, WhatsApp, Google Meet, Mirapolis, технологии MOODLE, онлайн курсы, «система управления курсом», «игрофикация (геймификация)» и др. [4; 6]. Данные технологии позволяют с помощью мультимедийных средств и соответствующего программного обеспечения проектировать и корректировать онлайн курсы, контенты, интернет ресурсы для обучения, проверки освоения материала, тестирования, сдачи экзамена, формирования компетенций и т.д. Это говорит о том, что произошло «оцифровывание» курса «Философия», его перевод в цифровой формат. Примером такой цифровизации философии, созданием философского цифрового продукта является онлайн-курс по дисциплине «Философия» профессорско-преподавательским составом кафедры философии и культурологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого в MOODLE. Курс ориентирован на изучении классических проблем философии посредством освоения «таких разделов философского знания как: «Введение в философию», «Введение в историю философии», «Фундаментальные проблемы Античной философии», «Философия эпохи Средневековья», «Философия эпохи Нового времени», «Философская антропология», «Гносеология», «Онтология», «Социальная философия», «Философия права», «Философия истории», «Философия культуры», «Нравственная философия», «Философия образования и воспитания», «Философия религии», «Философия науки» и т.д.» [8, с. 410]. Важное место в этом отношении так же занимает перевод в цифровой формат философской литературы. Философская проблематика, ее систематизация и функционирование осуществляется по законам информационных систем, цифровой передачи.

 

Список литературы:
1. Володин А. Ю. Digital Humanities (цифровые гуманитарные науки): в поисках самоопределения [Электронный ресурс] // Вестник Пермского университета. Серия «История». – 2014. – № 3 (26). – С. 5–12. https://istina.msu.ru/publications/article/7041497/ (дата обращения: 12.11.2020).
2. Дакос П.М. Манифест Digital Humanities [Электронный ресурс] // ThatCamp Paris. URL: http://tcp.hypotheses.org/501 (дата обращения: 18.10.2014).
3. Макулин А.В. Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере и цифровая философия  [Электронный ресурс] // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – №2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnye-sistemy-v-gumanitarnoy-sfere-i-tsifrovaya-filosofiya (дата обращения: 11.11.2020).
4. Петрова Н. П., Бондарева Г. А. Цифровизация и цифровые технологии в образовании [Электронный ресурс] // МНКО. – 2019. – №5 (78). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-i-tsifrovye-tehnologii-v-obrazovanii (дата обращения: 07.11.2020).
5. Погорский Э. К. Особенности цифровых гуманитарных наук [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». – 2014. – № 5 (сентябрь — октябрь). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/5/Pogorskiy_Digital-Humanities/ (дата обращения: 09.11.2020).
6. Путимцева К. М. Информационные технологии в дистанционном обучении [Электронный ресурс] // Наука, техника и образование. 2016. №8 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-distantsionnom-obuchenii-2 (дата обращения: 06.11.2020).
7. Хлебников Г. В., Флориди Л. 4-я революция. Как инфосфера видоизменяет человеческую реальность. Реферат [Электронный ресурс] // МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин. 2018. – №8. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/l-floridi-4-ya-revolyutsiya-kak-infosfera-vidoizmenyaet-chelovecheskuyu-realnost-referat (дата обращения: 12.11.2020).
8. Чеснова Е. Н., Мартьянова Е. Г. Специфика проектирования онлайн-курсов по дисциплине «Философия» в рамках реализации ФГОС ВО 3++ // Разработка учебно-методического обеспечения для внедрения инновационных методов обучения при реализации ФГОС ВО 3++. Материалы XLVI научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; Под общей редакцией В. А. Панина. 2019. С. 408-411.