Статья:

Философия инноваций

Конференция: V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Философия

Выходные данные
Пахомова Э.А. Философия инноваций // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам V междунар. науч.-практ. конф. — № 4(5). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 74-77.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Философия инноваций

Пахомова Элина Александровна
студент, Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, МГТУ, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Все чаще и чаще говорят об инновациях и инновационном развитии, что слово «инновация» уже постоянно на слуху и в обиходе. Однако, что по своей сути предполагают инновации и как следует трактовать это понятие рассматривается в данной статье.

Ключевые слова: инновация, новшество, идея, изменения, нововведение, рост эффективности, усовершенствование.

 

В современном мире все чаще и чаще говорят об инновациях. Об инновациях в технологиях, об инновациях в менеджменте, маркетинге, в целом о влиянии инноваций на экономику, и что она должна быть именно инновационной, чтобы быть конкурентоспособной.

При этом также часто рассуждают о том, что инновации играют важную роль для общества, что именно благодаря инновациям улучшаются социальные условия, жизнь человека упрощается, так как возникает множество дополнительных приборов, техники и т.д., которые упрощают жизнь человека и по своей сути являются инновационными.

Но переход от одних технологий к другим всегда непрерывно происходил и происходит, выпускались и выпускаются новые товары и услуги, придумывается что-то, что необходимо человеку в различных сферах. Но об инновациях в последнее время говорят все более и более активно. Что же именно представляют собой инновации, в чем их философия и как отличить инновацию от чего-то другого? Именно в этом мы и постараемся разобраться.

Инноваация (от англ. innovation) – это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком [1]. То есть, говоря об инновации, мы обычно подразумеваем какую-либо идею по усовершенствованию чего-то, увеличению эффективности выполняемых действий и процессов и т.д., при этом подобная идея обычно коммерциализирована и имеет уже свое распространение на рынке, необходима и воспринята им.

Говоря о восприятии инноваций рынком, следует сказать о том, что то, чтобы инновация была востребована – необходим пункт ее внедрения, так как, если же это будет просто какая-либо идея, новинка, но при этом в ее применении и использовании не будет нужды, не будет спроса со стороны потребителей и т.д., то это будет значить то, что предложенная идея не является по своей сущности улучшением. Таким образом, нет основания говорить об усовершенствовании и росте эффективности, а тогда и воплощение не будет являться инновацией.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» [3]. Интересно то, что в части источников определение инновации приводится через запятую с определением нововведение, часть же источников говорят о принципиальном различии инновации и нововведении. То есть если говорить о дословном переводе и опоре на него, инновация и нововведение на русском языке – это одно и то же. Однако, ряд специалистов имеет отличное мнение.

Они подчеркивают, что как раз-таки просто нововведение не является само по себе инновацией. То есть если мы берем какое-либо новшество, вводим его, но оно не получает должного распространения, признания и восприятия, то инновацией оно являться не будет.

Но при этом говоря об инновациях глобально: о внедрении инноваций во все сферы и различным образом, следует понимать, что должно быть какое-либо государственное регулирование, иначе развитие может быть непоследовательным, или же ряд значимых идей могут так и не получить своего логического завершения и осуществления, поэтому «вопросы инноватики из сугубо научных превращаются сегодня в конкретные государственные задачи» [2].

То, что вопрос инноваций в России на данный момент является одним из приоритетных подтверждает и то, что разработана «Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года». В ней говорится о том, что необходимо переориентирование экономики в инновационное русло, в том числе путем кадрового развития в различных сферах.

Таким образом – есть инновации. Тогда, если инновации, исходя из предлагаемых во многих источниках определений и исходя из государственных положений, так тесно связаны с экономикой, следует ли говорить, что инновации – это изменения, происходящие именно в экономике? Нет. По своей сути инновации предполагают экономическое развитие, однако это развитие происходит за счет того, что развиваются различные сферы, состояние которых влияет в целом на экономику. То есть инновации – это изменения, направленные на усовершенствования и повышение эффективности ряда процессов, происходящих в различных сферах.

Итак, инновации распространены в различных сферах, и говорим об инновациях мы постоянно. При этом корни инновационной философии уходят в классическую философскую теорию, основоположниками которой являются Платон и Аристотель. Идеи Платона и модели Аристотеля являются основой древней философии, касающейся как в общем науки так и философии инноваций.

Аристотель выступал за бытие как «некую живую субстанцию, которая характеризуется четырьмя основными условиями: материя, форма, причина, цель» [5]. По сути, и правда без определенной причины не возникает что-либо, если это не имеет конкретную цель, то не подразумевает под собой практической пользы, если же оно не реализовано и не представляет собой что-либо конкретное – то достижение цели невозможно, соответственно, тогда инновации не происходит – так как не происходит никаких изменений и преобразований, направленных на усовершенствования.

В представлении Платона «мир - это сочетание ощутимого мира вещей и невидимого мира идей» [5]. То есть говоря о мире и об инновациях, следует говорить именно о сочетании идейной и материальной составляющих. То есть невозможно что-то материализовать, если нечего материализовывать, если нет никакой основы для реализации, представления о том, что и как можно сделать и усовершенствовать в том числе, то есть какой-то предмет, который не имеет в своей реализации конкретный замысел – идею, не может быть инновационным. Однако, если есть идея, но нет ее материализации – это также бессмысленно, так как для нас это не будет представлять какой-либо ценности ввиду того, что мы никаким образом не можем это применить.

Говоря об ощутимом мире вещей по Платону, хочется подчеркнуть то, что по сути в данном случае под «вещью» следует понимать конкретный продукт – то есть как товар, так и услуги, различные процессы, направленные на рост эффективности, так как несмотря на то, что мы не может ощутить их в тактильном смысле, мы ощущаем конкретный эффект от их использования, применения, реализации.

Таким образом, говоря об инновациях, следует говорить о конкретных преобразованиях, направленных на усовершенствование чего-либо, которые имеют определенную цель, востребованность обществом (на рынке) и результат. Философия инноваций заключается в том, что инновации должны представлять собой идею, воплощенную в жизнь, и имеющую положительный эффект от своей реализации.

 

Список литературы:
1. Инновация // Академик – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/152267 (дата обращения: 26.06.2017).
2. Кузнецова О.Д. Инновации, инновации / О.Д. Кузнецова // Власть. – 2008. – № 3. – C. 104.
3. Никитин Э.М. Ещё раз про «инновацию» / Э.М. Никитин // Методист. – 2013. – № 10. – С. 2. 
4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ac.gov.ru/projects/public-projects/04840.html (дата обращения: 26.06.2017).
5. Философия инноваций // repetitora.com – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://repetitora.com/filosofiya-innovacij (дата обращения: 26.06.2017).