Статья:

Взаимосвязь религии и проявление гуманизма

Конференция: XXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Философия религии и религиоведение

Выходные данные
Леперт М.В., Бритиков М.И., Калитюк И.В. Взаимосвязь религии и проявление гуманизма // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 8(32). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 15-19.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Взаимосвязь религии и проявление гуманизма

Леперт Михаил Владимирович
магистрант, Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана, РФ, г. Москва
Бритиков Максим Игоревич
магистрант, Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана, РФ, г. Москва
Калитюк Илья Викторович
магистрант, Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В данной работе будет рассмотрен Экзистенциальный вызов «Взаимосвязь религии и проявление гуманизма», который, по мнению авторов, является наиболее актуальным в контексте развития общественных формаций и деформации культурно-религиозных связей.

 

Ключевые слова: религия; глобализация; гуманизм; теория секуляризационного развития.

 

Религия охватывает многие сферы жизни общества и каждого отдельного индивида. Она, в тех или иных своих проявлениях (древние писания, фольклорные предания и т.д.), с раннего возраста формирует понятие человечности, восприятия гуманистического начала как такового, имеет целью выражение собственной сущности без причинения вреда, нарушения общественного уклада, воспитывает послушание, искореняет животные деструктивные инстинкты.

По своей сущности религия представляет собой тип особого общественного сознания, воли и бытия.

Выражая веру человека в паронормальное, сверхъестественное, теологическое (как монотеические, так и политеические теории) начало, общественными маркерами религии являются те или иные привычные правила поведения: моральные, правовые и строго религиозные.

Также, религия определена как коллективное, групповое верование.

Характеризуя бытие общества, религия проявляет себя в виде системы обрядов и религиозных действий (поста, молитв и т. д.)

Благо послушное поведение является одной из основных социальных детерминирующих характеристик участника общественных отношений, а единство культуры влечет за собой выявление ментальных общностей, сплачая группы лиц в соответствии с принадлежностью к той или иной религии.

Вариативность и относительная свобода выбора религиозной группы дает человеку возможности для самоопределения, установления признаков, ограничений, запретов (параметры массовой культуры) и культовых обрядов рассматриваемой веры.

Но так ли естественно человеческая натура принимает религиозные постулаты, следует теологическим установкам и способна ли религия дать ответы на основные экзистенциальные вопросы современности?

На всем протяжении становления и развития общества религия, как один из признаков, сопутствующих цивилизованному обществу остается одним из детерминирующих факторов, оказывающих влияние на общее мировоззрение и жизненную позицию приверженцев того или иного вероисповедания, на общество.

Религиозные верования до сих пор превалируют, так как согласно опросам, проведенным американским институтом Гэллапа, в начале XXI века более 90% людей верили в наличие Бога или высших сил, причем количество верующих людей в процентном отношении было схожим как в странах со слабо развитой экономикой и низким уровнем жизни, так и в высокоразвитых государствах [1].

Таким образом, теория секуляризационного развития человечества не является полностью достоверной, а лишь выявляет потребность взаимного учета и разделения «по весам» наиболее значимых факторов, определяющих векторы развития общественного регулирования.

Глобализация затрагивает и религиозную сферу, и потому в мировом сообществе все больший вес обретают мировые религии, а этнологически сформировавшиеся течения иссякают, уменьшается число адептов.

Примером того является население африканских стран, религиозные принадлежности которых в настоящее время отходят от исконных, аутентичных традиций; большая часть людей выбирает в качестве основной религии мусульманство и христианство.

К наиболее распространённым мировым религиям относятся христианство, ислам, буддизм, индуизм, иудаизм, даосизм, сикхизм и иные вероисповедания.   

Рассматривая вопрос о взаимодействии современных религий с понятием гуманизма, следует обратиться к определению изучаемого термина.

Впервые его упоминает американский исследователь Уоррен Аллен Смит в своей студенческой работе «Классификация гуманистических воззрений».

Гуманизм определяется как «человечность» и описывается как структурная иерархия общества, комплексная система, где за основу и в качестве высшей ценности принимается жизнь человека, все материальные и нематериальные ценности, напротив, имеют меньшее значение.

Используя менее ценный ресурс, главной целью назначается достижение максимальной степени комфорта и безопасности существования индивида.

При такой жизненной позиции определяющим фактором является то, что каждый человек имеет право в свободной форме определить смысл и форму своей жизни.

В таком случае, гуманизм является некоторой противоположностью религии, отказывается от теистического представления, не принимает «сверхъестественное» представление о реальности мира.

Таким образом, на лицо – граничное положение с действующими и господствующими мировыми религиями.

Религия не однозначно соотносится с гуманизмом: понятие гуманности, в привязке к отдельным личностям, не исключает того, что религиозная концепция несовместима с гуманистической философией.

Первым и основным фактором их разделения является классическое дробление общества согласно религиозным традициям: люди приверженные и люди «неверные», не посвященные.

Такое разделение в детальном рассмотрении также отражается на правах и отношениях к людям одной из названных групп, что уже само по себе противоречит гуманности в ее основах равноправия.

Также, некоторые религии разделяют права по гендерному признаку, уничижая тех или иных по их физиологическим характеристикам: гуманизм же, напротив, изначально положителен к каждому социальному элементу; гуманистическая философия – осознанная установка на человечность без границ.

Приверженец гуманизма осмысляет человечность как фундаментальную ценность, независимо от своей сословной или иной групповой принадлежности. Гуманизм также базируется на конкретизации личности, представляя каждого индивида отдельным, уникальным (как только речь заходит о религии, понятие уникальности исчезает: речь идет об общности, массовом характере обрядов и иных действий, необходимости осуществления служб, унификации внешнего облика и прочего «насилия» над самобытностью личности).

Вторым отличительным признаком является то, что приверженец веры имеет несколько зависимое положение, ставит над собой нечто верховное, не досягаемое.

Человек-гуманист лишается таких рамок – он видит высшей ценностью человека, ознаменовывая его самостоятельность, самодостаточность, свободу; зависимость определяется лишь условиями и средой обитания, ограничивается обожествление личности (что также в некой мере коррелирует с религией).

В трудах (письменные носители, электронные и иные источники) адептов религий частое употребление находят словосочетания «религиозный гуманизм», «христианский, исламский и т. п. гуманизм».

Неуместное употребление объясняется отсутствием знаний, непониманием значения стоящей за этим терминологии: гуманизм является неделимым как для представителей религии, так и для не посвященных в нее людей.

Эта неделимость объясняется простым примером по установлению «ограничений гуманности».

Так, человек, относящийся к религии, может совершить бесчеловечный поступок, ориентируясь на заповеди и традиции поклонения, верования в то или иное божество.

Не приверженный к вере индивид также способен на такой поступок – виной тому простейшие нужды, охарактеризованные в «Пирамиде потребностей» Абрахама Маслоу, а также давление со стороны других индивидов, их групп и объединений, всего общества в целом (политический строй, раса и т.д.).

Исходя из всего вышеперечисленного, прослеживается следующее: значение религии относительно понятия «гуманизм» минимально, так как именно поведение по отношению к окружающим и среде конкретного индивида, а также осмысленность этого процесса, характеризует человечность.

 

Список литературы:
1. Религия в современном мире и в современном обществе [Электронный ресурс]: – Электрон. каталог – 2016. – режим доступа к каталогу: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/religiya-v-sovremennom-mire-i-v-sovremennom-obshchestve; (дата обращения: 07.09.2019).
2. Балашов Л.Е. Мысли о религии [Электронный ресурс]: Онлайн журнал /ЛитМир. – Электрон. каталог – 2019. – режим доступа к каталогу: https://www.litmir.me/br/?b=2482&p=1. (дата обращения: 08.09.2019)
3. Гинзбург В.Г. Об атеизме, религии и светском гуманизме.- Москва.: Editorial URSS, Ленанд, 2017. – 168 c.