Особенности безопасного обращения с радиоактивными отходами
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(116)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(116)
Особенности безопасного обращения с радиоактивными отходами
Ключевые слова: безопасность, обращение с РАО.
ТТемп ы переработки радиоактивных отходов (РАО), в целом, на низком уровне, и это ведет к их накоплению. На данный момент накоплено около 540 млн т РАО. Ежегодно образуется около 4,8 млн РАО, из них переработке подвергается около 3,8 млн т.
Большое количество накопленных некондиционированных радиоактивных отходов, недостаточность технических средств для обеспечения безопасного обращения с ними, отсутствие надежных хранилищ для их длительного хранения (захоронения) повышают риск возникновения радиационных аварий и создают реальную угрозу радиоактивного загрязнения окружающей природной среды.
В соответствии с подходами, признанными в мировой практике, и действующим российским законодательством основная ответственность за обеспечение безопасности при использовании атомной энергии возлагается на эксплуатирующие организации. Однако важный блок работ в сфере обеспечения ядерной и радиационной безопасности должен быть обеспечен соответствующими органами государственного управления, органами государственного регулирования безопасности и органами местного самоуправления.
По направлению «Обращение с радиоактивными отходами» необходимо:
‒ установить нормы об обязательности захоронения радиоактивных отходов, определении системы финансирования обращения с радиоактивными отходами вплоть до их захоронения;
‒ определить собственников радиоактивных отходов;
‒ установить основы обращения с радиоактивными отходами на уровне федерального закона.
Президентом РФ подписан Федеральный закон от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон направлен на регулирование отношений в области обращения с РАО. В нем получает отражение классификация РАО, устанавливаются требования, предъявляемые к федеральным нормам и правилам, регулирующими обращение с РАО.
В целях организации и обеспечения безопасного и экономически эффективного обращения с РАО регламентируется создание единой государственной системы обращения с РАО, контролирующей обеспечение безопасности при обращении с РАО, предусматривающейя введения требований к регистрации РАО и пунктов их хранения, включающей ведение реестра РАО и кадастра пунктов захоронения РАО.
Устанавливаются организационно-правовые основы обращения с РАО и определяется сфера деятельности существующих органов государственного управления и государственного регулирования безопасности при обращении с РАО, а также общие требования, предъявляемые к организациям.
Установление данных норм как мер государственного регулирования отношений в области обращения с радиоактивными отходами необходимо в целях прекращения накапливания радиоактивных отходов и прекращения практики создания пунктов временного хранения радиоактивных отходов. Необходимо переходить к практике окончательного решения вопросов обращения с радиоактивными отходами, т.е. практике захоронения таких радиоактивных отходов, с одновременным определением положения о том, что финансирование деятельности по обращению с радиоактивными отходами, в том числе их захоронения, осуществляется за счет средств организаций, в результате осуществления деятельности которых, образуются такие радиоактивные отходы.
Решение проблем с накопленными радиоактивными отходами потребует значительных финансовых вливаний и значительных временных ресурсов.
С целью повышения безопасности обращения с РАО и перехода от хранения к обязательному захоронению РАО создается Единая государственная система обращения с РАО (ЕГС РАО).
Важнейшими мероприятиями, направленными на создание и внедрение правовых, финансовых и организационных основ ЕГС РАО и подготовки к развертыванию первоочередных объектов ее инфраструктуры, стали:
‒ создание проектного офиса «Создание системы обращения с РАО»;
‒ реализация региональных исследований перспективных площадок размещения пунктов захоронения РАО;
‒ разработка пилотных проектов локальных стратегий обращения с РАО на ключевых предприятиях отрасли: ФГУП «ГХК», ФГУП «Маяк», ГНЦ РФ «ФЭИ», НВАЭС, ЛАЭС.