Статья:

Административные дела как вид административно-правовых споров

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(116)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Гавенко А.М., Удалов М.И. Административные дела как вид административно-правовых споров // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 23(116). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/116/74633 (дата обращения: 30.11.2022).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Административные дела как вид административно-правовых споров

Гавенко Алина Михайловна
студент Юридического института ВлГУ, РФ, г. Владимир
Удалов Максим Игоревич
преподаватель Юридического института ВлГУ, РФ, г. Владимир

 

ADMINISTRATIVE CASES AS A TYPE OF ADMINISTRATIVE-LEGAL DISPUTES

 

Alina Gavenko

Student, Law Institute of VlSU, Russia, Vladimir

Maxim Udalov

Teacher Law Institute of VlSU, Russia, Vladimir

 

Аннотация. В статье приводятся понятия «административное дело» и «административно-правовой спор».  Административные дела  рассматриваются как вид административно-правовых споров.  Делается вывод о соотношении  административных споров и дел.

Abstract. The article presents the concepts of «administrative case» and «administrative-legal dispute».  Administrative cases are considered as a type of administrative and legal disputes.  The conclusion is made about the ratio of administrative disputes and cases.

 

Ключевые слова: административное дело, административно-правовой спор, юрисдикционный орган, гражданские дела,  право.

Keywords: administrative proceedings, administrative legal dispute, the jurisdictional authority of the civil case, the right.

 

В современной терминологии понятия «административное дело» и «административно-правовой спор» получили сложное развитие. Несмотря на серьезное и качественное исследование этих юридических категорий, единого подхода к их соотношению на данный момент не выработано. Прежде всего необходимо определиться с общим понятием правового спора [2, c 65].

Административно – правовой спор – это правовой конфликт или юридическая коллизия  между государственными органами, местными органами власти, государственными служащими, с одной стороны, и другими юридическими лицами, с другой стороны, в связи с нарушением субъективных общественных прав физических или юридических лиц, осуществлением незаконного применения административных правил.

В юридическом значении спор возникает в результате невыполнения одной из сторон правоотношений своих обязанностей и нарушения прав другой стороны. Следует учитывать, что  в гражданско-процессуальном понимании под правовым спором понимается ситуация, в которой ни одна из сторон не способна принудить другую к выполнению обязанностей и обращается к третьей стороне – суду. В этом случае в конструкцию спора включается суд [4, c. 10].

Правовой спор представляет собой юридическую конфликтную ситуацию, в которой стороны препятствуют единоличной ликвидации разногласий желаемым образом. Однако, стороны могут ликвидировать разногласия не только путем судебного разбирательства, но и устранить совместно путем урегулирования. 

В соответствии с действующим законодательством общие суды рассматривают 4 (четыре) основные категории административных споров:

1. споры, возникающие в связи с нарушением прав и свобод граждан актами и решениями органов государственной власти и местного самоуправления;

2. споры о законности назначения административных взысканий;

3. споры из избирательных отношений;

4. споры, связанные с защитой избирательного законодательства о законности актов органов исполнительной власти [2, c. 151].

Термин «административное дело» является более обширным, чем термин «административный спор», поскольку административное дело возникает в результате административных (управленческих) правоотношений, в которых одним из вопросов всегда является исполнительный орган власти (муниципальной или государственной) и может возникать при наличии административного спора (в случае административной жалобы или административного заявления) или в случае его отсутствия (передача административной ответственности нарушителя судом, административное судебное санкционирование и т. д.).

Первое, что необходимо учитывать изучая проблематику понимания административных дел, это то, что их основу составляют спорные административно-правовые отношения, разрешающие посредствам административной юрисдикции [ 5, c. 79-80].

Здесь следует сказать, что административным делом является процедура рассмотрения не любого административного спора, а только такого, который развивается на основе норм права. Это означает что:

— субъекты административного спора обладают соответствующим административно-правовым статусом;

—  права, свободы и интересы субъектов не противоречат нормам права;

— существует юридическая основа для реализации компетенции уполномоченного субъекта;

—оспаривающая сторона надлежащим образом оформила свою жалобу в уполномоченный орган, предметом которого являются спорные административные отношения;

— соблюдены правила подведомственности или подсудности такого обращения [3, c. 82.

Можно сказать, что отсутствие какого - либо признака не позволит классифицировать возникший спор как административно-правовой, а следовательно и как административное дело.

Административно-правовой спор приобретает свойства дела с момента его его заявления в юрисдикционный орган. Суть дела проявляется в данном случае в споре о праве, где заинтересованное лицо заявляет в суде и является предметом процессуальных правоотношений. На этой основе, например, правовой спор (гражданское или административное право) может быть определен как правовой спор, который передается в суд заинтересованной стороной и служит предметом процессуальных отношений, которые связывают лиц с законным интересом и участвуют в разрешении спора по данному вопросу [2, c. 123].

В соответствии с действующим законодательством РФ термину «административное дело» соответствуют два вида дел: «дела, возникающие из административно-правовых отношений» и «дела о привлечении к административной ответственности». Однако надо иметь в виду, что по ГПК РФ «дела, возникающие из административных правоотношений» обозначаются как «гражданские дела», а по АПК РФ как «экономические споры».

Данная терминология Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основана на особенностях правового регулирования субъекта административного судопроизводства в советское время. Следует отметить, что категория «экономический спор» не является отраслевой категорией, а вводится для обозначения сферы отношений, участники которой разрешают свои споры в арбитражном суде, т.е. H. Наименования сферы предпринимательской и иной экономической деятельности. Термин административные в этом случае по существу крайне неудачен. Понятие «экономические споры из их административных правоотношений» неверно, поскольку споры из административных правоотношений - не более чем административные споры. Экономические споры - это споры из экономических отношений. Поэтому споры, возникающие из административных отношений в первых арбитражных правилах Российской Федерации, назывались «спорами в сфере управления» [1].

В результате можно сделать вывод, что понятия «административное дело» и «административно-правовой спор» лежат в одной юридической плоскости и связаны тесным образом. Административное дело является не только юридическим, но и организационно - техническим комплексом требований к разрешению возникающих административно - правовых споров, принятых судом к своему производству.

 

Список литературы:
1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ с изм. и доп. // СЗ РФ. — 2002.
2. Давыдовав Е.В. Проблемы формирования института административной юстиции в России / Е. В. Давыдова // Научные труды Евразийской академии административных наук. — Москва, 2006. - 288 c.
3. Конин, Н.М. Административное право России. Общая и Особенная части / Н.М. Конин. - М.: ЮРИСТЪ, 2016. - 146 c.
4. Ноздрачев А.Ф. Процессуальные правовые механизмы защиты граждан и их объединений во взаимоотношениях с публичной властью / А. Ф. Ноздрачев, Н. В. Сухарева, В. И. Мельникова // Законодательство и экономика. — 2005. — № 5.
5. Новиков, А. Б. Административный процесс в механизме таможенного регулирования Российской Федерации / А.Б. Новиков. - М.: Инфо-да, 2016. - 238 c.
6. Панова И. В. Проблемы рассмотрения административных дел // Вестник ВАС РФ. 2012. № 5.