Религиозно-научное мировоззрение
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(116)
Рубрика: Философия
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(116)
Религиозно-научное мировоззрение
Религия–это то, что всегда волновало человечество. Совмещая мировоззрение и мироощущение, религия основывается на вере в сверхъестественное. У всех эта вера разная. Сюда можно отнести и веру в Богов ,и в высший разум, в некий абсолют. Одной из важнейших функций религии является мировоззренческая.
Мировоззрение –сложное явление человеческого сознания, которое заключается в миропонимании и мировосприятии. Оно включает в себя человеческое видение мира и осознание своего места в нём, и отношение человека к окружающей действительности. Одну из моделей формирования мировоззренческой функции религии предложил философ Платон. Он приводит один из самых распространённых аргументов в пользу существования Бога. Платон говорит, что все народы имеют своих богов ,что в истории не было ни одного племени, которые бы не верили в Божественное.[1.стр 544].
Религия делает жизнь человека значимой, наполняет ее важнейшими составляющими. По определению социолога Р. Белла, «религия есть символическая система для восприятия целостности мира и обеспечения контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные конечные значения» [2.стр 336]. Религия представляет собой определенную картину мира и в то же время задает систему моральных норм поведения человека.
Философия тесно связана с религией. Сходством является то, что в религии, как и философии,речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни. И даже сами фундаментальные религиозные идеи – о Боге, о божественном творении Мира по-своему схожи с философскими. Подобно философии, религия тоже исследует первопричины мыслимого, являясь формой общественного сознания. Пытаясь доказать их сходство, Гегель говорит о том, что философия раскрывает только себя, когда раскрывает религию, а, раскрывая себя, она раскрывает религию. «Содержание философии, её запросы и интересы,-говорит Гегель,-всецело общи с религией; предмет последней вечная истина, Бог и его раскрытие». Несмотря на это, между ними существует принципиальное различие. Философия-сознание теоретическое, которое опирается на объективные знания, формулируя свои выводы в рациональной форме и используя средства разума. Религия постигает свой предмет совершенно по-другому. В религиозном же мировоззрении уделяют большое внимание именно вере в сверхъестественное , а не доказательству и рационализму в целом. [3.стр 250]
Помимо мировоззренческого характера, философию и религию роднит еще одна черта. Религия представляет собственную версию современного мира. Принципиальная особенность религиозного миропонимания - удвоение мира. В религиозном сознании действительность существует в двух плоскостях: профанной и сакральной, или естественной и сверхъестественной. Сверхъестественное, сакральное - первично, оно определяет жизнь людей в обыденном мире, естественное, профанное – вторично. Для того, чтобы объединить веру с божеством существуют обряды, молитвы и даже медитация. Пересечением же служит храм. В зависимости от типа религии, существуют разные картины мира. Суть миропонимания религии остаётся неизменным. Центром служит Бог или множество богов.
Суть религиозного миропонимания неизменна. Центр религиозной картины мира - Бог или множество богов. Бога познать нельзя, его качества превосходят человеческие возможности понимания и восприятия. Мировыми религиями признаются только три: христианство, ислам и буддизм. Морально-этические нормы в них различны по содержанию, однако мысль одна – вера и стремление к миру потустороннему, сверхъестественному. [4.стр 146].
Наука, философия и религия проходят достаточно долгую эволюцию во взаимоотношениях. В науке, как и в философии происходит смена стилей мышления. По мнению немецкого философа Эдмунда Гуссерля мифологическое мировосприятие состоит из знания о действительном мире, который познан научном опыте. Это знание используется наукой в будущем.
Современная наука стремится изучать взаимодействия, связи, а не отдельные, замкнутые объекты. Философия сама оказывает воздействие на развитие науки. Оно осуществляется через мировоззрение , которое прямо или косвенно влияет на позицию учёного и его отношению к миру и познанию. В основе философии лежит логика, которая связывает отдельные истины. Наука требует доказательства и основана на цепочке – факт, теория, эксперимент. В науке различают эмпирический уровень, который непосредственно влияет на изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения. Теоретический уровень, который сконцентрирован вокруг идей и законов. Наука стремится к вершине человеческого знания, а с помощью неё человек способен рассмотреть весь мир.