Статья:

Религиозно-научное мировоззрение

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(116)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Хакимова А.Р. Религиозно-научное мировоззрение // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 23(116). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/116/74823 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Религиозно-научное мировоззрение

Хакимова Алсу Рамилевна
студент Ульяновского государственного технического университета, РФ, г. Ульяновск

 

Религия–это то, что всегда волновало человечество. Совмещая мировоззрение и мироощущение, религия основывается на вере в сверхъестественное. У всех эта вера разная. Сюда можно отнести и веру в Богов ,и в высший  разум, в некий абсолют. Одной из важнейших функций религии является мировоззренческая.

Мировоззрение –сложное явление человеческого сознания, которое заключается в миропонимании и мировосприятии. Оно включает в себя человеческое видение мира и осознание своего места в нём, и отношение человека к окружающей действительности. Одну из моделей  формирования мировоззренческой функции религии предложил  философ  Платон. Он приводит один из самых распространённых аргументов в пользу существования Бога. Платон говорит, что все народы имеют своих богов ,что в истории не было ни одного племени, которые бы не верили в Божественное.[1.стр 544].

Религия делает жизнь человека значимой, наполняет ее важнейшими составляющими. По определению социолога Р. Белла, «религия есть символическая система для восприятия целостности мира и обеспечения контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные конечные значения» [2.стр 336].  Религия представляет собой определенную картину мира и в то же время задает систему моральных норм поведения человека.

Философия тесно связана с религией. Сходством является то, что в религии, как и философии,речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни. И даже сами фундаментальные религиозные идеи – о Боге, о божественном творении Мира по-своему схожи с философскими. Подобно философии, религия тоже исследует первопричины мыслимого, являясь формой общественного сознания. Пытаясь доказать их сходство, Гегель  говорит о том, что философия раскрывает только себя, когда раскрывает религию, а, раскрывая себя, она раскрывает религию. «Содержание философии, её запросы и интересы,-говорит Гегель,-всецело общи с религией; предмет последней       вечная истина, Бог и его раскрытие». Несмотря на это, между ними существует принципиальное различие. Философия-сознание теоретическое, которое опирается на объективные знания, формулируя свои выводы в рациональной форме и используя средства разума. Религия постигает свой предмет совершенно по-другому. В религиозном же мировоззрении уделяют большое внимание именно вере в сверхъестественное , а не доказательству и рационализму в целом. [3.стр 250]

Помимо мировоззренческого характера, философию и религию роднит еще одна черта. Религия представляет собственную версию современного мира. Принципиальная особенность религиозного миропонимания - удвоение мира. В религиозном сознании действительность существует в двух плоскостях: профанной и сакральной, или естественной и сверхъестественной. Сверхъестественное, сакральное - первично, оно определяет жизнь людей в обыденном мире, естественное, профанное – вторично. Для того, чтобы объединить веру с божеством существуют обряды, молитвы и даже медитация. Пересечением же служит храм. В зависимости от типа религии, существуют разные картины мира. Суть миропонимания религии остаётся неизменным. Центром служит Бог или множество богов.

Суть религиозного миропонимания неизменна. Центр религиозной картины мира - Бог или множество богов. Бога познать нельзя, его качества превосходят человеческие возможности понимания и восприятия.  Мировыми религиями признаются только три: христианство, ислам и буддизм. Морально-этические нормы в них различны  по содержанию, однако мысль одна – вера и стремление к миру потустороннему, сверхъестественному. [4.стр 146].

Наука, философия и религия проходят достаточно долгую эволюцию во взаимоотношениях. В науке, как и в философии происходит смена стилей мышления. По мнению немецкого философа Эдмунда Гуссерля  мифологическое мировосприятие состоит из  знания о действительном мире, который познан научном опыте. Это знание используется наукой в будущем.

Современная наука стремится изучать взаимодействия, связи, а не отдельные, замкнутые объекты. Философия сама оказывает воздействие на развитие науки. Оно осуществляется через мировоззрение , которое прямо или косвенно влияет на позицию учёного и  его отношению к миру и познанию. В основе философии лежит логика, которая связывает отдельные истины. Наука требует доказательства и основана на цепочке – факт, теория, эксперимент. В науке различают эмпирический уровень, который непосредственно влияет на изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения. Теоретический уровень,  который сконцентрирован вокруг идей и законов. Наука стремится к вершине человеческого знания, а с помощью неё человек способен рассмотреть весь мир.

 

Список литературы:
1. Августин, Блаж. Исповедь: пер. с лат. / Блаж. Августин. - М.: Гендальф, 1992. - 544 с.
2. Фромм Э. Психоанализ и религия / Э. Фромм // Иметь или быть. - М., 1990- 336 с.
3. Декарт Р. Рассуждения о методе для хорошего направления разума и отыскании истины в науках / Р. Декарт. Соч. В 2т. Т. 2. - М. : Мысль, 1989- С,250-296
4. Эйнштейн А. Собр. науч. трудов / А. Эйнштейн. - М., 1965. Т.1. - С,146-179