Статья:

КАКОВЫ ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

Конференция: LXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Философия

Выходные данные
Кирчева А.С., Мамедов И.В. КАКОВЫ ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(62). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(62).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 23 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КАКОВЫ ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

Кирчева Алина Сергеевна
студент, Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк
Мамедов Илькин Вахид оглы
студент, Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк
Пашина Людмила Александровна
научный руководитель, канд. филос. наук, доцент ВАК, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин института педагогического образования Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк

 

Тема познания является одной из фундаментальных тем в философии. Она занимает центральное место во многих философских дискуссиях, так как позволяет рассмотреть такие важные вопросы, как: что человек может знать о мире, как он получает знания, какие методы познания следует использовать, какие ограничения имеет наше познание и другие вопросы.

Человечество имеет большой интерес к познанию мира и самого себя. Человеческое познание имеет огромный потенциал, который может привести к новым открытиям. Проблема в том, что многие вопросы до сих пор остаются без ответа и существуют границы, которые не могут быть преодолены в настоящее время. Важно понимать, что человеческое познание имеет свои ограничения, и что они являются неотъемлемой частью процесса познания. В настоящее время происходит глубокое изучение человеческого познания, ее границ и возможностей, чтобы открыть новые горизонты для человечества в будущем.

Теория познания – это область философии, которая изучает процессы и возможности познания, то есть способы, которыми человек получает знания о мире. Она исследует вопросы о том, как получает знания, какие источники информации используются, как человек организует и интерпретирует эту информацию, а также об уверенности в достоверности знания.

Из научной философской энциклопедии термин «познание» имеет такую формулировку: «философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта»[1, с. 259].

В классической теории познания выделяют три основных способа познания, имеющие свои особенности:

  • Эмпирическое познание – основано на опыте, наблюдении, эксперименте и восприятии фактов, что делает его основой науки.

Данный вид познания позволяет получать конкретные факты и данные, которые могут быть проверены и подтверждены. Эмпирическое познание позволяет получить практические знания, которые могут быть использованы для решения реальных проблем.

Эмпирическое познание имеет свои ограничения в том, что оно не может объяснить все явления. Например, некоторые явления могут быть слишком сложными, чтобы быть полностью понятыми или измерены. Такое познание может быть искажено человеческими предубеждениями и ограниченным доступом к информации.

  • Рациональное познание – основано на логическом анализе и рассуждении.

Позволяет выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи и строить теории. Рациональное познание позволяет получить абстрактные и обобщенные знания, которые могут быть применены в различных ситуациях (научные исследования, образование, работа).

Данное познание может быть ограничено логическими ошибками и неправильными предположениями, которые могут привести к неверным выводам. Рациональное познание может ограничиться только теми знаниями, которые уже известны, и не может объяснить неожиданные или новые явления.

  • Интуитивное познание – основано на интуиции и предчувствиях.

Этот вид познания позволяет воспринимать истины, которые не могут быть получены через эмпирические или рациональные методы. Оно может дать представление о неявных связях между явлениями и помочь принять решения в условиях неопределенности. Интуитивное познание часто связано с креативным и художественным творчеством.

Однако интуитивное познание может быть непредсказуемым и необъяснимым, что делает его менее достоверным, чем другие виды познания. Кроме того, интуиция может быть искажена эмоциями или социальными нормами, что может привести к неправильным решениям.

Одним из основных вопросов философии познания является вопрос о том, как можно доверять знаниям. Этот вопрос связан с проблемой ограниченности нашего опыта и способности нашего ума воспринимать и анализировать информацию. Философы рассматривают различные виды познания, а также их соотношение между собой и возможные ограничения каждого вида познания.

В философии существует несколько точек зрения на возможности человеческого познания. Одна из них гласит, что человеческое познание ограничено и неполно. Это связано с тем, что наш мир является сложным и многогранным, и мы не можем охватить все его аспекты.

Другая точка зрения гласит, что человеческое познание имеет бесконечные возможности. Человек может постоянно расширять свои знания и улучшать свои методы познания. Некоторые философы утверждают, что можно достичь полного понимания мира, но это требует от нас постоянного совершенствования наших способностей. Кроме того, в философии существует мнение, что человеческое познание может быть как объективным, так и субъективным. Объективное познание основано на фактах и научных методах, а субъективное познание основано на наших личных убеждениях, чувствах и опыте.

Независимо от того, какую точку зрения выбрать, познание остается центральным понятием в философии, и его изучение помогает нам лучше понять наши возможности и ограничения в получении знаний о мире и о нашем месте в нем.

Одна из главных границ человеческого познания – это ограниченность нашего восприятия. Человеческий мозг ограничен в своей способности воспринимать окружающий мир, и многие аспекты реальности могут быть скрыты от нашего восприятия. Еще одна граница познания – это ограничения нашей логики и мышления. Некоторые аспекты реальности могут быть просто непостижимыми для нашего мышления, так как мы ограничены в нашей способности понимать абстрактные и сложные концепты.

Также важно отметить, что наше знание о мире всегда ограничено нашей культурной, исторической и социальной обусловленностью. Мы строим свои представления о мире на основе наших предшествующих знаний, убеждений и стереотипов, которые могут быть неверными или искаженными.

Тем не менее, эти ограничения не означают, что мы не можем получать новое знание и расширять нашу познавательную способность. Мы постоянно развиваем новые методы и инструменты для расширения нашего познания о мире и преодоления границ познания.

Также познание – это активный и творческий процесс, который направлен на поиск новых и оригинальных знаний, неизвестных ранее.

Творчество считается одним из важных понятий в философии. Оно относится к способности человека к созданию нового и оригинального, и к способности преобразовывать существующее. Философия рассматривает творчество с различных точек зрения.

Для творчества необходимо задействовать все таланты и способности человека – органы чувств, память, мышление, воображение, фантазию, интуицию и другие способности. Важной особенностью творческого познания является способность создавать и успешно решать проблемные ситуации.

Н. А. Бердяев считал творчество одним из центральных понятий своей философии. В своей работе «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» он отразил творчество в гносеологии. Бердяев утверждал, что творчество – это не просто способность создавать что-то новое, а своего рода выражение духовности человека, его способности к самореализации и постижению высших истин. Он понимал творчество как способность к откровению, к свободному выражению своей внутренней жизни. В этом смысле он считал творчество неотъемлемой частью духовной жизни человека и выражением его свободы. Кроме того, Бердяев утверждал, что творчество имеет глубокий религиозный смысл, поскольку в процессе творчества человек совместно с Богом продолжает творение мира. Творчество становится способом осознания своего духовного предназначения и свободы, а также способом духовного роста и развития [2, с. 88-97].

В процессе творчества сознательные и бессознательные, рациональные и иррациональные, дискурсивные и интуитивные элементы взаимодействуют друг с другом, дополняя друг друга. Интуиция, как способность непосредственного постижения истины без логических рассуждений и доказательств, играет важную роль в этом процессе [3]. Многие мыслители в истории философии указывали на важность интуиции в процессе познания и считали, что она может дополнить и расширить познание, основанное на рациональных методах.

Например, Декарт считал, что интуиция необходима для реализации правил своего рационалистического метода, чтобы усматривать первые начала и использовать дедукцию для получения следствий из этих начал.

Для немецкого философа И. Канта интуиция была фундаментальной категорией его критической философии. Он выделял два вида интуиции: чувственную и интеллектуальную. Чувственная интуиция позволяет нам получать знания о внешнем мире, а интеллектуальная интуиция – о внутренней природе вещей. Он считал, что именно благодаря интуиции мы можем получить первоначальное знание о мире.

Американский философ У. Джеймс отмечал важность интуиции в познании, особенно в отношении религиозных и метафизических вопросов. Он считал, что интуиция – это прямое познание, которое не может быть получено через рассуждения и доказательства, а возникает само собой.

Таким образом, творческое познание является сложным и многогранным процессом, требующий использования всех способностей и талантов познающего субъекта – от интуиции и воображения до логического анализа и критического мышления

Именно благодаря творческому познанию человек смог создавать новые технологии, искусство, науку, литературу, философию и другие сферы. Творческое познание помогает человеку углубить свои знания и развить новые способы решения проблем, что в свою очередь расширяет границы возможностей для общества в целом. Творческое познание помогает нам открыть новые грани познания мира и самих себя, что способствует духовному и культурному развитию человечества.

В целом, познание является важной темой для философии, поскольку оно помогает нам понять, как мы можем получать истинное знание о мире, в котором мы живем, и как мы можем использовать это знание для улучшения своей жизни и жизни других людей.

 

Список литературы:
1. Электронная библиотека Института философии РАН. Новая философская энциклопедия.– [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0155bae474519c306489cb55 (Дата обращения 17.04.2023)
2. Бердяев, Н. А.  Смысл творчества. Опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 256 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05321-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515786 (дата обращения: 17.04.2023).
3. Познание и творчество. Роль интуиции в познавательном процессе. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://studfile.net/preview/5707436/page:77/ (Дата обращения 18.04.2023)