Статья:

Исследование роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России в современных условиях

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(117)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Медведева А.О. Исследование роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России в современных условиях // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 24(117). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/117/75223 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России в современных условиях

Медведева Александра Олеговна
студент, Калининградский филиал Аккредитованного образовательного частного учреждения высшего образования Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Калининград

 

Аннотация. В статье рассматривается роль таможенных органов России в обеспечении экономической безопасности страны. Произведено сопоставление направлений деятельности таможенных органов России с вызовами и угрозами, отмеченными в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Особое значение уделено выполнению фискальной функции, выполняемой таможенными органами России, и выражающейся в участии в формировании доходной части федерального бюджета РФ. Отмечено, что в 2017 г. доходы, администрируемые таможенными органами России, составили более 30% федерального бюджеты РФ. Во второй части работы выделены основные направления противодействия экономическим правонарушениям и преступлениям в сфере ВЭД таможенными органами России, среди которых можно отметить следующие: обеспечение соблюдения валютного законодательства, контроль за исполнением продуктового эмбарго, защита прав интеллектуальной собственности, контроль исчисления таможенной стоимости и т.д. По каждому направлению представлена статистическая информация деятельности таможенных органов России в 2017 г., а также сравнение с результатами 2016 г. В завершении работы приведены основные результаты введения режима прослеживаемости и маркировки меховых изделий, одним из ключевых участников которого является ФТС России, отмечена перспективность данного направления.

 

Ключевые слова: экономическая безопасность, таможенные органы России, мировая экономика, глобализация, правонарушения и преступления в сфере ВЭД.

 

Важную роль в обеспечении экономической безопасности страны играют таможенные органы, которые призваны защищать экономические интересы России при осуществлении внешнеэкономической деятельности, при этом создавая условия для развития экономики страны, т.е. условия наибольшего благоприятствования.

В период противостояния во внешней торговле, введением санкций против России и ответного эмбарго на поставку отдельных видов импортного продовольствия, стремления к созданию конкурентоспособных на мировом рынке отраслей и защите экономических интересов России роль таможенных органов сложно переоценить, при этом и «старые» задачи они продолжают выполнять - фискальная функция, т.е. пополнение федерального бюджета (более 1/3 части состоит из платежей, администрируемых таможенными органами) остается в числе приоритетных задач, функция таможенного контроля [1, 2].

Таким образом, именно таможенные органы России призваны обеспечить внешнеэкономическую безопасность России и создать условия для привлечения инвестиций в страну.

В качестве материала исследования выступают нормативные правовые акты в области внешнеэкономической деятельности, статистические сборники Росстата, результаты исследований российских и зарубежных ученых.

Методы исследования представляет собой комплекс статистического анализа, а также декомпозиции, индукции и дедукции.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации) [6] обеспечение экономической безопасности осуществляется путем развития промышленно-технологической базыи национальной инновационной системы, модернизации и развития приоритетных секторов национальной экономики, повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды.

Важнейшими факторами обеспечения экономической безопасности являются повышение эффективности государственного регулирования экономики в целях достижения устойчивого экономического роста, повышение производительности труда, освоение новых ресурсных источников, стабильность функционирования и развития финансовой системы, повышение ее защищенности, валютное регулирование и контроль, накопление финансовых резервов, сохранение финансовой стабильности, сбалансированности бюджетной системы, совершенствование межбюджетных отношений, преодоление оттока капитала и квалифицированных специалистов, увеличение объема внутренних сбережений и их трансформация в инвестиции, снижение инфляции. Кроме того, необходимы активные меры по борьбе с коррупцией, теневой и криминальной экономикой, а также по государственной защите российских производителей, осуществляющих деятельность в области военной, продовольственной, информационной и энергетической безопасности [3].

Функции по обеспечению экономической безопасности страны во внешнеэкономической сфере, предотвращения внешних угроз призваны выполнять федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование внешнеэкономической деятельности,в том числе и таможенное регулирование. Таможенная политика и таможенные органы изначально в силу специфической природы и структуры таможенного дела являются органами, деятельность которых направлена на обеспечение экономической безопасности.

Правовое регулирование, применяемое таможенными органами, включает комплекс правовых, экономических, организационных и иных мероприятий и программ, нацеленных на обеспечение экономической безопасности, оптимизацию процессов развития и обеспечения эффективности торгово-экономических отношений.

Основной вклад в реализацию «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» таможенные органы РФ обеспечивают посредством выполнения своих функций [7]. Так, в соответствии со статьей 351 «Таможенные органы, их задачи и функции» «Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают на таможенной территории ЕАЭС (Союз) выполнение следующих задач:

1) защита национальной безопасности государств-членов, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;

2) создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС;

3) обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, составляющих право ЕАЭС, законодательства государств-членов о таможенном регулировании, а также законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы [1]

Следует отметить, что федеральными законами на таможенные органы России могут быть возложены иные задачи и функции (обязанности).

В Стратегии национальной безопасности РФ таможенным органам России предстоит совершенствовать деятельность с целью (работа в этом направлении уже осуществляется):

  • повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации;
  • улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды.

Таможенные органы по своему административно-правовому статусу являются государственными гражданскими и правоохранительными структурами, т.е. относятся к силам обеспечения национальной безопасности.

Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» в статье 3 «Содержание деятельности по обеспечению безопасности» отмечает возможность применения специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности [2]. На основании отмеченного выше, в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с федеральными законами от 30 декабря 200б г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» [1] и от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» в соответствии с Указом Президента РФ от 06.08.2014 № 560 «О применении от-дельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» [6] Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 О мерах по реализации Указа Президента РФ от 6 августа 2014 г № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ» утвержден перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, ввоз которых на территорию России запрещен, т.е. введено «продуктовое эмбарго» [8]. Таможенные органы являются одними из главных исполнителей контроля за соблюдением вышеуказанных нормативных правовых актов.

Как показывает анализ компетенции таможенных служб, их участие в обеспечении экономической (и национальной) безопасности с каждым годом проявляется сильнее, что обусловлено складывающейся геополитической ситуацией, возникающими политическими и экономическими проблемами как внутри государства, так и на международном уровне и, как следствие, появлением новых угроз и рисков для развития личности, общества и государства.

Учитывая положения Стратегии национальной безопасности, а также Стратегию развития Федеральной таможенной службы до 2020 года (утв. Приказом ФТС России от 27.07.2009 г. № 1333), ключевые направления деятельности ФТС России в сфере обеспечения экономической безопасности РФ - развитие системы таможенного контроля как наиболее действенного инструмента, обеспечивающего полное соблюдение установленного порядка трансграничного механизма оборота товаров и транспортных средств в рамках единого государственного механизма реагирования на угрозы национальной безопасности, а также дальнейшее совершенствование правоохранительной деятельности таможенных органов. 

В присяге сотрудников таможенных органов имеются такие слова «защищать экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации» [4].

 

Рисунок 1. Основные направления участия таможенных органов в обеспечении экономической безопасности

 

Вместе с тем происходят и некоторые подвижки в структуре угроз. Становится все более актуальным такой фактор, влияющий на экономическую безопасность, как возрастание масштабов международной торговли контрафактной продукцией. В главе 52 «Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами» в статье 384 «Общие положения о мерах по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемых таможенными органами» ТК ЕАЭС отмечено, что таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, предусмотренные статьей 124 ТК ЕАЭС, при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенную процедуру уничтожения, а также специальную таможенную процедуру с учетом пункта 2 статьи 384 ТК ЕАЭС.

Все приведенные выше элементы обеспечения экономической безопасности направлены на достижение одной из основных целей государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, заключающейся в повышении устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз.

Таким образом, формирование таможенной политики должно служить основным инструментом отражения угроз экономической безопасности России.

В таблице представлены результаты выстраивания соответствия между вызовами и угрозами экономической безопасности (в соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года») и основныминаправлениями деятельности таможенных органов России.

Таблица 1.

Сравнительный анализ положений Указа Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208«О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»и направлений деятельности таможенных органов России

п/п

Вызовы и угрозы (Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»)

Направление деятельности таможенных органов России

1

Стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции

Создание условий для привлечения международного капитала, техники и технологий в Россию. Совершенствование таможенного администрирования, территории с особым экономическим статусом

2

Повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ

Предотвращение контрабанды, наркотических средств и незаконного перемещения иных ценностей

3

Усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков

Исполнение мер по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию

4

Подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры финансовобанковской системы

Выполнение функций в качестве органа валютного контроля

5

Недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой права собственности

Создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики России. Совершенствование таможенного администрирования, территории с особым экономическим статусом

6

Ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта, связанная с его низкой конкурентоспособностью, недостаточно развитой рыночной инфраструктурой и слабой вовлеченностью в мировые цепочки создания добавленной стоимости

Развитие международного сотрудничества в векторе продвижения отечественного бизнеса

7

Несбалансированность национальной бюджетной системы

Выполнение фискальных функций

 

Данные таблицы показывают значительное влияние таможенных органов России на уровень защищенности экономических интересов России и состояние экономической безопасности. Поэтому можно сделать вывод, что в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности только эффективная таможенная система может стать определяющим фактором для интеграции российской экономики в мировую при сохранении экономического суверенитета России.

Итак, таможенные органы России выполняют ряд функций, причем на различных этапах развития страны их соотношение по значимости для национальных интересов меняется.

Также, таможенные органы России выполняют комплекс мер по противодействию экономическим правонарушени¬ям и преступления в сфере ВЭД и обеспечению экономической безопасности России. Учитывая системность деятельности таможенных органов, достаточно сложно выделить отдельные направле¬ния противодействия правонарушения без увязки с остальной работой. Так, взимание платежей отчасти определяется эффективность таможенного контроля, во многом зависящего от эффективности системы управления рисками (СУР).

На рисунке 2 предпринята попытка выделить основные направления противодействия экономическим правонарушениям и преступлениям в сфере ВЭД таможенными органами России.

Рисунок 2. Основные направления противодействия экономическим правонарушениями преступлениям в сфере ВЭД таможенными органами России

 

Таким образом, таможенные органы России являются ключевым элементом системы обеспечения экономической безопасности РФ, что особенно важно в условиях глобализации мировой экономики с одновременным ростом нестабильности на мировых рыках.

Вклад таможенных органов России в обеспечение экономической безопасности России определяется их задачами, функциями и полномочиями. Причем, сочетание и значение выполняемых функций эволюционирует в соответствии с тенденциями мировой экономики и внутренними изменениями.

 

Список литературы:
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)//
2. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О безопасности"// "Собрание законодательства РФ", 03.01.2011, N 1, ст. 2.
3. Федеральный закон от 30.12.2006 N 281-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О специальных экономических мерах и принудительных мерах"// "Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 44.
4. Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 16.12.2019) "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)// "Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30, ст. 3586.
5. Указ Президента РФ от 06.08.2014 N 560 (ред. от 24.06.2019) "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 11.08.2014, N 32, ст. 4470.
6. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212.
7. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"// "Собрание законодательства РФ", 15.05.2017, N 20, ст. 2902.
8. Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 N 778 (ред. от 27.12.2019) "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320, от 29 июня 2016 г. N 305, от 30 июня 2017 г. N 293, от 12 июля 2018 г. N 420 и от 24 июня 2019 г. N 293"//"Собрание законодательства РФ", 11.08.2014, N 32, ст. 4543.
9. Лаптев Р.А., Рогов Р.А. Исследование роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России в условиях глобализации
10. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 1. С. 77-85.
11. Лаптев Р.А. Национальная экономика России в системе мирохозяйственных связей // Общество: политика, экономика, право. - 2018. - № 8. - С. 25-27.
12. Лаптев Р.А., Коварда В.В. Анализ внешнеэкономических интересов России на мировом рынке // Научное обозрение: теория и практика. - 2018. - № 6. - С. 8-17.