Проблемы заключения контракта в сфере государственных закупок
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(118)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(118)
Проблемы заключения контракта в сфере государственных закупок
Государственные заказы (закупки) обеспечивают удовлетворение потребностей государства, и в последние годы им уделяется все больше внимания.
В период санкций и экономического кризиса, чтобы поддержать и оживить экономику, государство пытается увеличить количество заказов для отечественных предприятий.
В то же время главная задача - экономно расходовать бюджетные средства, извлекать из них максимальные выгоды.
Организация и проведение государственных закупок представляет собой сложную систему, которая включает в себя различные элементы, в том числе определение государственных потребностей, формирование и размещение заказов, заключение государственных контрактов, выполнение договорных обязательств по поставкам товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд.
Государственный заказ является частью единой системы государственных закупок [3].
В Российской Федерации одним из самых популярных способов организации покупок является закупка у одного поставщика, электронный аукцион и запрос котировок.
При заключении государственного контракта закупка начинается с определения поставщика и заканчивается исполнением обязательств.
В этом отношении интересен анализ правовой базы поставок.
Действующие правила представления государственных закупок смутно интерпретируются «клиентами», «участниками торгов и запросами» и «регулирующими органами для размещения заказов».
Общие причины отказа в допуске к процедурам закупок является:
- несоблюдение требований документации приложением;
- непредставление документов в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ или предоставление неверной информации;
- несоблюдение участником указанных требований [6]
В соответствии со статьей 31 Федерального закона № 44-ФЗ, есть еще две причины отказа от участия в закупках:
- наличие руководителя, главного бухгалтера или участников судимости за экономические преступления;
- Наличие недобросовестных поставщиков в реестре [4].
Помимо приведенных выше причин расторжения процедуры, есть ряд других причин.
Наиболее распространенными из них являются:
1) Одной из основных проблем является чрезмерная концентрация на закупочных расходах.
Этот вопрос возникает в связи с тем, что зачастую, снижая цену государственного контракта, организация получает не только более дешевого поставщика, но и более низкое качество товаров (услуг).
Соответственно, государству часто приходится переплачивать, чтобы достичь определенного результата, поскольку занижение качества товаров (услуг) приводит к быстрому износу материалов или фактическому сокращению количества услуг, например, из-за отказа подрядчика предпринять соответствующие действия для улучшения качества работы.
2) Проблемы с казначейским сопровождением государственного контракта. Этот пункт связан с требованиями, выдвигаемыми федеральным казначейством, расширенная поддержка позволяет не только отслеживать движение целевых средств по каждому контракту, но и отслеживать достижение определенных целей организации [1].
3) Проблема при описании объекта закупки.
Этот вопрос особенно остро стоит в информационной и наукоемкой сферах, при покупке техники, программного обеспечения или любой другой сложной конструкции, оборудования. В этом случае сложность заключается в формировании широкого, краткого описания, доступного широкому кругу людей предмете закупок [2].
4) Проблемы дублирования позиций в каталоге закупочной продукции.
Он заключается в возможности приобретения одного и того же товара (услуги) с разными названиями.
Такое дублирование может быть случайным.
При наименовании продукции специалисты могут чередовать буквы e / ё, использовать сокращения, символы, латинские буквы, профессиональный жаргон или просто писать с ошибками.
Определение таких позиций является важной задачей, поэтому справочник постоянно пополняется такими дубликатами.
Однако дублирование может быть преднамеренным.
Недобросовестные закупщики могут вступать в сговор с подрядчиками и умышленно искажать названия приобретенных товаров, чтобы другие поставщики не могли участвовать в закупке.
Несколько лет назад эти виды «мошенничества» были самыми популярными в государственных закупках [8].
Сегодня такая проблема менее распространена из-за улучшений в информационных технологиях, которые сделали невозможным большинство методов дублирования, что привело к усилению конкуренции между государственными претендентами.
5) Проблемы в определении критериев качества товаров (услуг), которые должны быть указаны в документации из-за отсутствия национальных стандартов на товары (услуги).
Для большинства видов предоставляемых услуг и товаров, приобретенных на практике, невозможно определить категории качества из-за их специфики.
В этом случае оценка предоставленных услуг или поставленных товаров осуществляется специалистами в той области, к которой относятся конкретные услуги (товары) [5].
6) Проблемы с использованием разных единиц измерения для одного и того же продукта.
В нем четко указано, что измерительная система, в которой рассчитывается количество товаров, должна быть четко указана в государственном контракте. Это необходимо для точного расчета стоимости контракта даже для более конкретного планирования затрат и для физического (не денежного) определения объема работ (услуг) [7].
При выборе измерительной системы подрядчик и заказчик должны договориться о едином соглашении для удовлетворения потребностей заказчика, согласовать цели и объемы поставок, необходимые для упрощения расчетов.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в настоящее время ведется активная работа по разработке правильного законодательства нашей страны в области государственных закупок.
Этот процесс предназначен для устранения коррупционных компонентов.
Именно по этой причине введены электронные процедуры публикации государственных контрактов и увеличены требования к поставщикам товаров (услуг), ведется реестр недобросовестных поставщиков, ведется работа по усилению конкуренции между поставщиками и разрабатываются системы качества товаров и услуг.
Все эти действия приводят к улучшению правовой среды и договоров о государственных закупках.