Статья:

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(210)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Коваленко А.А. СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 31(210). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/210/117645 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коваленко Антон Андреевич
студент, Тихоокеанский государственный университет, РФ, г. Хабаровск

 

Рынок алкогольной продукции в Российской Федерации имеет ряд характерных особенностей, среди которых: структура потребления алкоголя, оборот продукции на рынке, борьба с конфискованным алкоголем и т.д.

Важным составляющим алкогольного рынка считается государственное регулирование, включающее в себя лицензирование отдельных видов производства и реализации спиртной продукции, контроль за оборотом алкоголя, исследование мер, нацеленных на снижение употребления алкоголя населением и т.д.

Так как рынок алкогольной продукции затрагивает интересы бизнеса, страны и сообщества, особый энтузиазм представляет деятельность субъектов государственного регулирования спиртного рынка, нацеленная на поиск равновесия между этими интересами.

Базовым документом, регулирующим правоотношения в сфере производства, оборота и контроля за рынком алкогольной продукции, является Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Данный документ разграничивает полномочия органов государственной власти на различных уровнях управления касательно стабильного функционирования рынка алкогольной продукции.

В качестве примера такой деятельности можно привести осуществление государственного мониторинга в сфере производства и оборота алкогольной продукции в Российской Федерации [1].

Субъектами государственного регулирования спиртного рынка в России считаются как законодательные, исполнительные, но и ряд судебных органов гос власти, в компетенцию которых входит как создание соответственной нормативно-правовой базы такого регулирования, так и составление правоприменительной практики.

На уровне федерального значения ключевую роль осуществляет Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, обладающая правом законотворческой деятельности.

С управленческой позиции такая деятельность представляет собой попытку законодательного регулирования алкогольного рынка путем издания Федеральных законов, которые направлены на сферу производства и оборота алкогольной продукции, так же и на ограничение потребления таковой.

Так же значимая роль как субъекта регулирования алкогольного рынка в Российской Федерации отводится Президенту Российской Федерации, который не только подписывает принятые Государственной Думой федеральные законы, но и сам осуществляет правотворческую деятельность в данной сфере.

Так, Указ Президента РФ от 30.04.1997 N 442 «О дополнительных мерах по предотвращению незаконного производства и оборота спирта этилового и алкогольной продукции», который имеет требования в доли оснащения технологических линий по производству спиртной продукции устройствами учета объемов выпуска данной продукции [2].

Ещё одним субъектом регулирования алкогольного рынка в Российской Федерации является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование).

В качестве примера деятельности Росалкогольрегулирования можно привести лицензирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции [3].

Субъектами государственного регулирования рынка алкогольной продукции являются также и органы прокуратуры, которые осуществляют государственный надзор за деятельностью субъектов алкогольного рынка.

Одним из методов влияния прокуратуры на состояние законности является мониторинг сети Интернет, в следствие которого выявляются дистанционные продавцы алкогольной продукции.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что субъекты государственного регулирования алкогольного рынка в России – это уполномоченные органы государственной власти управления на разных уровнях власти, чья работа ориентирована на поиск альтернативных решений в области производства, оборота и потребления спиртной продукции населением, а также на разработку мер ответственности за нарушение законодательства.

Следует помимо прочего отметить, что работа органов государственной власти касаемо спиртного рынка обхватывает как нормативно-правовой, так и фактический аспект производства, оборота и употребления спиртной продукции, что, так же, говорит о точной, последовательной политике, связанной с поиском мер, которые направлены на баланс спроса и предложения на алкогольном рынке.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // «Собрание законодательства РФ», 27.11.1995, N 48, ст. 4553.
2. Указ Президента РФ от 30.04.1997 N 442 (ред. от 25.07.2000) «О дополнительных мерах по предотвращению незаконного производства и оборота спирта этилового и алкогольной продукции» // "Собрание законодательства РФ", N 18, 05.05.1997, ст. 2134.
3. Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 154 (ред. от 28.12.2020) «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка» (вместе с «Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка») // «Собрание законодательства РФ», 02.03.2009, N 9, ст. 1119.