Статья:

Европейская хартия местного самоуправления, международное признание права на автономию

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(18)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Мадоян М.Р. Европейская хартия местного самоуправления, международное признание права на автономию // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 18(18). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/18/26785 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Европейская хартия местного самоуправления, международное признание права на автономию

Мадоян Милана Рубеновна
магистр Российского университета дружбы народов, РФ, г. Москва

 

Европейская хартия местного самоуправления – международно-правовой документ, непосредственно направленный на регулирование местного самоуправления (была принята и подписана в Страсбурге, 15 октября 1985 г.). Данная Хартия определяет минимальные, обязательные права местного самоуправления, которые должны быть гарантированы государствами, которые к ней присоединились.

Европейская Хартия местного самоуправления – международная конвенция, которую на сегодняшний день признают и подписали уже 30 стран. Европейская Хартия, будучи юридическим документом, состоит из преамбулы и трех частей, которые делятся на 18 статей. Кроме основного текста пояснительные комментарии совета Европы также считаются официальными источниками.

Данная тема является актуальной, так как вопросы местного самоуправления всегда представляют большой интерес, потому что соблюдение или несоблюдение принципов изучаемого документа может существенно влиять на жизнь людей.

Международный документ Европейская Хартия представляет собой важнейший акт, который вобрал в себя оптимально сконцентрированный многовековой опыт в области организации местного самоуправления в государствах Европы. Подобный опыт выражен в совокупности общих правовых принципов, которые лежат в основе развития актуальных тенденций местного самоуправления. В конкретном случае речь идет об идеалах, к которым должны стремиться государства, которые её поддержали.

Целью совета Европы – достижение стабильного единства в области обеспечения эффективного функционирования публичной власти в странах-участниках Совета Европы. Поэтому не удивительно, что акцент делается именно на укреплении в рамках европейского пространствa муниципальной демократии, которая, как правило, всегда считалась одной из важнейших основ развития идей народовластия. Европейская хартия местного самоуправления считается конечным результатом ряда постоянных инициатив, разработок, принципов и многолетней работы органов в рамках Советa Европы.

Общая концепция Европейской Хартии зафиксирована в её преамбуле и основывается на следующих базовых и типовых идеях[1]:

 

Активной целью местных органов самоуправления следует считать зaщиту и прочное укрепление местной автономии в Европе с помощью документa, который в свою очередь провозглашает принципы, которых придерживаются все демократические государства Европы. Кроме того, в широком кругу считают, что данный документ должен обеспечить присоединение к нему всех участников, действия которых вызывают самый активный спор при защите местной автономии, то есть правительств[2].

Цель Европейской хартии местного самоуправления – это восполнение отсутствия или неполноты общеевропейских нормативов определения, установления, защиты прав местных органов власти, находящихся в непосредственном общении с гражданами и предоставляющих им возможность постоянно участвовать в принятии решений, которые затрагивают и даже кардинально влияют на их повседневную жизнь.

Основные правовые нормы для местных властей, которые  Хартия обязывает применять своих участников:

– политическая,

– административная,

– финансовая независимость [2].

Совет Европы действительно считает своей задачей поддержание и установление демократического сознания в Европе и защиту прав человека во всевозможном объеме. Это и послужило причиной тому, что  Хартия, демонстрируя на европейском уровне политическую волю сделать реализованными на всех уровнях территориального управления принципы, соответствует данным задачам. И действительно, Совет Европы целиком и полностью убежден в том, что краеугольным камнем настоящей демократии считается тот уровень самоуправления, которым пользуются местные органы власти[4].

Анализируя позиции руководящих органов Европейского Союза, понятно, что издавна сложилась стабильная позиция по поводу того, что Европейскую Хартию местного самоуправления следует рассматривать как документ, налагающий реальные и связывающие обязательства на ратифицирующие её государства. Это не просто декларации о намерениях и символ демократических устремлений, ратифицировавших Конвенцию государств. Европейская Хартия местного самоуправления предназначена для обеспечения серьезной гарантии прав автономии, которые она провозгласила для местного самоуправления[3].

Кроме того, в преамбуле к Европейской Хартии местного самоуправления четко поставлены её цели и задачи. В говорится о том, что «органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя»; что «существование наделенных реальными полномочиями органов местного самоуправления обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление»; что «защита и укрепление местного самоуправления в различных европейских странах является значительным вкладом в построение Европы, основанной на принципах демократии и децентрализации власти»; и что «это предполагает существование органов местного самоуправления, которые наделены демократически созданными органами и которые пользуются значительной самостоятельностью в отношении полномочий, порядка их осуществления и средств, необходимых для выполнения своих функций»[1]. Хартия стремится к достижению этих идеалов местной демократии и автономии, так как этому посвящены основные положения Хартии. Хартия является своего рода конституцией о правах для органов местного самоуправления, а не для людей.

Таким образом, функции и задачи Хартии могут быть представлены в схеме:

 

Под местным самоуправлением в Хартии следует понимать способность и правомочность органов местного самоуправления регламентировать большую часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией, а также в интересах местного населения. Эта обязанность возлагается  на советы или собрания, состоящие из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания имеют возможность располагать подотчетными им исполнительными органами. Это факт ни в коей мере не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где это допускается по закону[3].

Европейская хартия местного самоуправления – это первый многосторонний юридический акт, определяющий и защищающий принципы местных автономий, которые являются одной из опор демократии, которую Совет Европы развивает и защищает в духе общеевропейских ценностей[4].

Рассматриваемый документ обязывает государства, входящие в Совет Европы, беречь и укреплять административную, политическую и финансовую состоятельность местных организаций. Тем самым принцип самостоятельности органов местного самоуправления фиксируется на высоком международном уровне, а его соблюдение расценивается как один из основных критериев истинной демократии.

Важность и необходимость подписания такого документа как Европейская Хартия не должны быть под сомнением. Будучи легитимным и правовым, содержание Хартии должно учитываться при решении вопросов местного самоуправления. Так или иначе, страны, которые признают данный документ, соглашаются с основными принципами, прописанными в документе, а именно основными положениями Европейской хартии местного самоуправления, которые направлены на защиту того, что, как предполагается, является существенным компонентом местной автономии.

Таким образом, Европейская хартия местного самоуправления считается фундаментальным элементом правомочной основы местного самоуправления в ряде стран, подписавших её. Данный документ устанавливает не только основные положения и принципы правового регулирования местного самоуправления, но и минимально необходимые рамки касаемо состава и содержания других элементов правовой основы.

 

Список литературы:
1. Европейская социальная хартия 1996 г. // Официальный сайт Совета Европы.http://www.coe.int/dghl/monitoring/socialharter/presentation/ESCRBooklet/Russian.pdf. 
2. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право. – М.: Юстицинформ, 2007. – 312 с.
3. H. Hannum and R. Lillich, "The Concept of Autonomy in International Law," American Journal of International Law 74. – Dinstein (ed.), Models of Autonomy, Transaction, 1981. – 123 p.
4. H. Hannum, Autonomy, Sovereignty, and Self-Determination: The Accommodation of Conflicting Rights. – Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2011. – 552 p.
5. Notes For The Use Of The Students Of The Municipal Law In The University Of Edinburgh // URL: https://perambara.org/read.php?id=b1FWA AAAYAAJ