Статья:

Особенности контроля и надзора за деятельностью государственных корпораций

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(86)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Ахлестин Д.М. Особенности контроля и надзора за деятельностью государственных корпораций // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 35(86). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/86/60451 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности контроля и надзора за деятельностью государственных корпораций

Ахлестин Дмитрий Михайлович
магистрант, Российский государственный университет правосудия (Приволжский филиал), РФ, г. Нижний Новгород

 

Features of control and supervision for the activities of state corporations

 

Dmitry Akhlestin

Master student, Russian State University of Justice (Volga branch), Russia, Nizhny Novgorod

 

Аннотация. Государственные корпорации, как особые субъекты корпоративного права обладают рядом преимуществ. Контрольные и надзорные функции за деятельностью государственных корпораций со стороны учредителя и контролирующих органов сведены к минимуму, и прописаны в федеральных законах о создании каждой конкретной государственной корпорации.

Abstract. State corporations, as special subjects of corporate law, have several advantages. The control and oversight functions of the activities of state corporations by the founder and regulatory bodies are minimized and spelled out in federal laws on the creation of each specific state corporation..

 

Ключевые слова: государственная корпорация; контроль; надзор.

Keywords: state corporation; the control; supervision.

 

Госкорпорация является одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации, возникшей в результате внесения изменений в Федеральный закон от 01.12.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях. Эта поправка дала особый статус Агентству по реструктуризации кредитных организаций, которое создавалось в то время, и созданному в 2003 году Агентству по страхованию вкладов, которое, будучи кредитной и страховой организациями, подпадало под очень жесткое регулирование. В 2007 году были созданы еще 6 государственных корпораций, охватывающих различные сферы деятельности.

«Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.» [1, Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ , ст. 7.1] .

Нет никаких юридических ограничений на цели и функции госкорпораций из-за расплывчатости данной формулировки.

Имущество, переданное его учредителем в лице Российской Федерации государственной корпорации, переходит в собственность государственной корпорации и более не является объектом государственной собственности. Таким образом, в отличие от акционерных обществ с государственным участием, и некоммерческих партнерств, государство не имеет вещных прав на собственность, переданную государственной корпорации, в отличие от автономного учреждения или унитарного предприятия.

Каждая государственная корпорация создается на основе отдельного федерального закона, что ведет к отсутствию общих организационных механизмов, правового регулирования государственных корпораций и влиянию учредителя в лице государства на их деятельность. В отношении каждой из них эти вопросы регулируются отдельным федеральным законом о создании конкретной государственной корпорации. Таким образом происходит замена нормативного, индивидуально-правовым регулированием госкорпораций, которое фактически приводит к выводу госкорпораций из регулярно- правового поля.

Контроль со стороны учредителя за выполнением возложенных на государственную корпорацию функций сводится к требованию ежегодной публикации отчетов об использовании имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание этой корпорации, однако нормами, установленными в таком законе может снизить контроль со стороны учредителя почти до нуля.

Критерии оценки степени достижения законодательно установленных целей госкорпораций, которые обеспечивали бы контроль со стороны учредителя за результатами их деятельности в ряде законов о создании госкорпораций отсутствуют.

В случае государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» критерии в основном существенно уже заявленных целей и не позволяют контролировать степень их достижения. Правительство Российской Федерации утверждает Меморандум о финансовой политике «ВЭБ.РФ», в котором устанавливаются основные направления и показатели инвестиционной и финансовой деятельности, количественные ограничения на привлечение заемных средств, лимиты, основные условия, порядок и условия предоставления кредитов и займов, участия в уставном капитале хозяйственных обществ, выдачи гарантий.

Стоит также отметить, что большинство законов, учреждающих государственные корпорации, не предусматривают возможные штрафы за неэффективную деятельность и несоответствие фактических результатов целевым показателям, а также процедуры пересмотра программ в таких случаях по инициативе учредителя.

За исключением Госкорпорации «Росатом», законы о создании госкорпораций не предусматривают долгосрочное планирование деятельности, а в случае Ростатома нет ограничений по пересмотру плановых показателей программы и периодичности их пересмотра.

Полномочия учредителя (Российской Федерации в лице органов государственной власти) по формированию органов управления государственными корпорациями существенно различны для разных корпораций, как и система представительства различных федеральных законодательных и исполнительных органов.

В большинстве государственных корпораций, решающий голос при формировании руководящих органов государственных корпораций принадлежит Президенту Российской Федерации. Это делает экономическое поведение этих структур зависимым от политического цикла президентских выборов и политической ситуации, более того, оно создает стимулы для попыток манипулировать политическим процессом со стороны государственных корпораций.

Законы не предусматривают каких-либо установленных процедур и критериев оценки деятельности глав государственных корпораций и их наблюдательных советов.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
2. Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
3. Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ».
4. Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
5. Федеральный закон от 23.11.2007 № 270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех».
6. Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации».