Статья:

ПРОБЛЕМА ДЕФИЦИТА МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ РФ, ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(332)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Фомичёва И.К. ПРОБЛЕМА ДЕФИЦИТА МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ РФ, ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 23(332). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/332/175222 (дата обращения: 31.07.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА ДЕФИЦИТА МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ РФ, ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Фомичёва Ирина Константиновна
магистрант Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

Аннотация. В данной работе исследуется важная проблема, затрагивающая значительную часть населения российских муниципалитетов. Нехватка средств в местных бюджетах способна негативно влиять на благосостояние и уровень жизни граждан, проживающих в этих муниципальных образованиях. В статье будут проанализированы ключевые факторы, обуславливающие возникновение этой ситуации, а также представлены возможные пути её преодоления.

 

Ключевые слова: муниципальное образование, местный бюджет, дефицит местного бюджета, доходы местного бюджета, расходы местного бюджета, налоговые доходы, неналоговые доходы, вопросы местного значения.

 

Бюджетный дефицит возникает, когда расходы превышают поступления. В международной практике эта концепция может трактоваться несколько иначе. Например, Европейский центральный банк (ЕЦБ) определяет дефицит (или профицит) как разницу между доходами и расходами, что эквивалентно чистому кредитованию (заимствованию). (1, 149 с., 150 с.)

Согласно последнему мониторингу Министерства финансов РФ за 2023 год (отслеживание исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах РФ на региональном и муниципальном уровнях), дефицит местных бюджетов наблюдается в 39 из 85 регионов страны. В четырех регионах дефицит превысил 10%. Фактический дефицит достиг 77,0 млрд рублей. Эти цифры сигнализируют о нарушении принципа сбалансированности бюджета, закрепленного в статье 33 Бюджетного кодекса РФ. Российское бюджетное законодательство устанавливает количественные ограничения на размер дефицита местных бюджетов. Статья 92.1 Бюджетного кодекса РФ ограничивает дефицит 10 процентами от утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

По данным отчета Министерства финансов России за 2022 год (мониторинг исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях), дефицит фиксировался в 32 из 85 регионов, а его размер составлял 61,2 млрд рублей. Таким образом, дефицит местных бюджетов увеличился на 15,8 млрд рублей. Основываясь на вышеизложенном, можно констатировать тенденцию к увеличению числа регионов с дефицитом местных бюджетов в Российской Федерации, а также возрастанию объемов этих дефицитов. Это подчеркивает актуальность данной проблемы и необходимость поиска путей её решения. Для эффективного разрешения ситуации требуется установить причины, обуславливающие возникновение дефицита бюджета. Полагаю, что ключевая проблема заключается в широком спектре вопросов, отнесенных Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения. При этом, перечни этих вопросов и полномочия по их решению определяются отдельно для разных типов муниципальных образований. Следует признать, что на данный момент муниципальные образования испытывают недостаток материально-финансовых ресурсов для решения всех вопросов местного значения, что и приводит к дефициту бюджета. Решение данных вопросов требует значительных финансовых вложений, которые не покрываются за счет доходной части местного бюджета.

Важно отметить, что принят Федеральный закон № 33-ФЗ от 20.03.2025 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», который вступит в силу с 19.06.2025 (за некоторыми исключениями). В этом законе понятие "вопросы местного значения" заменено на "вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения", а полномочия по их решению не дифференцируются в зависимости от типа муниципального образования, что является новым подходом. Закон № 33-ФЗ предлагает иную структуру, основанную на трех перечнях полномочий. К компетенции органов местного самоуправления относится решение вопросов, напрямую связанных с обеспечением жизнедеятельности населения на местном уровне, и эти полномочия не могут быть переданы органам государственной власти субъекта РФ или другим органам местного самоуправления (всего 18 пунктов). Как правило, это задачи местного значения, решение которых не требует значительных финансовых вложений. К примеру, принятие и изменение устава муниципального образования, издание муниципальных нормативных актов, утверждение официальной символики муниципального образования и прочие вопросы. Законом субъекта Российской Федерации может быть осуществлено перераспределение компетенций органов местного самоуправления, касающихся вопросов, напрямую влияющих на жизнеобеспечение населения (всего 29 пунктов), в пользу органов государственной власти субъекта РФ. В качестве примеров можно привести организацию электро-, тепло-, газо- и водоснабжения жителей муниципального образования, а также водоотведение; обеспечение жильем малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; планирование, возведение и поддержание в надлежащем состоянии муниципального жилищного фонда и другие. Перераспределение полномочий подобного рода, осуществляемое на уровне субъекта РФ посредством законодательного акта, должно быть ограничено сроком, не меньшим, чем срок действия полномочий законодательного органа власти данного субъекта. Также, обеспечения нормальной жизни граждан, региональные законы могут делегировать определенные обязанности органам местного самоуправления (всего 18 пунктов). К примеру, это может включать в себя обслуживание местных дорог, организацию работы общественного транспорта, мероприятия по гражданской и территориальной обороне, защиту населения и территории от стихийных бедствий и техногенных катастроф, создание и обеспечение функционирования аварийно-спасательных служб на территории муниципалитета, а также другие задачи.

В случае перераспределения полномочий, закон субъекта РФ должен предусматривать передачу органам местного самоуправления необходимых материальных активов и финансовых ресурсов для эффективного выполнения этих функций. То есть, регион должен обеспечить муниципалитеты всем необходимым для реализации переданных полномочий.

С момента вступления в силу положений Федерального закона № 33 (с 1 января 2027 года) определяющее влияние на структуру местного самоуправления перейдет к региональным органам государственной власти, поскольку именно они будут определять спектр полномочий, делегированных муниципалитетам. В этой ситуации власти субъектов РФ смогут значительно влиять на состояние местных бюджетов, например, оставив за собой решение наиболее финансово затратных вопросов жизнеобеспечения населения. Это позволит сократить расходную часть муниципальных бюджетов и создать предпосылки для их сбалансированности.

Существенной проблемой остается дефицит собственных поступлений в местные бюджеты. Финансовые ресурсы, аккумулируемые в местном бюджете, не покрывают в полной мере расходы, необходимые для реализации полномочий органами местного самоуправления. Структура доходной части местных бюджетов включает налоговые и неналоговые поступления, а также безвозмездные перечисления.

Анализ исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в регионах и муниципалитетах Российской Федерации показывает, что ключевым источником налоговых доходов является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Согласно мониторингам, опубликованным Министерством финансов РФ, доля НДФЛ в доходах местных бюджетов составляла 64,2% в 2022 году и возросла до 67,4% в 2023 году, что подчеркивает его критическую важность. Второе место по значимости занимает земельный налог, однако анализ поступлений за 2022 и 2023 годы выявляет тенденцию к снижению на 1,7%.

Муниципальные образования могут принять меры для увеличения поступлений от земельного налога. К ним относятся инвентаризация земельных участков, оформление кадастровой документации, а также работа по взысканию пени и штрафов за просрочку уплаты. Важным фактором является взаимодействие муниципалитетов с налоговыми органами и своевременное предоставление актуальной информации о налогоплательщиках.

Неналоговые поступления в местные бюджеты, их источники, закреплены в статье 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации. К ним относятся доходы, получаемые от эксплуатации и реализации муниципального имущества, оплата за предоставленные услуги и другие виды поступлений. Важно подчеркнуть, что список таких неналоговых доходов весьма обширен и разнообразен по своей юридической природе.

По моему мнению, увеличение сбора неналоговых доходов может оказать значительное положительное влияние на сбалансированность местного бюджета, способствуя сокращению его дефицита. Муниципальным органам власти необходимо систематически заниматься выявлением невостребованного имущества на территории муниципального образования и принимать меры для его рационального использования. Также важно вести точный реестр земельных участков, сдаваемых в аренду, своевременно принимать меры по взысканию задолженностей по арендным платежам, а также выявлять факты неправомерного использования земельных участков и стимулировать заключение договоров аренды с последующим взысканием неосновательного обогащения за период пользования землей.

В заключение, проблема дефицита местных бюджетов остается весьма актуальной и требует решения на местном уровне для повышения уровня жизни населения. Низкий уровень налоговых и неналоговых поступлений требует от органов местного самоуправления принятия эффективных мер по его увеличению.

 

Список литературы:
1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Учебник Под общей редакцией канд. экон. наук, доц. Ю. С. Долгановой, канд. экон. наук, доц. Н. А. Истоминой Рекомендован Советом по учебно-методическим вопросам и качеству образования Уральского государственного экономиче-ского университета в качестве учебника для обучающихся высших учебных заведений по направлениям подготовки УГСН 38.00.00 «Экономика и управление»
2. Бюджетный кодекс Российский Федерации /СПС «Консультант плюс»/ [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обра-щения: 14.06.2025).
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 13.12.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе-дерации" СПС «Консультант плюс»/ [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.06.2025).
4. Федеральный закон от 20.03.2025 №33-ФЗ «Об общих принципах ор-ганизации местного самоуправления в единой системе публичной власти» СПС «Консультант плюс»/ [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.06.2025).
5. Данные по исполнению местных бюджетов за 2022-2023 года/ Мини-стерство финансов РФ/ [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://minfin.gov.ru/ (дата обращения:14.06.2025).