Статья:

РАЗГРАНИЧЕНИЕ УГОЛОВНОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОНТРАБАНДУ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(234)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Журавлева Т.Ю. РАЗГРАНИЧЕНИЕ УГОЛОВНОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОНТРАБАНДУ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 11(234). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/234/124636 (дата обращения: 24.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗГРАНИЧЕНИЕ УГОЛОВНОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОНТРАБАНДУ

Журавлева Татьяна Юрьевна
студент, Тольяттинский Государственный Университет, РФ, г. Тольятти
Закомолдин Руслан Валериевич
научный руководитель, Тольяттинский Государственный Университет, РФ, г. Тольятти

 

Проблемы разграничения уголовной и административной ответственности за противоправные деяния являются особо актуальными в последние годы и вызывают множество дискуссий. Данное обстоятельство связано с тем, что нормы административной ответственности претерпевают постоянные изменения – увеличиваются верхние пределы штрафов, сроки давности за правонарушения, и фактически нормы административной ответственности смешиваются с нормами уголовной ответственности.

В последние годы ведутся научные дискуссии относительно разграничения правовой природы правонарушений и преступлений, которые в основном сводятся к тому, что разграничение между данными противоправными деяниями лежит в степени тяжести посягательства на общественные правоотношения. Большинство ученых сходятся во мнении, что многим преступлениям смежны административные правонарушения, что вызывает определенные практические противоречия.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность» [2].

В свою очередь, в соответствии со ст. 14 УК РФ: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания» [5].

Исходя из представленных определений, можно выделить общие признаки, присущие как правонарушениям, так и преступлениям:

  • противоправность – подразумевает, что деяние запрещено законодательно (в соответствующем кодексе), т.е. нарушает установленные законом нормы;
  • виновность – характеризует ответственность субъекта за совершенное деяние;
  • наказуемость – совершение деяния влечет наступление мер ответственности в виде государственного принуждения.

Иными словами, и правонарушениям, и преступлениям свойственен антиобщественный характер и общие характеризующие их признаки, существенное различие между ними состоит только в степени общественной опасности – уголовные преступления более опасны, чем административные правонарушения. Данное обстоятельство предопределяет тот факт, что при большей степени общественной опасности деяние признается преступлением, в то время как административная ответственность наступает в том случае, когда деяние не влечет за собой уголовной ответственности.

Нельзя не согласиться с точкой зрения С.И. Ишмухаметовой и Л.Э. Масягутова «для разрешения проблемы соотношения понятий уголовного преступления и административного правонарушения следует в некотором роде изменить концепцию понимания того, что каждая отрасль права строго регулирует конкретные правоотношения. Исходя из практики правоприменения, можно смело утверждать, что, по сути, система права представляет собой переплетение правовых норм. В случае возникновения пробела в каком-либо вопросе одна отрасль ссылается на правовое регулирование другой отрасли. В случае норм административного и уголовного права их регламентация может представлять собой некий дуализм, где в разрешении коллизии будут участвовать нормы и той, и другой отрасли в качестве общей и специальной норм» [1, с. 53].

В настоящее время наблюдается процесс сближения уголовного и административного законодательств в Российской Федерации. Именно поэтому, по мнению С.И. Ишмухаметовой и Л.Э. Масягутова, «грань, которая возникает между административными и уголовными санкциями, может быть практически незаметной и в некоторых случаях условной. Именно поэтому на практике зачастую может возникнуть такая ситуация, где одно и то же деяние разными уполномоченными лицами может квалифицироваться и как уголовное преступление, и как административное правонарушение» [1, с. 52].

На сегодняшний день контрабанда представляет собой одно из самых часто встречающихся преступлений в мире. В России на сегодняшний день проблема контрабанды стоит достаточно остро, что подтверждают и данные статистики. Так, в последние годы неуклонно растет число возбужденных дел в сфере контрабанды. Если в 2018 г. число возбужденных дел составляло немногим более 1000, то уже по итогам 2021 г. число возбужденных дел – 1500 [7].

Говоря об ответственности за контрабанду, необходимо разграничивать нормы административной и уголовной ответственности. Если контрабанда не подпадает под признаки преступления, то наказание следует по нормам Кодекса об административных правонарушениях, глава 16 которого посвящена административным правонарушениям в области таможенного дела.

В ТК СССР 1964 г. было предусмотрено два вида контрабанды – наказуемая в административном и уголовном порядке. В ТК СССР 1991 г. контрабанда из числа административных правонарушений была исключена; она стала квалифицироваться только как уголовное преступление. Предполагалось, что это будет способствовать более четкому пониманию гражданами сущности контрабанды и условий ответственности за ее совершение [3, с. 144].

От административно-наказуемой контрабанды контрабанда по уголовному закону отличается, прежде всего, повышенной общественной опасностью деяния, хотя объективная сторона обеих деяний практически идентична.

Нормы административной ответственности включают в себя штрафы и конфискацию груза. В свою очередь, нормы уголовной ответственности включают в себя санкции в виде штрафов, принудительных, обязательных работ, а так же лишение свободы. Другими словами, на сегодняшний день незаконное перемещение товаров преследуется либо административным, либо уголовным законом.

Административная ответственность за контрабанду наступает в соответствии со ст. 16.1 и ст. 16.2 КоАП, в соответствии с которыми предметом контрабанды выступают «товары и (или) транспортные средства международной перевозки» [2].

Административная ответственность за недекларирование товаров определена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ: штраф в размере от 50% до 200% от стоимости предметов административного правонарушения с их конфискацией или без неё либо только конфискация предметов административного правонарушения.

Административная ответственность за недекларирование наличных денежных средств определена ст. 16.4 КоАП РФ: штраф в размере от 50% до 200% от суммы незадекларированных наличных денежных средств либо конфискация предмета административного правонарушения.

Уголовная ответственность за контрабанду стратегически важных товаров (в том числе, изделий из драгоценных металлов) предусмотрена ст. 226.1 УК РФ: лишение свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом до 1 миллиона рублей или без него и с ограничением свободы на срок до 1 года.

Уголовная ответственность за контрабанду наличных денежных средств (в том числе, дорожных и банковских чеков, векселей и ряда ценных бумаг) предусмотрена ст. 200.1 УК РФ: штраф в размере от 300% до 1000% от суммы незадекларированных денежных средств либо ограничение свободы на срок до 2 лет либо принудительные работы на срок до 2 лет. Если сумма контрабанды превышает эквивалент 50 тысяч долларов США, то возможен срок до 4 лет.

Как уже было рассмотрено нами ранее, ответственность за контрабанду товаров предусматривалась единой статьей УК РФ (ст. 188). В старой редакции УК, действовавшей до момента упразднения ст. 188, ответственность наступала в случае перемещения товаров «помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием» [6]. Примечательно, что КоАП практически дословно воспроизводит данную формулировку, в незначительной степени раскрывая её.

Иными словами, законодатель счел нужным переместить нормы об ответственности за контрабанду, относящиеся к преступлениям в сфере экономической деятельности, из уголовного в административное законодательство. Считаем данное перемещение обоснованным, и имеющим большое практическое значение, поскольку административная ответственность (в отличие от уголовной) может наступать как для физических, так и для юридических лиц.

В качестве обоснования своего мнения, можно привести соответствующую статистику. Так, согласно статистическим данным, опубликованным Федеральной таможенной службой, в 2021 г. свыше 37% от общего количества возбужденных дел об административных правонарушениях было возбуждено в отношении юридических лиц [7].

Таким образом, разграничение уголовной и административной ответственности за контрабанду происходит, в первую очередь, по предмету. «При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков составов преступлений, предусмотренных статьями 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ, судам необходимо устанавливать принадлежность незаконно перемещенных товаров или иных предметов к перечисленным в этих статьях предметам контрабанды. Если при установлении принадлежности незаконно перемещенных товаров или иных предметов к предметам контрабанды требуются специальные познания, то суды должны располагать соответствующими заключениями экспертов или специалистов» [4].

 

Список литературы:
1. Ишмухаметова С.И., Масягутов Л.Э. К вопросу о соотношении административного правонарушения и уголовного преступления // Наука, образование и культура. 2018. № 4 (28). С. 52-55.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1.
3. Нижельская Д.А. Особенности квалификации контрабанды // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 2-2. С. 143-146. 
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 г. № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 6, июнь, 2017.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 21.11.2022) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 13.06.1996) (утратил силу) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
7. Федеральная таможенная служба: официальный сайт. URL: https://customs.gov.ru/ (дата обращения 04.12.2022).