Статья:

Проблема становления экономической самостоятельности муниципальных образований

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Выходные данные
Каримова К., Аминов И.Р. Проблема становления экономической самостоятельности муниципальных образований // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(13). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 122-127.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема становления экономической самостоятельности муниципальных образований

Каримова Камилла
студент Института права, Башкирского государственного университета, РФ, г. Уфа
Аминов Ильдар Ринатович
канд. юрид. наук, доцент, Башкирского государственного университета, РФ, г. Уфа

 

Аннотация: Муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. В статье определена роль экономической самостоятельности для местного самоуправления. Раскрыты проблемы самостоятельности местных бюджетов муниципальных образований и пути их решения. Проведено сравнение с зарубежным опытом реализации принципа финансовой самостоятельности муниципалитетов.

Ключевые слова: муниципальные финансы; финансовая самостоятельность; межбюджетные отношения.

 

За последние двадцать лет Российская Федерация, сделала свой стратегический выбор, несколько раз корректировала политический курс своего развития. Данные процессы ставили перед государством, политическими элитами и гражданами ряд проблем, связанных не только с формированием конституционного дизайна, гражданского общества, но и правового государства и рыночной экономики [1, С.56].

Воздействие муниципальных образований на рыночную экономику поставило задачи уяснения их места в гражданском обороте и особенностей их триады правомочий собственника. Муниципальная собственность выступает не только экономическим выражением самоуправленческих начал территориального коллектива, объединенного в рамках муниципального образования, но и объектом управления [2, С.21].

Проблема повышения экономической самостоятельности системы местного самоуправления достаточно давно исследуется в экономической науке. Как с позиций общегосударственных интересов, так и с точки зрения местного интереса и интереса территории (региона).

Местное самоуправление является конкретной формой широкого социального самоуправ­ления, механизмом самоорганизации народа и самореализации им своих интересов. Государ­ство существует как доверительный инструмент защиты и реализации тех интересов населе­ния, которые оно самостоятельно осуществлять не может. Социальное самоуправление, наоборот, выступает инструментом, посредством которого население способно осуществлять те задачи и достигать тех целей, которые не требуют государственного вмешательства на ме­стах.

По мнению граждан, сложившиеся условия привели к активизации произвола чиновников, обострились проблемы падения нравов и культуры, алкоголизм и наркомания» [3].

В такой ситуации становится понятно, что современное государство просто не может вы­страивать свою политику без взаимодействия с общественными организациями различного типа - социальными институтами гражданского общества. Среди таких организаций можно назвать различного рода общественные советы, общественные палаты, публичные консуль­тационные комиссии, гражданские ассамблеи и т. д. [4].

Особое значение для развития социального государства приобретает расширение самосто­ятельности муниципальных образований, особенно их экономической самостоятельности. А она представляет собой частный случай более широкого явления - экономической самосто­ятельности всей системы местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации закрепляет правовое положение муниципалитетов как самостоятельного уровня публичной власти и четко определяет полномочия местного самоуправления в сфере бюджетной и финансовой самостоятельности. Кроме того, некоторые другие законода­тельные акты, действующие на территории России и осуществляющие пра­вовое регулирование института местного самоуправления, такие как Бюд­жетный кодекс РФ, Европейская хартия о местном самоуправлении и дру­гие, также гарантируют обеспечение принципа самостоятельности муници­палитетов в решении проблем местного значения и распоряжении собст­венными средствами

Таким образом, на законодательном уровне органам МСУ предоставлен достаточно широкий спектр правовых полномочий, обеспечивающих само­стоятельность муниципалитетов, однако на практике реализация данного конституционного принципа остается под вопросом уже не один год, делая проблему независимости муниципалитетов в формировании своих бюдже­тов актуальной и требующей незамедлительного решения.

На наш взгляд, в самом общем приближении понятие экономической самостоятельности может быть представлено в виде трех основополагающих конструктов: самоопределения, самоуправления и самореализации. Самоопределение предполагает, что муниципальные органы самостоятельно определяют источники и объем бюджетного финансирования, разрабатывают нормативы и коэффициенты, устанавливают приоритеты и направления бюджетной политики на местах.

Проблема ограничения финансовой самостоятельности муниципальных образований берет начало в несовершенстве и противоречивости нормативно-правовой базы, которая, с одной стороны, закрепляет принцип самостоятельности муниципалитетов в формировании и использовании финансовых ресурсов, но с другой ограничивает их в реализации данного принципа, предоставляя им весьма ограниченный круг полномочий по формированию доходов и расходов местных бюджетов. Среди причин, создавших такие условия, можно выделить следующие.

Во-первых, ограничению самостоятельности муниципалитетов в распоряжении своими доходами способствует сложившаяся система межбюджетных трансфертов. Как отмечено в докладе Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС), по данным Счетной палаты, до 90 % доходов местных бюджетов направляются в вышестоящий бюджет, то есть в бюджет субъекта РФ, а уже оттуда перераспределяются в местные бюджеты через трансферты [5]. При этом такая финансовая помощь, как правило, носит целевой характер: так, согласно Минфину РФ, 71 % безвозмездных поступлений в 2010 году составили субсидии и субвенции, которые в соответствии с п. 1 ст. 139 и п. 1 ст. 140 БК РФ [6] предоставляются местным бюджетам для финансирования конкретных расходных обязательств, а это означает, что муниципалитеты не могут самостоятельно, по своему усмотрению определять формы и направления расходования выделенных им средств.

Если сравнить доли целевых и нецелевых межбюджетных трансфертов в структуре всех безвозмездных перечислений местным бюджетам в России и за рубежом, то обнаружится существенный разрыв между долей нецеле­вых трансфертов в России и в развитых странах, в особенности в Финлян­дии.

Так, если в России доля нецелевых трансфертов составляет 29 % в об­щем объеме трансфертов в местные бюджеты, то в Финляндии, муниципа­литеты которой, как известно, обладают наибольшей самостоятельностью, нецелевые перечисления составляют более 90 %. Данный факт еще раз подтверждает то, что независимость муниципальных образований в распоряжении своими средствами во многом определяется нецелевым характером межбюджетных перечислений.

Очевидно, что сложившаяся ситуация противоречит основополагающе­му принципу самостоятельности муниципальных образований, в частности, п. 7 ст. 9 Европейской хартии местного самоуправления: «Предоставляемые местным органам самоуправления субсидии, по возможности, не должны предназначаться для финансирования конкретных проектов. Предоставле­ние субсидий не должно наносить ущерба основополагающему принципу свободного выбора органами местного самоуправления политики в сфере их собственной компетенции» [7].

Во-вторых, немаловажное значение имеет и тот факт, что, согласно ст. 142.2 БК РФ, уровень налоговых доходов муниципалитетов, превышение которого влечет за собой изъятие этого излишка из местных бюджетов в ре­гиональные в форме субсидий, устанавливается законодательством субъекта РФ. То есть фактически такая система межбюджетных отношений лишает муниципалитетов не только значительной части собственных доходов, но и стимула к увеличению своих налоговых доходов, а также способствует рас­пространению на местном уровне настроений иждивенчества. Кроме того, решения о предоставлении местным бюджетам субсидий, субвенций и до­таций, а также их размере принимается на уровне субъекта РФ, что еще раз свидетельствует о зависимости органов МСУ от региональных властей.

В-третьих, как показывают опросы представителей органов МСУ [3], проведению полноценной самостоятельной финансовой политики препят­ствует отсутствие у муниципалитетов права устанавливать местные налоги и сборы, за исключением варьирования ставок земельного налога и налога на имущество физических лиц. Данное положение закреплено в п. 6 ст. 12 НК РФ [6].

Экономическая самостоятельность местных бюджетов также зависит и от рационального распределения налогов и налоговых доходов по уровням бюджетной системы, к примеру, находясь в общем объеме доходов собственные налоговые источники должны всегда преобладать хотя бы в половине муниципалитетов.

Сбалансированность бюджетов разных уровней, а также распределение налоговых доходов дает возможность обеспечить достаточный уровень экономической самостоятельности местных бюджетов.[8]

Если доходы местных бюджетов будут формироваться за счет налогов на имущество и налогов, получаемых от деятельности субъектов малого предпринимательства, то с помощью таких видов доходных источников можно в значительной мере укрепить собственную финансовую базу бюджетов, а для этого необходимо расширить права органов местного самоуправления по части налогов.

Соответствие собственных доходов муниципальных образований необходимому объему их расходов для достижения экономической самостоятельности имеет решающее значение. В законодательстве Российской Федерации можно найти четко сформулированные интересующие нас вопросы местного значения муниципальных образований, такие как формирование, утверждение и исполнение бюджета, а также последующий контроль за исполнением данного принятого бюджета; [2]

Таким образом, сложившаяся система межбюджетных отношений, лишающая муниципальные образования права свободно распоряжаться своими средствами, а также ограниченность прав муниципалитетов в установлении местных налогов препятствуют проведению независимой и эффективной финансовой политики, что является почвой для развития проблемы недостаточности финансовых ресурсов и дефицитности местных бюджетов.

 

Список литературы: 
1. Аминов И.Р. О фундаменте национальной безопасности России // Вестник Башкирского института социальных технологий. Серия "Юриспруденция". -  2015. -  № 2 (27) C. 56-62. 
2. Аминов И.Р. Муниципальная собственность - особенности правового регулирования // В сборнике: Правовое развитие России XXI века: актуальные задачи юридической науки и практики сборник статей всероссийской научно-практической конференции, посвященный 25-летнему юбилею института права Челябинского государственного университета. 2016. С. 21-25.
3. Всероссийский совет местного самоуправления: доклад о развитии местного самоуправления в Российской Федерации и задачах ВСМС. – М., 2011. – 42 с.
4. Атаева А.Г. Механизм формирования финансовой самостоятельности муниципальных образований: автореф. … к.э.н. / А.Г. Атаева // Екатеринбург, 2011. – 26 с.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.11.2015) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_19702/ 
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.11.2015) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 19671/
7. Европейская хартия местного самоуправления. Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ [Электронный ресурс]. – Страсбург, 15.10.1985. – Режим доступа: http://conventions.coe.int/Treaty/RUS/Treaties/Html/122.htm 
8. Булатов Ю.И. Правовое обеспечение принципа финансовой самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации: автореф. дисс. ... к.э.н. / Ю.И. Булатов // Челябинск, 2010. – 22 с.