Статья:

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(177)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Андронова О.В., Сайбель К.В. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 41(177). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/177/101962 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ

Андронова Ольга Валерьевна
магистрант, Московская финансово- юридическая академия, РФ, г. Калининград
Сайбель Кристина Владимировна
магистрант, Московская финансово- юридическая академия, РФ, г. Калининград
Панькина Инга Юрьевна
научный руководитель,

 

Аннотация. Настоящая статья посвящена исследованию особенностей административных правонарушений в миграционной сфере РФ. В данной работе был проанализирован состав административных правонарушений предусмотренные главой 18 КоАП РФ «Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечение режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства». В завершении статьи, авторами сделаны выводы по представленным вопросам, а также выработаны предложения и рекомендации для их решения.

 

Ключевые слова: миграция, правонарушения, иностранные лица, миграционное законодательство, трудовая миграция.

 

Экономическая и военно-политическая неустойчивость нередко порождают неконтролируемые миграционные процессы. Большие потоки мигрантов из бедных стран или государств ищут лучшей жизни в благоприятных странах со стабильной развивающейся экономикой и спокойной политической атмосферой. Организованный и контролируемый миграционный процесс способен положительно повлиять на страны доноры и на принимаемые государства. Но к сожалению, такая миграция приводит как к положительным, так и к отрицательным последствиям.

Международные миграционные особенности, определяющие миграционные потоки, в том числе в России, говорит о нас, как об активном участнике в процессе мировой миграции. По количеству мигрантов Россия занимает второе место в мире. В этой связи, особенно сложная ситуация обстоит с незаконной миграции, наносящая ущерб экономике нашего государства, увеличивает нагрузку на социальную инфраструктуру, а от сюда и недовольства местного населения, негативно влияет на криминогенную обстановку.

Прежде чем перейти к административным правонарушениям в миграционной сфере, для начала нужно разобраться, что же такое миграция и понять ее роль для в жизни государства. Как отметила Воробьева О.Д., миграция – это «любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно – территориальных образований с целью перемены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под воздействием каких факторов оно происходит - притягивающих или выталкивающих». [9]

Незаконная же миграция, представляет собой перемещение на территорию российской федерации с нарушениями правил въезда в РФ, пребывании иностранных граждан на территории РФ и осуществлении ими несанкционированной трудовой деятельности. Исследование вопроса об административной ответственности в миграционной сфере, на основе анализа статистики и правоприменительной практики, позволяют определить часто встречающиеся правонарушения. Вопросы миграционной политики регулируются законодательством Российской Федерации и включают в себя следующие нормативные акты:

 - Федеральный закон от 25.07.2002 №115 - ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»;

- Федеральные закон от 18.07.2006 №109 – ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»;

- Федеральный закон от 15.08.1996 №114 - ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в РФ»;

- Федеральный закон от 01.07.2021 № 274 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»;

- Постановление правительства РФ от 07. 10.2021 №1706 «Об установлении на 2022 год допустимой доли иностранных работников используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории РФ отдельные виды экономической деятельности»;

- Приказ Федеральной миграционной службы от 8 ноября 2013 г. № 473 “Об утверждении форм бланков заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, справки о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства к рассмотрению, протокола опроса свидетеля при установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства по фотографии, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства” и т. д. .

Административные правонарушения в сфере миграции в целом и трудовой миграции в частности рассматриваются в главе 18 Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации «Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории российской Федерации». [3]

Государственными подразделениями системы ФМС, а также территориальными органами МВД РФ, ежегодно выявляются более 50 тысяч административных правонарушений иностранными гражданами. Наиболее распространенные являются нарушения связаны с подделкой документов и с незаконным пересечением границы РФ. Данные правонарушения отражены в ст. 18.8 КоАП РФ «Нарушение иностранными гражданами или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации влечет наложение административного штрафа в размере от 2 до 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ».

В основном большинство мигрантов приезжают с целью трудовой деятельности, поэтому особое внимание хотелось бы уделить трудовой миграции. Составы административных правонарушений посягающих на правоотношения в сфере трудовой миграции, делятся на две группы.

Первая группа устанавливает ответственность для самих трудовых мигрантов, соответственно регулируются ст. 18.10 КоАП РФ «Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации» и ст. 18.20. КоАП РФ «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства срока обращения за выдачей патента».

Вторая группа административных правонарушений устанавливает административную ответственность для работодателей, которые пользуются рабочей силой мигрантов, а также лиц осуществляющих их прием и размещение на территории Российской Федерации. Для работодателей ответственность устанавливается ст. 18.15. КоАП РФ «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства», ст. 18.17. КоАП РФ «Несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности», ст. 18.16. КоАП РФ «Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах)», а также для лиц приглашающих и размещающих мигрантов по месту пребывания ответственность установлена ст. 18.19 КоАП РФ «Нарушение правил уведомления уполномоченных государственных органов об обучении или о прекращении обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в образовательных организациях».

Главной задачей, для решения проблем с трудовыми мигрантами в современной России, становится определение экономически обоснованного количества иностранных мигрантов, для осуществления трудовой деятельности. Данный расчет должен производится с учетом баланса интересов местного населения и трудовых мигрантов. В своих трудах «Государственное управление в сфере внешней трудовой миграции: теория и практика» авторы Четвернина А.В. и Малышев Е. А. указали на необходимость создания в каждом регионе России единого миграционного центра содействия внешней трудовой миграции. [8]

Сотрудники правоохранительных органов, считают главной проблемой потери контроля над мигрантами, в затруднении применения регламентирующих норм к данному явлению. Для урегулирования данного вопроса государству необходимо жестче контролировать процесс применения основных законов, которые связанны с миграционной политикой. Предупреждение и пресечение правонарушений в сфере миграции требуют принятия комплексных, скоординированных мер.

Так, в Указе Президента РФ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы», предусматривается развитие системы правовой базы миграционного контроля, упорядочение миграционного потока в стране, а также обеспечение защиты прав и интересов граждан России. [4]

Таким образом можно сделать вывод, что ужесточение административного законодательства в сфере незаконной миграции вполне востребовано. Но наиболее важной задаче, является предупреждение и пресечение миграционных преступлений и правонарушений путем выявления административных правонарушений и эффективного административного преследования нарушителей и выдворения данных субъектов за пределы РФ, в принудительном порядке.

 

Список литературы:
1. Конституция РФ Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года // СПС «Консультант плюс»
2. Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СПС «Консультант плюс»
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СПС «Консультант плюс»
4. Указ Президента РФ “О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы” 31.10.2018 № 622 // СПС «Консультант плюс»
5. Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 №635-р // СПС «Консультант плюс»
6. Распоряжение Правительства РФ от 27.03.2020 N 763-р // СПС «Консультант плюс»
7. Комаровский В. В. Концепция миграционной политики и трудовая миграция: что можно или нужно сделать? // Общественные науки и современность. – 2019.
8. Четвернина А.В., Малышев Е. А. Государственное управление в сфере внешней трудовой миграции: теория и практика. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4, Государство и право: Реферативный журнал. 2018 -М. : Юстицинформ, 2017. 
9. Воробьёва О. Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации / Аналитический сборник Совета Федерации ФС России — 2003. — № 9 (202). — С. 35.