Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(43)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(43)
Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ
Согласно ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) административное правонарушение — это противоправное виновно совершенное действие либо бездействие юридического или физического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Составом административного правонарушения является совокупность признаков, наличие которых позволяет квалифицировать то или иное деяние как противоправное, а соответственно, как определенное административное правонарушение. Состав правонарушения включает в себя четыре элемента: объект, субъект, объективную сторону, субъективную сторону.
Объект административного правонарушения - это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.
Объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, которые регулируются нормами административного права, а также нормами некоторых других отраслей российского права, которая охраняется посредством мер административной ответственности.
В административном праве выделяют родовой объект административного правонарушения и непосредственный объект административного правонарушения.
Проанализируем элементы состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ.
Родовой объект административного правонарушения соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ. Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 15 КоАП РФ являются отношения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг. Соблюдение правил поведения в указанных отношениях предписывается нормами права из иных отраслей. Родовым объектом административного правонарушения согласно ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ являются отношения по учету денежной наличности и ведению кассовых операций, которые определяются в частности Указаниями ЦБ РФ от 11.03.2014г. № 3210-У, Указаниями ЦБ РФ от 07.10.2013 № 3073-У.
Непосредственный объект административного правонарушения определяется конкретным составом административного правонарушения в каждой главе Особенной части КоАП РФ.
Непосредственным объектом посягательства, согласно ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ будет являться порядок работы с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций, родовой же объект, как указывалось выше – отношения по учету денежной наличности и ведению кассовых операций, вытекающие из интересов государства по контролю таких отношений.
Субъект налогового правонарушения – это физические лица, а также юридические лица, которые совершили противоправное деяние - административное правонарушение.
Объективная сторона административного правонарушения - это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.
Составы административных правонарушений разделяют на материальные и формальные.
Материальными называют составы административных правонарушений, в объективную сторону которых всегда входит наступление негативных материальных последствий. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.
Составы, для которых достаточно самого факта совершения правонарушения и которые никак не связаны с наступлением вредных последствий, называют формальными. Состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ следует отнести к формальному составу, так как достаточно самого факта совершения правонарушения, а наступление каких-либо вредных последствий с объективной стороной никак не связано.
Таким образом, для привлечения к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ достаточно установить нарушение лицом порядка ведения кассовых операций или нарушение по учету денежной наличности, при этом следует учитывать субъективную сторону состава административного правонарушения, которая характеризуется прежде всего виной.
Органом, привлекающим по указанным основаниям к административной ответственности административным законодательством определено Министерство по налогам и сборам РФ и его структурные подразделения.
В этой связи следует обратиться к правоприменительной практике налоговых органов ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей наступает за:
· «нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, не оприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов» [1, с. 196]
При этом следует принять во внимание Указания ЦБ РФ от 11.03.2014г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».
Из буквального прочтения этого нормативного акта (п.2 абз.7) следует, что юридическое лицо должно хранить на банковских счетах в банках денежные средства сверх установленного лимита остатка наличных денег, являющиеся свободными денежными средствами.
Пунктом 2 абзаца 9 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014г. № 3210-У определено, что субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег могут не устанавливать. Следовательно, налоговым органам следует обратить достаточное внимание на субъективный состав и субъективную сторону состава данного административного правонарушения.
Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства, определены ст.4 ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
Таким образом, руководствуясь п.2 абз.9 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014г. № 3210-У субъекты малого предпринимательства могут вести накопление денежных средств в кассе без установления лимита. Из указанного следует, что поскольку у субъекта малого предпринимательства нет обязанности устанавливать лимит остатка наличных денежных средств, то и не возникает обязанность хранить свободные денежные средства на банковском счете, так как свободные денежные средства, это денежные средства сверх установленного лимита.
Исходя из выше сказанного, к субъектам малого предпринимательства неприменим п. 4 Указания ЦБ РФ от 07.10.2013 № 3073-У в качестве определяющего порядок хранения свободных денежных средств, поэтому отсутствует субъективная сторона состава административного правонарушения, а именно вина юридического лица, либо вина должностного лица при наличии формального состава данного административного правонарушения – а именно не установление лимита остатка денежных средств или накопление денежных средств в кассе в значительных размерах.
Между тем, налоговые органы привлекают юридические лица к ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ независимо от субъектного состава, что вызывает небезосновательные споры со стороны юридических лиц, привлеченных к административной ответственности (Постановление ФАС Поволжского округа от 04.06.2010 по делу №57-3999/2010;
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2011 №07АП-9420/11).
Таким образом, из вышесказанного следует, что для правильной квалификации наличия состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ следует точно определять субъектный состав.