Статья:

История развития и функционирования таможенной службы в России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(130)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Козлова К.О. История развития и функционирования таможенной службы в России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 37(130). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/130/80389 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

История развития и функционирования таможенной службы в России

Козлова Ксения Олеговна
студент, Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет, РФ, г. Санкт-Петербург
Шуваев Андрей Валерьевич
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет, РФ, г. Санкт-Петербург

 

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE LEGAL REGULATION OF THE CONTRACT OF SALE IN THE EU AND EEU COUNTRIES ON THE EXAMPLE OF FRANCE AND THE RUSSIAN FEDERATION

 

Kseniy Kozlova

Student, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Russian Federation, Saint-Petersburg

Andrey Shuvaev

Candidate of legal Sciences, associate professor, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Russian Federation, Saint-Petersburg

 

Аннотация. В статье рассматривается история развития и функционирования таможенной службы в России путем выяснения как зарождалась таможенная служба от Киевской Руси до настоящего времени, а также, какие были первые нормативные акты по таможенной службе. Проводится сравнительный анализ между разными периодами истории.

Abstract. This article examines the history of the development and functioning of customs service in Russia by clarifying how it arose from Kievan Rus to the present time and what were the first regulations on the customs service. A comparative analysis is carried out between different periods of history.

 

Ключевые слова: история развития, таможенная служба в России, нормативные акты по таможенной службе, Федеральная таможенная служба.

Keywords: history of development, customs service in Russia, customs regulations, Federal customs service.

 

Таможенная служба России обладает многовековой историей, что, безусловно, логично, потому как основной функцией таможни, является это защита государственных экономических интересов.

В соответствии  с действующим законодательством служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации [1, ст. 1].

Необходимо отметить, что деятельность Федеральной таможенной службы регламентирует целый ряд правовых актов, таких, как Конституция РФ, Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и иные федеральные законы, Указы Президента РФ и распоряжений Правительства РФ, а также локальны правовые акты.

С развитием и становлением государства Российского стало формироваться таможенное дело.

Впервые плата за провоз товаров на территорию Древней Руси стали взиматься в X веке, о чем свидетельствуют упоминания в летописях того периода о пошлинах. Именно тогда таможенные пошлины и стали начали делить на проезжие и торговые. Ярослав Мудрый ввел такое понятие как «мыт», то есть налог за провоз товаров по воде и суше. При нем же появилась «мытная служба», которая не являлась государственной, но была почетной. Людей, которые осуществляли сбор пошлин и сборов вскоре стали называть «мытники», место, где происходило собирание «мытницей».

Все внешнеторговые дела некоторый период времени осуществлялись  исключительно на основе договорных и духовных грамот великих князей, это был сложный период феодальной раздробленности Руси. Также следует отметить, что между княжествами не было единой системы пошлин, так как ставки князья устанавливали единолично.

В XIII веке пошлины стали взиматься не только от количества товаров, но уже и от ценностей товаров.

Однако позже стала образовываться и единая таможенная политика, но это случилось уже только в XVI веке, когда все силы стали складываться у централизованного Московского княжества.

Можно сказать, что именно с этого периода и начинает складываться таможенное законодательство. Это событие является краеугольным камнем для дальнейшего формирования и развития таможенного дела на Руси.

В середине XVII века в Российском государстве произошли значимые перемены в таможенном деле.

25 октября 1653 года русский царь Алексей Михайлович Романов принял, Торговый устав, который регламентировал нормы русского торгового права и соответственно, стал источником право таможенного. Алексей Михайлович в период своего правления принял ряд других законодательных актов с помощью которых, реформировал таможенное дело.

Этими актами являются Уставная таможенная грамота 1654 г., Новоторговый устав 1667 г., Указ «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием поскольку взято и с каких товаров» 25 октября 1653 г. Этот указ стал переломным в истории Российского таможенного дела, так как именно им завершилось старая таможенная политика и начался ряд таможенных реформ, который завершился принятие Новоторгового устава 1667 г. [8, с. 16].

Необходимо отметить, что к концу XVII века в Российском государстве была создана централизованная таможенная служба, которой управляли чиновники, которых называли «головы» и «целовальники».

Одновременно с развитием на Руси централизованного государства, формировалась таможенная охрана – прародитель современного таможенного органа. Необходимо отметить, что таможенная охрана выполняла ряд важных задач, одной из которых являлось пополнение казны, что осуществлялось при помощи сбора пошлин.

Наиболее стремительное развитие таможенной службы наблюдалось в период правления Петра I Великого. Именно при нем стала ускоренно развиваться внешняя торговля в России.

В процессе реформирования Петр I перевел  Коммерц-коллегию в подчинение таможенной службы, благодаря этому, к концу второй половины XVII века Приказ Большой казны занимался взиманием сбором таможенных доходов.

В дальнейшем произошел ряд существенных изменений повлиявший на структуру таможенной службы: в 1802 году Александр I перевел Таможенную служба в подчинение Министерству коммерции; в след за этим в 1811 году император переводит таможенную службу в Департамент внешней торговли Министерства финансов. Данный переход был осуществлен в связи с устранение Министерства Коммерции.

Николай I продолжил реформаторскую деятельность, своего брата. В 1827 году была учреждена пограничная таможенная стража, которая просуществовала в плоть до самого начала революции 1917 года.

Огромную роль в становлении таможенной системы сыграли события Первой Мировой войны 1914-1918 гг. и Октябрьской революции 1917 г. этот период крайне негативно повлиял на развитие, таможенная система, спровоцировав некоторый регресс.

Советский период также был не самым благополучным для таможенной службы, так как после Октябрьской революции 1917 г. в уже в Советской России была объявлена государственная монополия внешней торговли.

Руководство таможенным делом в стране к 1918 г. перешло к  Центральному комитету профсоюза таможенных работников. В 1920 году ведомство было преобразовано в Наркомат внешней торговли. Однако дальше длительное время (около 40 лет) таможенная служба входила в систему Министерства внешней торговли СССР.

Важной датой для истории таможенной службы, является 12 февраля 1986 г., так как именно в это было создано самостоятельное таможенное ведомство - Главное управление государственного таможенного контроля при Совете министров СССР.

Но все же изменения не заставили ждать себя долго: и 25 октября 1991 г. был образован Государственный таможенный комитет (ГТК РСФСР), который просуществовал до 2004 г. ГТК РСФСР был создан как центральный таможенный орган [7, с. 81].  

На ГТК РСФСР было возложено много задач, но главной из которых, было несение ответственности за организацию и обеспечение процессов таможенного дела в России. Стала совершенствоваться организационная структура и расширяться система таможенных органов, что, конечно же, способствовало более быстрому развитию, таможенное дело в Российском государстве. Это было важным толчком к усовершенствованию и разработке основ таможенного законодательства.

В 2004 году произошли новые изменения в таможенной службе, а именно Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» ГТК РСФСР был реформирован в Федеральную таможенную службу РФ (ФТС РФ).

Важное значение для таможенных органов имел Указ Президента РФ о вопросах Федеральной таможенной службы, в котором было установлено, что руководство ФТС осуществляет Правительство РФ [3, ст. 1], хотя раньше она была под подчинением Министерства экономического развития.

В 2010 г. многие функции ФТС РФ перешли Комиссии Таможенного союза. Эти события произошли в связи с принятием Таможенного кодекса Таможенного Союза. Но уже в 2016 г. ситуация вновь поменялась и ФТС РФ получила часть функций от ликвидированной Федеральной службы финансово - бюджетного контроля, а именно функции в сфере валютного контроля [4, п. 2]

С 2006 г. Федеральная таможенная служба РФ напрямую подчинялась Правительству РФ, но в 2016 г. ситуация поменялась. С 2016 года и по настоящее время  ФТС РФ находится в ведение Министерство финансов РФ [2, ст. 2].

Подводя итог, всему вышесказанному необходимо отметить, что таможенные органы всегда были, есть и будет тесло переплетены с внешнеэкономическими торговыми отношениями, что наглядно рассматривается в данной статье. Таможенные органы имеют за плечами множество столетий развития преобразования и функционирования. Сегодня таможенная служба РФ гарантирует защиту экономической безопасности государства. Невозможно не отметить, что ФТС России приносит в федерального бюджет немалый доход. Также есть основания утверждать, что таможенная служба будет дальше развиваться и преобразовываться.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;
2. Указ Президента РФ от 15.01.2016 № 12 (ред. от 15.05.2018) «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации»;
3. Указ Президента РФ от 11.05.2006 г. № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» (с изменениями и дополнениями);
4. Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 (ред. от 15.05.2018) «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере»;
5. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 12.04.2019) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;
6. Указ Президента РФ от 25.10.1994 № 2014 (ред. от 16.09.1999) «Об утверждении Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации»;
7. Новикова А. С., Таможенное дело и таможенное регулирование в ЕАЭС: учебник для вузов - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 376 с.;
8. Покровская  В. В.,  Таможенное дело в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов - 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 293 с.