Кластерный подход к цифровизации сельского хозяйства
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(119)
Рубрика: Сельскохозяйственные науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(119)
Кластерный подход к цифровизации сельского хозяйства
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы необходимости внедрения цифровых технологий в сельскохозяйственную отрасль, а также возможность перераспределения бюджетных средств на внедрение цифровых решений. Использованы следующие исследовательские методы: корреляционный, статистический анализ данных и SWOT-анализ Полученные результаты позволяют предположить, что цифровая трансформация поспособствует развитию сельскохозяйственного потенциала региона.
Ключевые слова: сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, цифровизиция, кластеризация, программа развития, информационное пространство.
Сельское хозяйство – стратегическая для России отрасль, имеющая высокий экспортный потенциал. Отсутствие единого информационного пространства для сопровождения цифровой экономики диктует назревшую необходимость оценки потенциала и создания предпосылок развития инновационных технологий, направленных на повышение эффективности регионального взаимодействия в отношении сельского хозяйства. В контексте разработки цифровых решений основополагающим фактором выступает наличие взаимосвязей между основными показателями деятельности регионов в сельскохозяйственной отрасли и их ресурсной обеспеченностью. Это позволяет оценить возможность объединения регионов по принципу кластеров для повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции и обеспечения всех участников аграрного рынка информационной системой.
Современные интеллектуальные цифровые решения могут способствовать преодолению проблем повышения производительности ресурсов и способствовать устойчивому развитию сельскохозяйственной отрасли РФ.
Агропромышленные кластеры в поле кластерной политики часто относят к так называемым традиционным кластерам. Считается, что их поддержка в регионе оправдана даже при отсутствии высокого уровня межрегиональной специализации. В России они часто становятся объектами региональных кластерных политик, в том числе без учета фактора локализации и уровня развития кластера.
Типовая программа развития сельскохозяйственной отрасли региона содержит следующие задачи:
–повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса;
–устойчивое развитие сельских территорий, занятости сельского населения;
–воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства;
–увеличение объемов экспорта сельскохозяйственной продукции;
–развитие отрасли сельского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий [2].
Стоит отметить, что существующие государственные программы развития сельского хозяйства также направлены на развитие агропромышленного комплекса посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений.
Существует гипотеза о недостаточно эффективном расходовании бюджетных средств на развития и поддержку сельскохозяйственной отрасли, которое не соответствует ожидаемому росту ВРП. В связи с этим на примере четырех регионов с разной специализацией и степенью зависимости от сельского хозяйства, проведём корреляционный анализ зависимости расходов на АПК и ВРП. Используемые данные получены из консолидированного бюджета [4].
Таблица 1.
Коэффициенты корреляции расходов на АПК и ВРП
АПК |
Показатель, млрд., руб |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
Корре-ляция |
Краснодарский край |
Расходы |
44,56 |
35,06 |
38,14 |
41,13 |
48,73 |
0,4 |
ВРП |
1784,8 |
1933,5 |
2076,6 |
2227,6 |
2344,6 |
||
Чеченская республика |
Расходы |
9,29 |
7,74 |
9,04 |
10,97 |
7,65 |
-0,01 |
ВРП |
148,9 |
154,4 |
166,7 |
178,9 |
193,1 |
||
Амурская область |
Расходы |
11,17 |
9,93 |
8,17 |
9,27 |
9,71 |
-0,69 |
ВРП |
232,1 |
277,4 |
287,6 |
266,1 |
301,1 |
||
г. Москва |
Расходы |
436,16 |
409,05 |
483,46 |
611,42 |
676,79 |
0,96 |
ВРП |
12779,5 |
13520,9 |
14299,8 |
15724,9 |
17881,5 |
На основании разнонаправленной корреляции можно судить об эффективном использовании бюджетных средств, а также о том, что бюджетирование эффективно при наличии сильной положительной зависимости расходов на АПК и ВРП. В том случае, если существующие технологии имеют низкий уровень самодостаточности, т.е. чем большие финансовые вложения в отрасль, тем больший эффект достигается при производстве сельскохозяйственной продукции. В то же время при наличии сильной обратно пропорциональной зависимости т.е. чем меньше расходы на АПК, тем выше ВРП, можем говорить о сравнительно высокой степени эффективности существующих технологий производства т.е. чем меньше расходов, тем больший эффект достигается при производстве сельскохозяйственной продукции.
Расходы на АПК в Краснодарском крае оказывают влияние на ВРП на 40%, что говорит о прямо пропорциональной зависимости ВРП от АПК, при увеличении расходов на АПК, произойдет увеличение ВРП соответственно. Для Чеченской республики корреляция не выявлена - изменение расходов на АПК не окажет влияние на ВРП. В Амурской области коэффициент корреляции равен -69%, что говорит об обратной зависимости, т.е. чем выше расходы на АПК, тем ниже ВРП. Для Москвы наблюдается прямая зависимость. Полученные результаты в целом подтверждают вышеуказанную гипотезу, о недостаточно эффективном расходовании бюджетных средств на развития и поддержку сельскохозяйственной отрасли, которое не соответствует ожидаемому росту ВРП. Тем самым можно сказать, что необходимо развитие технологий в сельскохозяйственной отрасли для достижения обратно пропорциональной зависимости.
На наш взгляд, перспективным направлением увеличения эффективности бюджетирования может стать внедрение диджитал проектов. С точки зрения цифровизации можно рассматривать в том числе и проведение образовательных и обучающих курсов, направленных на повышение цифровой грамотности сотрудников, занятых в рассматриваемой отрасли. Это позволит увеличить объем экспорта продукции агропромышленного комплекса. Без цифровизации отрасли и резкого повышения эффективности обеспечить ожидаемый рост невозможно [3].
Цифровые решения поспособствуют стремительному развитию диверсификации рынка, регион сможет выступать одновременно в нескольких ролях, таких как производитель сельскохозяйственной продукции, потребитель, а также посредник, обеспечивая оптимальные логистические условия для сбыта продукции как с точки зрения транспорта, так и с точки зрения хранения.
На основе сделанных выводов можно предположить, что цифровая трансформация сельского хозяйства возможна с точки зрения бюджетного финансирования, т.к. существуют возможности перераспределения статей расходов бюджетных средств, а также создать благоприятных условия для развития программных решении и внедрения их на местах.
Таблица 2.
SWOT-анализ цифровой трансформации сельского хозяйства России
|
Положительные факторы |
Негативные факторы |
Внутренняя среда |
Совершенствование транспортных путей и мест хранения; определения оптимальных маршрутов; Появление новых каналов сбыта; Создание новых рабочие места. |
Необходимость проведения обучающих программ, направленных на повышение цифровой грамотности; необходимость калибровки рыночных процессов в информационных системах. |
Внешняя среда |
Снижения зависимость от сезонности и процента потерь. |
Отладка прав регулирования процесса цифровизации; Необходимо масштабирование региональных кластеров. |
Таким образом, необходимо рассмотреть возможность изменения приоритетов финансирования в пользу развития цифровых решений АПК, которые позволят увеличить эффективность распределения и перераспределения продукции, наладить цепочки поставок, создать новые рабочие места. Кластеризация регионов позволит изменить существующий порядок межрегиональных отношений и развивать не отдельно взятые регионы, а региональные группы, что позволит достигнуть эффекта целостности развития.