Основные проблемы в области государственных закупок
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(119)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(119)
Основные проблемы в области государственных закупок
На сегодняшний день законодательство в сфере государственных и муниципальных закупок делает акцент на самой процедуре закупки, а не на качестве поставляемых для удовлетворения государственных и муниципальных нужд товаров, услуг и работ. Игнорируются ключевые моменты, касающиеся реализации государственного и муниципального заказа: каталогизация (как основной инструмент прозрачного ценообразования в сфере государственных закупок), нормирование закупок типовых услуг, товаров и работ, планирование закупочной деятельности с минимальным количеством изменений с целью информирования потенциальных поставщиков и общественности о предстоящих закупках, обстоятельный контроль и аудиторские проверки закупок на постоянной основе как способ координирования действий с целью достижения необходимых показателей государственных программ и проектов, так же среди методов определения поставщика/исполнителя приоритет отдается аукциону, а не конкурсу как ключевому механизму закупок.
Контрактная система в сфере государственных закупок находится под постоянным пристальным вниманием общественности и контролирующих органов. При этом существует ряд нерешенных проблем, среди которых стоит выделить: коррупционную составляющую, противоречия с общей позицией контролирующего органа при принятии решений территориальными органами Федеральной антимонопольной службы, формирование «ловушек» в спецификациях контрактов и документации о закупке с целью отклонения заявок участников, невозможность защиты своих прав исполнителем/поставщиком в процессе исполнения контракта, наличие сговора при проведении торгов, «цикличность» проведения закупок.
В настоящее время коррупционные нарушения являются одними из наиболее часто встречающихся нарушений при проведении закупочной деятельности для удовлетворения нужд государственных и муниципальных заказчиков. Под коррупцией понимаются противоправные действия, направленные на получение личной выгоды с использованием служебного положения. Несмотря на то, что на борьбу с коррупцией направлен комплекс мер, искоренить её окончательно не удалось, именно поэтому вопросы, касающиеся коррупции, являются актуальными.
В связи с этим у потенциальных поставщиков/исполнителей государственного и муниципального заказа и у общественности сложилось недоверие к ответственности и компетентности государственных служащих, имеющих непосредственное отношение к осуществлению закупок с использованием бюджетных средств. Основные нарушения из года в год не меняются и связаны с завышением начальной максимальной цены контракта, а также нарушением процедур осуществления, оплаты и приемки товаров/работ/услуг по государственным и муниципальным закупкам. С каждым годом становится все больше схем, позволяющих обойти законодательство о закупках и реализовать государственный (муниципальный) заказ с целью личного обогащения в ущерб государству. К такому выводу пришли эксперты Счетной палаты.
Что касается мнения международного сообщества, то ежегодно формируется индекс восприятия коррупции Transparency, охватывающий все страны и континенты. Рейтинг стране присваивается в соответствии с проведенными опросами среди предпринимателей и экспертов в каждой отдельно взятой стране. Максимальное значений рейтинга – 100, минимальное – 0. В 2019 году среднее значение рейтинга составило 42 балла, количество стран в рейтинге – 180. В соответствии с данными, опубликованными на сайте РБК Россия поделила 137 строчку вместе с такими странами третьего мира, как: Доминиканская республика, Мавритания, Кения, Ливан [3, с. 89].
Это говорит о том, что уровень коррупции в стране достаточно высок как по мнению регулирующих органов в Российской Федерации, так и по мнению международного сообщества. Огромное количество правонарушений наблюдается именно в сфере государственных закупок. Это возможно по причине того, что законодательство в сфере закупок не совершенно. В законодательстве прописаны точечные меры противодействия коррупции, необходимо его модифицировать и дополнить, пунктами, которые, например: ограничивали бы возможность выбора поставщика исходя из личных связей и корыстных побуждений, делали бы невозможным ограничение конкуренции, связанное с внесением описания в конкурсную документацию, которое ограничивает выбор товаров, работ или услуг.
Следующий вопрос касается взаимодействия территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы. Так как в соответствии с организационной структурой Федеральной антимонопольной службой существует центральный аппарат и региональные управления, имеют место быть случаи, когда решения, принятые территориальными органами не соответствуют общей позиции центрального аппарата.
Если говорить о формировании «ловушек» в документации о торгах, то следует отметить, что в первой части заявки на участие в электронном аукционе должно содержаться:
- согласие организации, подавшей заявку на участие в электронном аукционе, к выполнению работ, поставке оборудования или оказанию услуг, указанных в документации об аукционе в электронной форме. После подведения итогов проведения аукциона в электронной форме объекты закупки не могут быть изменены. Такое согласие подписывается участником закупки с помощью электронно-цифровой подписи;
- при закупке оборудования, в том числе поставляемого заказчику при оказании услуг, выполнении работ должны указываться: страна производства данного товара, его характеристики в соответствии с показателями, указанными в документации об аукционе в электронной форме, а также название товарного знака (в случае наличия) в соответствии с частью 3 статьи 66 Федерального закона №44-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом №71-ФЗ было определено, что исключение из данного правила делается для участников аукциона в электронной форме, объектом закупки которого являются работы по капитальному строительству, ремонту, реконструкции и сносу объектов капитального строительства. В данном случае в первой части заявки необходимо только согласие участника аукциона в электронной форме на выполнение работа, поставку оборудования или оказание услуг, указанных в документации об аукционе в электронной форме. Такое согласие подписывается участником закупки с помощью электронно-цифровой подписи.
Что касается невозможности защиты своих прав исполнителем/поставщиком в процессе исполнения контракта, то речь идет, в частности, о праве заказчика в одностороннем порядке расторгнуть контракт в процессе его исполнения, что можно расценивать как злоупотребление со стороны заказчика. Наличие такой возможности обусловлено тем, что в законах и подзаконных актах нет исчерпывающего списка причин, на основании которых можно расторгнуть контракт. По сути заказчики могут отказываться от исполнения своих обязательств в одностороннем порядке [2, с. 31].
При этом после того, как контракт был расторгнут в одностороннем порядке по инициативе заказчика, поставщик/исполнитель вносится в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) сроком на два года, и, фактически, теряет возможность участия в муниципальной и государственной закупке, где в качестве требования к участникам заказчик установил отсутствие внесения в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на основании части 1.1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ.
Вопросы, касающиеся расторжения контракта в одностороннем порядке стали наиболее актуальными после того, как было выявлено, что количество случаев обращений государственных и муниципальных заказчиков с просьбой о внесении своих контрагентов в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) неуклонно растет.
Рисунок. Количество обращений заказчиков с просьбой о внесении контрагентов в РНП за период 2018-2019 гг.
Как видно из данных, представленных на рисунке, в 2018 году было зарегистрировано 15 784 обращения, в 2019 – 27 536 обращений, как свидетельствуют данные статистики, произошел почти двукратный рост за один год, что является негативной тенденцией. Из 27 536 обращений по результатам их рассмотрения в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) было включено только 14 589 поставщиков, что составляет 52,98% от общего количества обращений, оставшиеся заявки не были удовлетворены. Помимо всего прочего, стоит упомянуть о том, что в ряде случаев речь шла не только об отсутствии нарушений со стороны исполнителя/подрядчика/поставщика, но и о недобросовестности заказчика, подавшего жалобу.
Что касается наличия сговора при проведении торгов, то в данном контексте следует упомянуть следующее: Федеральным законом №71-ФЗ было определено, что если в документации при проведении аукциона в электронной форме используется проектная документация, то при осуществлении закупки, объектом которой являются работы по капитальному строительству, ремонту, реконструкции и сносу объектов капитального строительства сам аукцион проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме. Это исключение из правил, поскольку при проведении иных закупок с помощью аукциона в электронной форме непосредственно аукцион проводится в рабочий день, следующий за днем окончания срока изучения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме в соответствии с частью 3 статьи 68 Федерального закона №44-ФЗ. Данное изменение позволяет минимизировать риски, связанные с потенциальной возможностью сговора между организациями, подавшими заявки на участие в закупке [1, с. 2].
В отношении «цикличности» проведения закупок следует упомянуть следующее: до весны 2019 года заказчик в случае отсутствия поставщиков при проведении закупки, соответствующих предъявляемым требованиям, должен был проводить торги до тех пор, пока не будут поданы заявки от участников, соответствующих требованиям. Федеральным законом №71-ФЗ было определено, что если в процессе осуществления закупки не были поданы заявки на участие в закупке, соответствующие предъявляемым требованиям, торги проводятся два раза и в случае, если оба раза торги не состоялись, заказчик имеет право заключить контракт с единственным контрагентом по согласованию с Федеральной антимонопольной службой в соответствии со статьей 55 Федерального закона №44-ФЗ.